Один из ведущих производителей вертолетов в мире франко-немецкая компания Airbus Helicopters раскрыла новые детали, касающиеся дальнейших перспектив развития проекта RACER -скоростного винтокрылого летательного аппарата, разрабатываемого в рамках европейской исследовательской программы Clean Sky-2,«прямого потомка», побившего рекорды в истории авиации демонстратора технологии – скоростного вертолета X3.
Как и у X3, у RACER («Rapid And Cost-Effective Rotorcraft» - скоростной и экономически-целесообразный винтокрыл) имеются несущий винт и два боковых толкающих винта, установленных по бокам короткого крыла инновационного дизайна, созданного по типу «box-wings» (досл. «крыло-короб», «квадратное крыло»), обеспечивающих подъемную силу и тягу во время горизонтального полета. И хотя ЛА все еще находится в стадии разработки, он уже опробуется летчиками-испытателями компании на летном тренажере с неподвижной кабиной.
«Может это и кому-то покажется странным, но на данном варианте ЛА довольно просто летать. Гораздо легче, чем на ЛА с поворотными винтами, поскольку, по сути, вы летите на вертолете в котором есть еще одно дополнительное управление тягой – отметил Hervé Jammayrac - бывший летчик-испытатель многоцелевого вертолета Airbus Helicopters H175, ныне старший летчик-испытатель компании Airbus Helicopters, также неоднократно летавшей на X3. «Если вы хотите ускориться, у вас на рычаге «шаг-газ» имеется переключатель для увеличения или уменьшения скорости. На воздушном судне этой конфигурации с помощью такого переключателя, вы можете, не прибегая к помощи системы автоматического управления или автопилоту, поставить нос вертолета в нужном вам направлении, снизить скорость и т.д.» - добавляет он.
После успеха программы X3, в ходе которой, прототип винтокрыла Eurocopter X3 достиг скорости 255 узлов (472 км/ч) и налетал более 155 часов, Airbus Helicoptersубедилась в надежности концепции гибридного вертолета (винтокрыла) и, создавая демонстратор технологии RACER, использовала полученные достижения для улучшения его аэродинамической компоновки. «И если у нас были сомнения в отношении применении специфического дизайна разрабатываемой нами концепции, то в чем мы были абсолютно уверены, так это в перспективах развития, поскольку в наших целях не стояло создание одноразового, рассчитанного только на побитие рекорда, объекта» - сказал Jammayrac.
Задача заключалась в том, чтобы использовав подходящие детали добиться максимальной (как у X3) производительности и свести к минимуму узкие места в производительности системы. В связи с этим, для снижения сопутствующих рисков и сроков разработки, команда Airbus Helicopters, при создании планера летательного аппарата (структурная часть самолета или вертолета без силовой установки и оборудования), в качестве «донора» использовала конструкцию многоцелевого вертолета AS365 Dauphin вместе с уже опробованными, находящимися в эксплуатации надежными комплектующими компонентами, являющиеся в тоже время достаточно современными, чтобы соответствовать инновационным замыслам компании. И хотя это означает, что несколько критических элементов X3 теперь присутствуют и у RACER (включая модифицированный вариант редуктора, используемого на двухдвигательном вертолете среднего класса H175), другие же были заменены новыми, недавно появившимися продуктами, к которым как раз и относится силовая установка Aneto от компании Safran Helicopter Engines.
«Несмотря на имеющуюся у X3 и RACER, общность, существуют и различия, поскольку создавая RACER, мы преследовали несколько иную цель. Если с X3 мы целиком были сфокусированы на вопросах безопасности (так как процесс создания прототипа не тормозился сертификационными требованиями), то при разработке RACER, в приоритете стояло минимизация времени между получением сертификации и созданием серийного варианта воздушного судна» - сказал Jammayrac.
Полеты X3 могли проходить только в рамках жестко контролируемых условиях испытаний, под управлением таких высококвалифицированных и опытных летчиков-испытателей как Jammayrac.В Airbus Helicopters надеются, что в случае успеха проекта RACER, запущенный в серийное производство, вертолет сразу начнет эксплуатироваться пилотами, обладающими различной профессиональной подготовкой и уровнем квалификации, поскольку высокий уровень безопасности изначально заложен в его дизайн.
Одним из следствий этого стало размещение пропеллеров. И если у X3 два тянущих винта находились впереди крыла, то у RACER, имеются два толкающих пропеллера, установленных позади инновационного крыла с замкнутым контуром, созданного по типу «box-wing».
Такое расположение пропеллеров создает своеобразную защиту, в результате чего появляется более безопасный доступ к кабине. Кроме того, архитектура с крылом типа «box-wing» улучшает аэродинамическую эффективность, и предполагает наличие большой площади крыла. Таким образом размер воздушного судна остается компактным, а влияние скоса потока на площадь крыла сводится к минимуму» - объясняетJammayrac. Хотя при этом он признает, что пока еще слишком рано говорить о том, какие недостатки или отклонения повлекут за собой, внесенные изменения.
В настоящее время RACERтестируется на опытном пилотажном стенде с неподвижной кабиной, используемом Jammayracдля оценки его качеств. И пока единственный его комментарий сводится к следующему: «Летает RACER хорошо».
Как уже было сказано выше RACER разрабатывается в рамках европейской программы Clean Sky 2, основная цель которой заключается в уменьшении вредного воздействия авиационного сектора на окружающую среду, и как следствие - в разработке инновационных передовых технологий с целью оказания существенного влияния на снижение уровня шума, сокращения выбросов CO2 и рационального использования топлива. Дата первого полета уже определена. В компании же не устают повторять, что в основе проекта лежат безопасность и простота, а самая их главная задача состоит в том, чтобы получить право на промышленный образец. Как заявили в Airbus Helicopters текущая разработка проводится в целях минимизации времени между получением сертификации и запуском воздушного судна в серийное производство