авиапроисшествия Катастрофа Ту-154 в Сочи

Катастрофа Ту-154 в Сочи

25 Декабря 2016
4735

25 декабря 2016 года произошла катастрофа самолета Ту-154Б-2 ВКС России (бортовой номер RA-85572) над черным морем близ аэродрома г. Адлер.

Обстоятельства авиационного происшествия

Самолет совершал рейс Москва аэр. Чкаловский - Латакия аэр. Хмеймим. По плану дозаправка самолета должна была произойти в Моздоке, но из за плохих погодных условий была перенесена в г. Адлер. Фактическая погода на аэр. г. Адлер была хорошая, ветер северо-восточный 4м/с, видимость 10 километров.

Взлет с аэродрома Чкаловский выполнен в 1 ч 38 минут 25 декабря 2016 года. Техническая посадка на аэродроме Сочи выполнена в 3 ч 43 минуты для дозаправки самолета топливом. Посадка и высадка пассажиров не производилась. Загрузка ВС не осуществлялась.

После запуска в процессе руления за автомобилем сопровождения КВС испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета. Данные затруднения были обусловлены сложной системой рулежный дорожек и наличием на аэродроме двух ВПП.

В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету на взлетном режиме работы двигателей с курсом 238 градусов.

Особая ситуация возникла в 05 часов 24 минуты 42.8 секунд, на 7й секунде от начала разбега (далее - полета), на скорости 70 км/ч, когда КВС эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета. Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению КВС контроля значимых параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей на данном этапе полета.

Отрыв самолета от ВПП произошел на 34 секунде от начала разбега на скорости 300 км/час с углом тангажа 4,0 градуса

После уборки шасси КВС увеличил угол тангажа до 15 градусов, затем отклонил колонку управления от себя. На 53 секунде полета, в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки закрылков (500 м), КВС на высоте 157 м подал команду на уборку закрылков. В процессе уборки закрылков и перестановки стабилизатора КВС продолжил отклонение колонки управления "от себя".

В результате действий КВС органами управления в процессе взлета самолет на высоте 231 метр при скорости 360 км/ч перешел на снижение с уменьшением вертикальной перегрузки до величины менее 1 ед., при этом штурман воздушного судна на выдохе произнес: "Ух, е-мое..!". На 63 секунде полета, на высоте 218 метров, скорости 373 км/ч при угле тангажа минус 1,5 градуса, вертикальной скорости снижения 6-8 м/с штатно сработала система сигнализации системы ССОС (сирена и высветилось табло красного цвета "ОПАСНО ЗЕМЛЯ)". Штурман спокойно продолжил начатую фразу: ".. добираются синхронно, епта что за ху..ня!?".

Срабатывание системы совпало с энергичным отклонением баранки штурвала КВС по крену из положения минус 10.7 градуса ( вправо) в положение 53.5 градуса (влево) за 1 секунду, после чего он отклонил левую педаль вперед на 1/2 хода и начал плавно, с темпом 1,3 градуса отклонять колонку управления "на себя". Самолет с энергичным развитием левого крена продолжил снижение.

Дальнейшая ситуация характеризовалась отсутствием адекватных изменению параметров полета действий органами управления самолетом, что было обусловлено нарушением пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) КВС. В процессе развития особой ситуации члены экипажа информировали КВС о срабатывании сигнализации ССОС и снижении ВС.

На 70 секунде полета при вертикальной скорости снижения 20 м/сек на высоте 90 метров, скорости 464 км/час, при левом крене 27 градусов и угле тангажа на пикирование 2 градуса вывод самолета из снижения без столкновения ВС с водной поверхностью уже не обеспечивался.

На высоте 67 метров, при положении значения левого крена 35 градусов штатно сработала световая сигнализация "КРЕН ЛЕВ. ВЕЛИК", а через 1,2 сек на высоте 34 метра, скорости 514 км/час штурвал был энергично отклонен вправо до максимального значения, угловое вращение по крену замедлилось, а колонка управления переместилась от себя до нейтрального положения.

Отсутсвие адекватной реакции КВС на доклады членов экипажа, звуковые и световые сигналы, а также упущение контроля за параметрами полета привели к последующему снижению самолета и его столкновения с водной поверхностью.

Лица управления воздушным движением развитие особой ситуации не наблюдали, помощь экипажу оказать не могли.

В 05 часов 25 минут 49 секунд на 73 секунде полета, на удалении 1270 метров от береговой черты и левее 340 метров от продолженной осевой линии ВПП24 (в азимуте 243 градуса от КТА и на удалении 2750 метров от выходного торца ВПП24), самолет столкнулся с водной поверхностью Черного моря. В момент столкновения значения параметров полета составили: курс 220 градусов, левый крен около 50 градусов, приборная скорость 540 км/ч, тангаж на пикирование 4 градуса, вертикальная скорость снижения 30 м/с

Экипаж и все пассажиры погибли. Воздушное судно полностью разрушено. Негативных последствий для окружающей среды нет.

Причины катастрофы

Причиной катастрофы самолета Ту-154Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью.

Нарушению пространственной ориентировки командира воздушного судна могли способствовать:
- возникшее чрезмерное нервно-психологическое напряжение, обусловленное сочетанием ряда ситуационных профессионально-психологических стрессовых факторов на фоне естественного эмоционально-физиологического утомления;
- отсутствие устойчивых навыков в распределении внимания и выдерживании заданных режимов полета на этапе взлета и набора высоты;
- "прямая" индикация пространственного положения самолета по крену на пилотажам-командном приборе (ПКП-1).






вернуться назад

Комментарии отсутствуют