авиапроисшествия Катастрофа самолета Су-25СМ на аэродроме Приморско-Ахтарска

Катастрофа самолета Су-25СМ на аэродроме Приморско-Ахтарска

23 Сентября 2013
3219

23 сентября 2013 г. при выполнении полетов ночью в СМУ на аэродроме Приморско-Ахтарск произошла катастрофа самолета Су-25СМ.

Развитие аварийной ситуации

При отработке пилотажа в зоне в облаках летчик выполнял горку с углом тангажа 200. При достижении заданного угла тангажа вследствие частичной потери пространственной ориентировки (вероятно из-за отвлечения внимания от пилотажных приборов самолета или возникновения иллюзии) летчик, не изменяя величину отклонения ручки управления самолетом (далее – РУС), продолжил его увеличивать.

Потеряв ситуационную осведомленность, летчик на высоте 2632 м создал угол тангажа на горке 830, что привело к повышению его нервно-эмоционального напряжения, возникновению ситуационного стресса и снижению резервов внимания, повлиявших на адекватность оценки своих действий.

В дальнейшем ошибочные действия летчика органами управления самолетом и двигателями при выводе самолета из сложного положения привели к уменьшению приборной скорости полета до 67 км/ч, увеличению угла атаки до 400 и сваливанию самолета. В процессе сваливания самолета (малые скорости полета и большие углы атаки) штатно сработала система предупреждения помпажа левого и правого двигателей (ЭСВС), что (наиболее вероятно) летчик ошибочно принял за отказ двигателей и поочередно установил РУДы двигателей на СТОП.

Находясь в состоянии ситуационного стресса летчик предпринимал безуспешные попытки вывода самолета из сложного положения с неадекватной оценкой работы систем запуска двигателей. Ошибочные действия летчика еще более усугубили ситуацию и на высоте около 1500 м летчик принял решение на аварийное покидание самолета (доложил «971 катапультируюсь»), установил РУДы двух двигателей на МАЛЫЙ ГАЗ и РУС по крену и тангажу в нейтральное положение. Данные действия привели к прекращению вращения самолета вокруг продольной оси, что совпало с выходом самолета под облака (высота 799 м, угол пикирования 700, скорость 488 км/ч).

После выхода самолета под облака и прекращения вращения вокруг продольной оси летчик частично восстановил пространственную ориентировку, на запрос РДЗ доложил: «Потеря пространственной ориентировки» и приступил к выводу самолета из пикирования.

Однако из-за малого запаса высоты и большой вертикальной скорости снижения (около 100 м/с) самолет на скорости 536 км/ч и углом пикирования 230 столкнулся с земной поверхностью, взорвался и разрушился. Летчик погиб.

Ущерба на земле нет.

Причины

Причиной авиационного происшествия явилась потеря летчиком пространственной ориентировки при выполнении пилотажа ночью в облаках, повлекшая неадекватные (ошибочные) действия вследствие возникшего психоэмоционального стресса, из-за недостаточной профессиональной подготовки.

В причинной связи с авиационным происшествием находятся следующие опасные факторы:

Нарушения в организации полетов в авиационной группе, обусловленные:

- выполнением задания летчиком с утраченными навыками в технике пилотирования ночью в облаках;

- выполнением летчиком полета на пилотаж в облаках ночью без отработки аналогичного задания в данных условиях днем;

- планированием летчику ранее неосвоенных фигур пилотажа (горка, пикирование) в облаках ночью;

- недостаточной натренированностью летчика в полетах по приборам;

- отсутствием подготовки в выполнении пилотажа по приборам на тренажере Су-25СМ и недостаточной подготовкой в выполнении полетов по приборам и отработке действий в особых случаях в полете на тренажере Су-25.

Упущения в летно-методической работе в авиационной группе, обусловленные:

- формальным анализом уровня подготовки и натренированности летчика в полетах на пилотаж в облаках;

- отсутствием единой методики распределения внимания при выполнении пилотажа в облаках;

- неиспользованием методического пособия по технике пилотирования самолета Су-25СМ.

Недостатки в регламентации летной работы, обусловленные отсутствием в РЛЭ самолета Су-25СМ порядка действий летчика при потере пространственной ориентировки.

Авиационному происшествию способствовали недостатки в контроле за проведением летной работой в авиационной группе со стороны должностных лиц авиационной базы и 4 командования ВВС и ПВО;

Причиной гибели летчика явилось принятие им необоснованного решения на вывод самолета из пикирования при параметрах полета, не обеспечивающих его вывод.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют