Выжить на поле боя
Несмотря на технические возможности нового вертолета по мнению специалистов, мода на разнообразные инновационные (стелс) технологии и выживаемость «вне зоны контакта с техникой противника» - существенный просчет конструкторов вертолетов в Европе. До сих пор никто серьезно не занимался многоцелевым или малозаметным ударным вертолетом, которому не пришлось бы в бою на ближнем расстоянии столкнуться с машиной противника, влезть в самый разгар боя, подавляя врага огневой мощью.
Аналогичная ошибка была допущена и европейскими разработчиками вертолета Eurocopter Tiger, которые отдали бронирование и огромный боевой комплект на модернизацию в рамках малозаметности и стелс-технологий.
Значительной проблемой вертолета Т-129 - усовершенствованной копии A-129 является невысокий уровень защиты. Это объясняется тем, что многочисленные датчики, стелс-фюзеляжи и различные современные технологии в рамках РЭБ не могут обеспечить целостность машины во время боевых действий.
«Когда еще применялся Ка-50 в Чечне и Ми-24 в Афганистане в составе БУГ стало понятно, что не может быть и речи об однократном попадании в воздушную машину. Самый перспективный вертолет должен выдержать обстрел любым вооружением, при этом сохраняя нормальную функциональность, необходимую для планового выполнения боевых задач», - рассказал Виктор Кобец, специалист по бронезащите, авиационный инженер.
Экипаж современной ударной машины должен ворваться в разгар боевых действий, «обработать» нужный участок и не опасаться, что быстрый вход в зону непрекращающегося огня чем-то повредит машине. У турецко-итальянского вертолета такой возможности на текущий момент нет. По словам авиаспециалистов, боковые опциональные бронещитки и бронированный пол с маленькой долей вероятности помогут вертолету выдержат прямой огонь.
По словам производителя, конструктивные особенности воздушной машины обладают возможностью однократно выдерживать попадания осколков и 12,7 мм бронебойных пуль, но вместе с тем не приводятся никакие данные о том, что ждет вертолет после этого.
«Разработчики не уделяли повышенное внимание уровню бронирования. Основным для них было создать легкий и маневренный вертолет, оснащенный неплохим вооружением. Безусловно, странно со стороны наблюдать за воздушной машиной, которая не способна пережить кратковременного участия в бою, например, в том же Афганистане», - считает Андрей Сорокин, специалист в области БРЭО и систем управления, авиационный инженер.
Изучение результатов обстрела узлов, агрегатов, кабин других воздушных машин - российских Ми-28 и Ка-52, показали, что пилоты, находившиеся в них, оставались в живых и были способны завершить выполнение текущей боевой операции.
Для больших проблем временное решение
Турция в течение длительного времени успешно сотрудничала с военными в Израиле и приобретала новые разработки стран, входящих в НАТО, но в тоже время создать свой ударный высокоэффективный самолет у турецких военных пока не получалось.
Вся сложность даже не в том, что это требует значительных финансовых затрат, а в том, что во время встречи с хорошо оснащенным вертолетом противника, шансы выживания у турецкой воздушной машины Т-129 минимальны.
По мнению специалистов, такие технические проблемы не являются чем-то экстраординарным, просто не хватает опыта, который можно получить в реальных боевых условиях и присутствует неразумный выбор в пользу тех вертолетов, у которых подобного опыта тоже не было.
«Использование воздушных машин А-129 в Сомали в рамках поддержки миротворцев нельзя принимать за масштабные боевые действия, потому что никакого противодействия там практически не осуществляось. Всего лишь пара дыр от пуль 7,62 мм и несколько осколков в обшивке вертолета.
Это не является показателем надежности воздушной машины. А вот что касается Чечни, Афганистана или Сирии, то здесь как раз можно сделать определенные выводы», - замечают специалисты.
Эксперты помимо этого отмечают, что турецко-итальянский проект, который обернулся заключением контракта на 60 многоцелевых воздушных машин Т-129 можно расценивать в качестве промежуточного проекта самих турецких военно-воздушных сил.
Даже притом, что ВПК Турции смог наладить производство специализированных оптико-прицельных комплексов и противотанковых ракет к этой воздушной машине, нормальной защите Т-129 так и не научили. Если произойдет серьезный бой, то вертолет практически гарантированно получит значительные повреждения и выйдет из строя.
Турецкие печатные издания не раз отмечали, что нововведения Т-129 несущественно отличаются от предшественников – АН-1 Cobra и, соответственно, использование их в рамках реальных боевых действий на этом вертолете невозможно.
Ряд многолетних проблем, связанных с Т-129 указывают на то, что Турция очень хочет вырваться из «плена» американских технологий 30-й давности и начать, наконец, создавать свои эффективные боевые вертолеты. Но осуществить это, по мнению специалистов, в ближайшем будущем у них вряд ли получится.
Использованные материалы: