авиапроисшествия Катастрофа самолета Су-27УБ и авария самолета Су-27П пилотажной группы "Русские витязи"

Катастрофа самолета Су-27УБ и авария самолета Су-27П пилотажной группы "Русские витязи"

16 Августа 2009
2373

16 августа 2009 г. при подготовке к участию в международном авиасалоне «МАКС-2009» произошли катастрофа самолета Су-27УБ и авария самолета Су-27П из состава авиационной группы высшего пилотажа (далее – АГВП) «Русские витязи».

Развитие аварийной ситуации:

После выполнения пилотажа составом смешанной группы АГВП «Русские витязи» в полетном строю «Ромб» выполнила разворот на 270˚, вираж и заход на роспуск группы.

Роспуск был выполнен способом «Фонтан».

В дальнейшем пара ведущего АГВП в наборе высоты приступила к предусмотренному заданием развороту вправо на ИПОМ (Домодедово) с креном 40-45˚. Обнаружив ведомого № 3, ведущий пары доложил: «241-й, наблюдаю справа» и увеличил правый крен до 65˚ для занятия места в полетном порядке справа и ниже относительно ведомого № 3.

В процессе маневрировании пара ведущего АГВП пересекла курс полета и вышла во внешнюю сторону разворота на ИПОМ относительно ведомого № 5, выполнявшего на высоте 1200 м маневр для пристраивания слева к своему ведущему – ведомому № 3.

В результате маневра пара ведущего АГВП оказалась впереди - слева и ниже ведомого № 5 в непросматриваемой им зоне. Ведущий АГВП также не мог наблюдать самолет ведомого № 5. При этом оба экипажа наблюдали самолет ведомого №3, одновременно сближаясь с ним.

Ведущий АГВП, продолжая сближение с ведомым №3 на V=540-510 км/ч правым разворотом с креном 32-36˚ для занятия места справа - сзади относительно него, нарушил порядок сбора группы, предусматривающий его сближение и последующий выход вперед только после сбора всей группы (в данном случае, после пристраивания к ведомому № 3 ведомого № 5).

Ведомый № 5, выполняя пристраивание к ведомому № 3 на заданной высоте полета, с удаления 1900-2100 м до него на 30 мин 49 с полета приступил к энергичному уменьшению скорости с 815 км/ч до 685 км/ч. При этом пару ведущего АГВП – ведомого № 4 не наблюдал, сосредоточив внимание на занятии своего места левого ведомого в полетном порядке.

В процессе выполнения маневра для занятия своего места в полетном порядке пара ведущего АГВП по достижении установленной заданием высоты 900 м (на 30 мин 43 с) продолжила набор высоты с Vy=22-25 м/с. Ведущий АГВП, упустив контроль за высотой полета, повторно пересек линию пути ведомого № 5. В результате на 30 мин 57 с полета на высоте 1228 м произошло столкновение самолета Су-27УБ, пилотируемого ведущим АГВП, и самолета Су-27П, пилотируемого ведомым № 5.

Ведомый № 4, выполнявший полет в паре с ведущим АГВП, в момент столкновения вышел из полетного порядка с увеличением нормальной перегрузки до 2,4 ед (ά =+13º) и крена до γ=+95º. Самолет ведомого № 4 получил повреждения разрушившимися фрагментами столкнувшихся самолетов. Был поврежден носок, верхняя часть обшивки левой консоли крыла, рабочие лопатки КНД обоих двигателей. Выполнил посадку на аэродроме взлета без последствий.

При столкновении на самолете Су-27УБ произошло одномоментное разрушение откидной части фонаря, заголовника катапультной установки передней кабины, носовой части самолета, органов управления. В результате механических повреждений произошло нештатное срабатывание катапультной установки передней кабины. Летчик второй кабины на 31 мин 10 с полета при правом вращении самолета с переменными углами тангажа на высоте 550-600 м привел в действие систему аварийного покидания самолета, которая сработала штатно.

В результате столкновения на самолете Су-27П произошло разрушение контейнера тормозного парашюта, топливного бака № 5 хвостовой части фюзеляжа и реактивного сопла правого двигателя. На самолете возник пожар, произошли отказы гидравлических систем, системы управления, других систем и оборудования самолета. На 31 мин 05 с полета ведомый № 5 доложил об отказах гидросистем и, получив от ведомого № 3 информацию: «Борт 14, пожар идет», принял решение на покидание самолета, выключил двигатели и через 29 с после столкновения (31 мин 26 с полета) на высоте 1100-1150 м и скорости 750-800 км/ч при правом вращении самолета, привел в действие систему аварийного покидания самолета, которая сработала штатно.

РП в аэродромной зоне («Беркут») на связь с ведущим смешанной АГВП не вышел, полетом АГВП в течение всего времени нахождения самолетов в зоне ответственности не управлял, ограничившись визуальным контролем полета и прослушиванием радиообмена.

РП на аэродроме разрешил АГВП выполнение задания при отсутствии связи с РП в аэродромной зоне. После доклада ведущего АГВП «Русские витязи» об освобождении пилотажной зоны РП на аэродроме управление не возобновил. Ввиду скоротечности развития особой ситуации помощь экипажам оказать не смог.

Командир экипажа самолета Су-27УБ погиб в момент столкновения самолетов. Член экипажа ведущего и командир экипажа самолета Су-27П получили легкие телесные повреждения.

Самолеты Су-27УБ и Су-27П столкнулись с земной поверхностью в районе дачного кооператива, разрушились и сгорели.

При столкновении с земной поверхностью самолета Су-27УБ были разрушены 3 жилых дома, в результате возникшего пожара пострадали шесть гражданских лиц (ожоги различной степени тяжести).

Причины:

Причиной авиационного происшествия явилось выполнение ведущим АГВП сбора самолетов группы с отклонением от установленного маршрута и выходом на высоту полета ведомого самолета, а также несоблюдение им порядка пристраивания и ведения осмотрительности, приведшие к столкновению самолетов в воздухе.

Авиационное происшествие также обусловили:

- недостатки в организации и проведении летно-методической работы, выразившиеся в отсутствии необходимой методики и расчетных данных техники выполнения сбора группы после роспуска способом «Фонтан»;

- отсутствие контроля организации и проведения летной работы со стороны должностных лиц;

- недостатки в организации и проведении полетов по программе авиасалона «МАКС-2009», выразившиеся в отсутствии контроля за подготовкой и проведением демонстрационных полетов со стороны должностных лиц Управления начальника авиации ВВС и Комитета по управлению полетами по программе авиасалона «МАКС-2009».

- Авиационному происшествию способствовали недостатки документов, регламентирующих организацию и выполнение демонстрационных полетов.

Причиной гибели командира экипажа ведущего АГВП явились травмы, не совместимые с жизнью, полученные в момент столкновения воздушных судов.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют