публикации Прорыв в китайской авиации, есть ли шанс у китайского J-20?

Прорыв в китайской авиации, есть ли шанс у китайского J-20?

28 Февраля 2017
3738

Китай подтвердил свое право называться мощной военной державой, создав истребитель 5-го поколения Чэнду J-20. Презентация нового летательного аппарата состоялась на Airshow China-2016 (г. Чжухай). У китайцев грандиозные планы: за 10 лет они собираются потеснить Америку в отрасли авиастроения и усилить обороноспособность государства.

Разработчиком Чэнду J-20 выступило объединение Chengdu Aircraft Industry Corporation. Представление истребителя состоялось в 2016 году, хотя пробный полет он совершил за 5 лет до этого события. В эксплуатацию летательный аппарат планируется пустить в этом году или в следующем.

Работы по производству истребителей проходят во всех ведущих мировых державах: США, Россия, Япония и КНР. Усилить военную мощь разработкой новых моделей военных самолетов стремятся Турция, Индия, Южная Корея. Однако на сегодняшний день только США поставили выпуск машин 5-го поколения на поток: с 1990 года серией выпускался F-22 Raptor (сейчас он уже не производится), в 2000 году началась эксплуатация F-35 Lighthing.

В России новейший истребитель получил название «ПАК ФА». Разработки ведет ОКБ Сухого. Сейчас модель совершает пробные полеты и выпускается в небольшом количестве. Серийное производство российского военного самолета начнется в следующем году.

Китайский Чэнду J-20 стал настоящим прорывом в области авиации, так как до этого страна занималась копированием зарубежных моделей. Сейчас она заявила о своей способности создавать уникальную, высококлассную авиационную технику. На осеннем авиасалоне в Чжухае было представлено два истребителя из Китая: Шэньян J-31 и Чэнду J-20.

Разработки Шэньян J-31 ведутся с 2012 года, он прошел череду испытаний, но пока речь не идет о его серийном запуске.

Чэнду J-20

В 2002 году китайские СМИ впервые заговорили о начале работ по созданию нового истребителя. Спустя 7 лет руководство военно-воздушных сил страны подтвердило эту информацию. Через год в газетах можно было прочитать о создании корпусов первых двух истребителей.

Разработками руководит главный конструктор китайского авиационного КБ Янг Вей. Под его контролем команда специалистов выпустила J-10 и FC-1.

В начале 2011 года Чэнду J-20 совершил первый испытательный полет. Спустя год на его счету их было уже больше 60. Весной 2012 года в небо поднялся второй образец истребителя. На сегодняшний день создано девять образцов машины с небольшими отличиями один от другого. Два прототипа сейчас на стадии запуска в серию.

До открытия Airshow China-2016 об обновленном истребителе было мало что известно. Пока он проходил испытания, представители ВВС Китая воздерживались от комментариев. Официальное представление Чэнду J-20 на авиасалоне стало сигналом, что доведение техники до нужных показателей практически закончилось.


О технических особенностях истребителя можно судить по внешнему виду прототипа и фотографиям. Налицо сходство китайского Чэнду J-20 с советским истребителем МиГ 1.44. Разработки этой модели велись в СССР на рубеже восьмидесятых годов специалистами ОКБ им. Микояна. Самолет успел пройти несколько испытаний в воздухе, когда в «нулевых» было объявлено о прекращении работ. Есть предположение, что чертежи и некоторые результаты многолетних трудов были проданы КНР.

Технические характеристики

Аэродинамика китайского военного самолета соответствует схеме «утка» с передним горизонтальным оперением. Истребитель оборудован подфюзеляжными гребнями, крылом треугольной формы с наплывами и 2-хкилевым оперением, размещенным вертикально. Длина машины достигает 21-23 метров, вес при взлете равен 35-40 т.

Самолет оснащен 2-мя моторами, находящимися один от другого на минимальном расстоянии. По мнению экспертов, в качестве образца был взят АЛ-31ФН российского производства. Серийные модели будут оборудованы китайским J-20 WS-15.

Наклонный угол плоских бортов фюзеляжа совпадает с углом расположения цельноповоротных стабилизаторов вертикального типа. Острый фюзеляж сделан в традиционном для всех истребителей последнего поколения дизайне.

Управляет самолетом один пилот. Кабина оборудована фонарем, изготовленным по беспереплетной схеме. Это повышает качество обзора пилота и снижает радиолокационную заметность летательного аппарата.

Среди других характеристик эксперты отмечают трехопорное шасси и переднее колесо с возможностью забора с поворотов вперед. Выдвигается предположение о наличии в корпусе мест для хранения вооружения. На это указывает возможность размещения основных стоек в отсеках боковых бортов.

Вероятней всего, китайский истребитель находится на электродистанционной системе управления без использования гидравлики и других механизмов. Бортовые приборы и электронное оборудование интегрируются в сеть Ethernet. При разработке Чэнду J-20 учитывались технические достоинства других истребителей четвертого и пятого поколений.

По имеющейся о самолете информации сложно судить о том, насколько он будет «невидим» в воздухе, и какого качества будет радиолокационная система с активной фазированной решеткой. 

Модификация

J-20

Размах крыла, м

12.88

Длина, м

20.30

Высота, м

4.45

Площадь крыла, м2

78.00

Масса, кг


- пустого самолета

19391

- нормальная взлетная

32092

- макс. взлетная

36288

Двигатель

2 ТРДДФ WS-10G

Тяга, кгс

2 х 14470

Макс. скорость, км/ч

2600 (М=2.00)

Практическая дальность, км

5500

Практический потолок, м

20000

Экипаж, чел

1

Мнения экспертов о новом истребителе

Визуальный осмотр аппарата позволяет сделать вывод, что в его создании использовались действующие и потенциальные идеи, получившие применение в истребителях МиГ 1.44, F-22 и F-35.

Аэродинамика китайского самолета и его размеры во многом совпадают с советским МиГ 1.44. Существенным отличием является разница в площади крыла: в советской модели она была больше, что повышало способность изменять положение и снижало уровень удельной нагрузки на него. Очертания водозаборников схожи с аналогичными элементами в F-35. Передняя часть фюзеляжа напоминает F-22, являющийся продуктом американских разработок.


Чэнду J-20 вобрал в себя технические особенности машин нескольких поколений и конструкторских школ.

Однако эксперты отмечают ряд серьезных минусов в конструкции китайского истребителя. Переднее горизонтальное оперение не лучший вариант для высокоскоростных истребителей, выполненных по стелс-технологии. Оно расположено на значительном расстоянии от крыла, что позволяет расширить площадь помещения для хранения вооружения, но при этом существенно снижает качество маневра самолета. К тому же расположенные под фюзеляжем гребни станут отличной мишенью для радиолокационных систем противника. По мнению многих экспертов, небольшой размер водозаборников станет препятствием для достижения высоких скоростей на высоте.

Под вопросом остается качество радиолокационной системы с активной фазированной решеткой. Это устройство является основным для техники подобного типа. Собственные или чьи-то еще наработки использовались в создании РЛС – неизвестно.

Предполагается, что серийная модель Чэнду J-20 будет работать на двигателе, созданном китайскими разработчиками. Маловероятно, что заявленный ими двигатель WS-15 станет инновационным продуктом. Много лет КНР закупала в России детали от двигателя АЛ-31Ф. Эксперты полагают, что китайский продукт сделан из элементов российского двигателя с использованием наработок, полученных во времена сотрудничества с РФ в этой области. На прототипах установлен АЛ-31Ф. Китайские разработчики уверяют, что в серию будут запущены модели с новым двигателем. Однако эксперты относятся к этой информации скептически.

Использование в Чэнду J-20 основных преимуществ истребителей последнего поколения позволяет отрасли китайского авиастроения выйти на качественно новый уровень. Страна стремится укрепить свою обороноспособность по всем направлениям, используя для этого новейшие технологии и талантливые умы. Поднебесная давно производит собственное наземное вооружение. Возможно, что в будущем качество китайской авиации обеспечит ей выход на международный рынок.

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют