публикации После долгого перерыва в России создали новый самолет для подговки пилотов

После долгого перерыва в России создали новый самолет для подговки пилотов

21 Февраля 2017
273

Осенью прошлого года в тестовом режиме прошел полет самолета ЯК-152. Новая модель создана корпорацией «Иркут» для учебно-тренировочных целей. ЯК-152 заменит привычные ЯК-52 и ЯК-18. На ближайшие 3 года поступили заказы на покупку 150 моделей.

На самолет установлен 2х поршневой двигатель, в кабине 2 места. Уровень его технической оснащенности несравним с истребителями или учебно-боевыми самолетами реактивного образца. При этом самолет станет важным звеном в российской авиации, так как на нем будут проходить летную подготовку будущие выпускники летных учебных заведений и подростки, занимающиеся в летных клубах при ДОСААФ.

Итоги пробного полета

Первым за штурвал ЯК-152 сел Василий Севастьянов. На его счету более 25 освоенных моделей самолетов. Опытный летчик-испытатель участвовал в испытаниях самолета ЯК-130, которые сначала устраивались авиационным заводом, а потом выходили на государственный уровень. От нового ЯК-152 ожидались легкость управления, прочность конструкции, безопасность эксплуатации – стандартные требования к тренировочным самолетам.

Севастьянов рассказал журналистам, что ЯК-152 с поршневым двигателем будет использоваться на начальных этапах обучения. С его помощью учащиеся будут постигать азы летной подготовки, а затем переходить к более сложным типам самолетов.

У Севастьянова богатый опыт испытаний летательных аппаратов и обучения летному мастерству курсантов, поэтому он оценивал ЯК-152 с точки зрения инструктора и летчика. По его мнению, новый самолет с испытаниями успешно справился.

ЯК-152 представляет собой образец самолета, изготовленного по инновационным технологиям. Технические возможности бортового радиоэлектронного оборудования позволяют проводить полеты в темное время суток. Для имитации эффекта «слепого полета» со стороны кабины учащегося предусмотрена светонепроницаемая шторка. Эти детали выводят ЯК-152 в лидеры среди самолетов подобного типа.

Севастьянов назвал ЯК-152 учебной партой, так как он по всем параметрам подходит для обучения. На каких бы самолетах в дальнейшем ни летали курсанты, первый опыт они должны получить на прочном, надежном и понятном аппарате. Даже будущие пилоты реактивных сверхзвуковых истребителей должны проходить первоначальную подготовку на аппаратах с простым управлением. В качестве учебной машины ЯК-152 подходит: летать на нем безопасно, управлять легко, поэтому сложностей с освоением у курсантов возникнуть не должно. К тому же по многим параметрам он превосходит другие учебные самолеты.

Комментарий летчика-спортсмена

В соответствии с программой обучения будущих пилотов аппараты первоначальной подготовки используются на первых практических занятиях. Самолеты этого типа предназначены для подготовки подростков, обучающихся в ДОСААФ, курсантов летных школ и пилотажных обучающих центров. Аппарат первоначального обучения помогает при профессиональном отборе летчиков.


Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина вспоминает о принципах работы клубов при ДОСААФ. Подростки должны были налетать не менее 30 часов. Огромное желание продолжать полеты и базовая подготовка давали возможность поступать и проходить обучение в гражданских и военных училищах. Сейчас этого минимума налетанных часов нет. В учебных заведениях практика начинается со второго курса. И только тогда может выясниться, что вестибулярный аппарат не выдерживает нагрузок, или курсант паникует во время полета. А год уже потерян.

На ЯК-152 отрабатывают принципы навигации и основы управления. Курсанты оттачивают умения в пилотировании разного уровня, включая групповое.

Сейчас подготовка гражданских летчиков предусматривает достаточное количество налетанных часов. Но большая их часть проходит на тренажерах. Курсанты мало совершают реальных полетов, им не устраивают форс-мажорных ситуаций для проверки скорости реакции. Такие простые в управлении и относительно недорогие самолеты, как ЯК-152, помогут наверстать пробелы в практических навыках.

Светлана Капанина уверена, что повысить уровень мастерства летчиков российской авиации и подготовить профессиональные кадры можно посредством восстановления сети аэроклубов в больших и малых городах страны, возрождения специализированных интернатов и летных классов. Они должны находиться на финансовом обеспечении у государства. Во времена Советского Союза подобные меры приводили к тому, что 16-летние подростки начинали летать раньше, чем им разрешалось водить автомобиль. Возрождение прежней системы позволит вырастить настоящих профессионалов из ребят, которые захотят посвятить свою жизнь самолетам. Те же, кто продолжат обучение в летных училищах, смогут в дальнейшем управлять собственными самолетами или взятыми в аренду. Подготовительная база интернатов, классов и аэроклубов позволит им уверенно чувствовать себя в воздухе.

Универсальный летательный аппарат

С 1935 года ОКБ им. А.С.Яковлева выпускает учебно-тренировочные модели на поршневом двигателе. В стенах знаменитого конструкторского бюро разрабатывались ЯК-52, ЯК-11, ЯК-18 нескольких типов, УТ-2. За это время было изготовлено более 22 тыс. летательных аппаратов первоначальной подготовки. Многие известные российские летчики совершали первые полеты на этих самолетах.

Всегда были востребованы в России и за ее пределами самолеты пилотажного типа (ЯК-50, ЯК-55 и ЯК-55М). Они выпускались ОКБ им. А.С.Яковлева и выделялись среди своих аналогов легкостью управления. На этих аппаратах можно было совершать фигуры высшего пилотажа. Спортивные самолеты принесли российским летчикам несколько международных наград.

ЯК-152 сочетает в себе качества спортивного и тренировочного самолета. Он прост и надежен в управлении, безопасен в эксплуатации. При этом самолет отличается маневренностью и сохраняет свои качества в условиях интенсивного использования.

Первая модель ЯК-152 построена на Иркутском авиационном заводе. Конструкторская информация по новому самолету отправлялась туда разработчиками корпорации «Иркут» в электронном виде. Передача осуществлялась по каналам связи с высоким уровнем информационной безопасности. В производстве ЯК-152 используются те же технологии, что и в создании МС-21, СУ-30СМ, ЯК-130, Airbus A320.

Технические преимущества нового тренировочного самолета на порядок выше его многих зарубежных аналогов. В горизонтальном полете предельная скорость аппарата – 420 км/ч – это на 1/3 больше показателей других учебных самолетов, используемых для первоначальной подготовки. Для разбега новой модели требуется 235 м – гораздо меньше, чем другим самолетам этого уровня. ЯК-152 способен пролететь расстояние в 1,5 тыс. км и выдержать перегрузки в пределах от +9 до -7.

Добиться таких высоких показателей разработчикам удалось за счет внедрения следующих технических свойств: уникальная аэродинамика, усовершенствованная система механизации крыла, убирающееся шасси и мотор RED A03Т мощностью 500 л.с., работающий на дизельном топливе.

Курсанты могут совершенствовать свои умения в пилотировании, а также в управлении шасси и механизированным крылом.

На продолжительное время производство российских учебных самолетов было приостановлено, поэтому запуск новой модели стал толчком к пробуждению этой отрасли и новым витком в развитии отечественной авиации.

ЯК-152 оборудован двухместной кабиной, в которой пилоты размещаются согласно схеме «тандем». Впереди сидит обучающийся, сзади – инструктор. Управление самолетом осуществляется с любого места. В случае возникновения аварийной ситуации пилоты могут экстренно катапультироваться (на самолете установлена катапульта СКС-94М).

Моноплан ЯК-152 сконструирован по стандартной аэродинамической схеме. Он оснащен одним мотором, убирающимся шасси с тремя амортизированными опорами и носовым колесом, низко расположенным механизированным крылом и мотором RED A03Т.

Самолет можно использовать на грунтовых аэродромах небольшой площади, так как он не нуждается в большом расстоянии для разбега.

Технические характеристики ЯК-152 позволяют эксплуатировать как днем так и ночью. Начинающие летчики учатся выходить из штопора, управлять аппаратом по данным с приборов, проделывать в воздухе фигуры высшего пилотажа.

Курсанты учатся работать с системами радиосвязи, прицельным и навигационным оборудованием.

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют