авиапроисшествия Катастрофа Су-27СМ2 на аэродроме Центральная Угловая

Катастрофа Су-27СМ2 на аэродроме Центральная Угловая

6 Апреля 2011
2516

6 апреля 2011 г. на аэродроме Центральная Угловая произошла авария самолета Су-27СМ2.

Развитие аварийной ситуации

Летчик выполнял полетное задание в простых метеорологических условиях в составе пары

Со слов и объяснений летчика в процессе запуска и опробования систем самолета перед вылетом и в течение всего полета, до наступления аварийной ситуации, отказов самолетных систем и оборудования, а также выхода аварийных сигналов и речевой информации о них, не было. Однако по материалам объективного контроля полета установлено, что в процессе опробования систем самолета перед полетом, а также перед взлетом системой «Тестер-УЗ серии 3» зафиксированы отказы систем: «Отказ резерва бокового канала», «Отказ автомата носков».

После взлета в качестве ведущего пары летчик выполнил сбор полетного порядка и выход группой в пилотажную зону. По окончании отработки фигур простого пилотажа на малой высоте был выполнен роспуск пары и выход на маршрут полета для отработки перехвата.

В процессе выполнения задания системой «Тестер-УЗ серии 3» зафиксированы сигналы об отказах систем: «Отказ резерва бокового канала», «Отказ автомата носков» и выдача информации об этих отказах летчику на МФПИ от системы «Экран», системой видеорегистрации «Беркут» зафиксирована выдача летчику речевой информации: «Отказ резерва бокового канала. Скорость менее 600, угол атаки менее 10 градусов». По докладу летчика информации на универсальном сигнальном табло (далее – УСТ) системы «Экран», а также речевой информации об отказах, в полете не было.

После выполнения задания экипажу был разрешен заход на посадку с визуального круга на высоте 900 м. При подходе к третьему развороту системой «Тестер-УЗ серии 3» зарегистрированы разовые команды: «Отказ канала носков крыла», «Отказ демпфера курса», «Отказ бокового канала». В процессе выпуска шасси и закрылков летчик ощутил скольжение на левое полукрыло, разворот носовой части самолета вправо. На пульте управления СДУ-10С высветились 1, 2, 3 кнопки-лампы сигнализации отказов, на МФПИ вышла команда «ОТКАЗ АВТОМАТА НОСКОВ». Системой «Тестер-УЗ серии 3» зафиксировано, что на 47 минуте полета рули направления отклонились на +12,1о (более половины от возможного хода 22о), что привело к интенсивному развитию левого скольжения и правого крена. Летчик отклонил ручку управления самолетом по крену влево на полный ход и левую педаль на четверть возможного хода для компенсации возникшего крена и скольжения. Данные действия органами управления оказались недостаточными и малоэффективными. Самолет вышел на закритические углы атаки с последующим переходом на режим сваливания.

Оценив ситуацию, летчик привел в действие систему аварийного покидания. Катапультирование произошло по штатной схеме. Летчик невредим. Самолет в азимуте 358° на удалении 5,5 км от аэродрома Центральная Угловая в черте населенного пункта "Соловей Ключ" с незначительной поступательной и большой вертикальной скоростью в перевернутом положении столкнулся с земной поверхностью, разрушился и в результате возникшего пожара частично сгорел. На земле жертв нет, разрушена и сгорела нежилая деревянная постройка.

Причина
 
Причиной аварии самолета Су-27СМ2 явился отказ системы дистанционного управления самолетом (СДУ-10С), приведший к отклонению рулей направления до 12° (максимальное значение отклонения рулей направления демпфером курса) и, как следствие, к развитию глубокого скольжения и энергичному кренению самолета.

Предпринятая летчиком попытка устранить кренение отклонением ручки управления самолетом в противоположную сторону привела к увеличению угловой скорости вращения вокруг продольной оси самолета, выходу его на закритические углы атаки, сваливанию и последующему переходу в перевернутый штопор.

Нарушение работоспособности СДУ-10С, наиболее вероятно, стало возможным в результате засорения дросселя электрогидравлического усилителя блока агрегата ПМ-15БА металлической стружкой, образовавшейся в рабочей жидкости (АМГ-10) вследствие выработки блока цилиндров гидронасоса НП-112А.

Авиационное происшествие обусловлено:

- нарушением технологии проверки чистоты фильтроэлементов и рабочей жидкости второй гидросистемы самолета после замены гидронасоса НП-112А;

- принятием летчиком решения на выполнение полета при проявлении признаков неисправностей в системе дистанционного управления самолетом до взлета;

- недостатками в регламентации действий летного состава при отказах в системе СДУ-10С.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют