публикации Icon A5: впечатления о полете

Icon A5: впечатления о полете

7 Марта 2017
685

Примерно через 20 минут испытательного полета на борту Icon A5 (американский сверхлегкий гидросамолет, разработанный компанией ICON Aircraft в кабине сработало предупреждение об опасности. Индикатор угла атаки (angle-of-attack AoA) показывал, что самолет находится в красной зоне, а именно летит на критическом угле атаке и вот-вот уйдет в сваливание. Вот как описал свои ощущения в тот момент автор этой статьи:

«Мы шли на максимальном газе. Пилот Крейг Бауэрс (бывший морской летчик, летавший на McDonnel-Douglas F/A-18 Hornet (американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик,) а ныне вице-президент по продажам компании ICON Aircraft держал ручку управления полностью взятой на себя. Если я бы мог видеть, все что находилось подо мной на тот момент, то восхищался бы открывающимся на высоте 1000 футов (305 м) видом на реку Гудзон. Я бы взглянул на Fort Tryon Park, находившийся справа от меня и на место для пикника Ross Dock слева.


Но ничего этого я не видел, несмотря на то, что блистер предполагал хороший обзор. Единственное, что было перед глазами, это небо. А все что запомнилось, это - пронзительный «вой» сигнализации.

А потом произошло нечто странное, а именно - ничего. Самолет не вошел в штопор (как это случилось бы с любой другой машиной). Не наблюдалась и свободного падения. Вместо этого, он, на несколько (казавшихся вечностью) секунд «завис» в воздухе, и вернувшись в свое первоначальное положение и продолжил полет в штатном режиме».

Как отметил Кирк Хокинс (Kirk Hawkins ) – основатель и генеральный директор компании Icon Aircraft, целью показа вовсе не являлось поощрение и призыв к такому виду полетов, а желание продемонстрировать одну из замечательных особенностей Icon A-5, делающих полет на нем безопасным и комфортным, даже если пилот непреднамеренно допустит ошибку и введет самолет в режим «сваливания». Для большинства летательных аппаратов (но не для Icon A-5) такая ситуация, обычно привела бы к неуправляемому движению самолета на закритических углах атаки по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трех его осей.

В Icon Aircraft считают, что проделывать такой «трюк» - падать и «взмываться» в небеса самолет может до бесконечности (пока не перегреется двигатель). Тем не менее в компании Rotax, производящей двигателей для Icon A-5 (Icon A-5 оснащен двигателем Rotax 912ULS, принадлежащего к семейству четырехцилиндровых горизонтально-оппозитных поршневых двигателей внутреннего сгорания мощностью 100 л.с., и трех-лопастным толкающим винтом, что позволяет самолету развивать скорость до 120 миль/час (193 км/ч) не рекомендуют слишком долго использовать двигатель на полную мощность.

Icon A5 может по разному «уходить в сваливание». Но алгоритм выхода из него всегда один и тот же. Чтобы угол атаки стал меньше критического надо уменьшить тянущие усилия на рычаг управления, отдав его от себя. Нос опускается, двигатели выводятся на максимальный режим, воздушная скорость начинает расти и самолет восстанавливает свое пространственное положение.

Почему же   Icon A5 (корпус которого изготовлен из углеродного волокна) обладает такой высокой сопротивляемостью к выходу на режим сваливания? Все это благодаря целому комплексу конструктивных элементов, которые разрабатывались и совершенствовались на протяжении большей части этого десятилетия. Компания подала ходатайство в Федеральное управление гражданской авиации США (FFA) на освобождение от ограничения максимального взлетного веса, предусмотренного для класса легких спортивных самолетов (LSA), поскольку это (по их утверждению) должно улучшить характеристики Icon A-5 в части его сопротивляемости к выходу на режим сваливания. FFA, признав, приводимые доводы обоснованными, выдала Icon Aircraft разрешение, позволив увеличить взлетный вес Icon A-5 до 1680 фунтов (762 кг).

По стандартам FFA, максимальный взлетный вес, водных самолетов класса LSA не должен превышать 649 кг (1430 фунтов.

Так что же привело к тому, что взлетный вес Icon A-5 стал больше. Ну во первых за счет, крыла, снабженного несколькими уникальными элементами (обтекателями, повышающими сопротивляемость ЛА к сваливанию; крыло набрано из профилей различной кривизны и оснащено специальными законцовками, препятствующими перетеканию потока) и более крупного хвостового оперения. Это, в свою очередь предполагает усиление хвостовой балки. Все вместе, в конечном итоге, приводит к увеличению массы ЛА.

По мнению Хокинса невозможно улучшить характеристики устойчивости самолета к сваливанию в штопор за счет какого-то одного элемента. Это сложный, предусматривающий комплекс мероприятий, процесс, с уникальным подходом для каждого самолета, где учитывается все, начиная от дизайна, аэродинамических характеристик ЛА, профиля крыла, механизации крыла, формы хвостового оперения, управляющих поверхностей и т.д.

Чем же еще, в Icon A-5 заслуживает внимания? Безусловно размеры и органы управления. Когда речь заходит о последних, то они (если сравнивать с другими самолетами такого типа) максимально упрощены. И с ними вполне под силу разобраться даже новичкам. Что же касается размера, то этот небольшой самолет вполне можно сравнить с летающим автомобилем, тем более что интерьер кабины больше напоминает кабину автомобиля, нежели самолета. Трехлопастной толкающий воздушный винт расположен позади кабины, а это предполагает прекрасный, широкий, ничем не загроможденный угол обзора. Можно даже открыть боковое стекло и высунуть в него руку, как иногда бывает в кабине автомобиля.


Icon A-5 вполне сопоставим и с быстроходным летающим катером. Самолет не только способен взлетать и садиться на воду, но им можно управлять, как водным мотоциклом, носясь по водным просторам на большой скорости, выполнять повороты и резать углы.

Длина Icon A-5 – 23 фута (7 м), а это - размер катера на гидролыжах. Крылья складываются назад (можно сделать, как вручную, так и с помощью опционального электрического привода). Поэтому, отправляясь на озеро, его вполне можно прицепить к трейлеру. Также это очень удобно с точки зрения хранения. Габариты Icon A-5 со сложенными крыльями позволяют размещать его в гараже. Вместимость топливного бака 20 галлонов (91 л) . Заправляется самолет, как высокооктановым автомобильным бензином, так и авиационным топливом.

По словам представителей Icon Aircraft, управлять их ЛА надо несколько иначе, чем другими самолетами такого же типа. Вы будете поражены, увидев, как мало усилий требуется, чтобы повернуть самолет вправо или влево. Icon A-5 совершенно не требователен и легко откликается на малейшее перемещение ручки управления (которую к стати говоря, можно вообще можно держать тремя пальцами).

Разрабатывая свой ЛА, команда Icon Aircraft стремилась к тому, чтобы усилия, прикладываемые летчиком для управления им были незначительными. И плавных, легких движений будет вполне достаточно, чтобы отклик самолета стал мгновенным. Все это, по мнению Хокинса, должно придать пилоту уверенность во время полета.

И хотя дальность полета Icon A-5 при полном баке составляет более 300 миль (483 км), эта двухместная компактная «машинка» вовсе не предназначена для того, чтобы на ней, после деловой встречи, перемещаться из Нью Йорка в Бостон или из Цинциннати в Кливленд, точно также, как и не рассчитана на «поездки» за покупками или семейные вылазки на природу. Этот самолет сделан чтобы дарить радость и удовольствие, получаемые от полета.

Тем не менее, как бы ни был Icon A-5 легок в управлении и безопасен в полете, его эксплуатация требует лицензии. Для пилотирования этого, или какого другого воздушного судна, относящегося к классу LSA, пилот должен иметь спортивную летную лицензию FFA (SPL - Sport Pilot License). Чтобы получить такой документ, курсант должен налетать 20 ч (в половину меньше, чем для получения лицензии частного пилота). Однако, SPL имеет ряд ограничений, в частности, разрешены полеты только в дневное время, на двухместном ЛА, при хорошей погоде (с видимостью не менее 3 миль (4,8 км), полеты разрешены на высоте до 10000 футов (3048 м) над уровнем моря или 2000 футов (610 м) над уровнем земной поверхности.

Лицензия SPL позволяет летать только в воздушном пространстве относящимся к классу E или классу G. Для полетов за пределами США требуется разрешение зарубежных полномочных авиационных органов.

На самом же деле, (считает Дэн Джонсон – эксперт- обозреватель, рассказывающий в своих очерках о малой авиации, и в частности о легких спортивных самолетах) все не так сложно. Эксплуатировать ЛА, относящийся к классу LSA не труднее, чем водить мотоцикла по дороге. Если не лезть в районы с интенсивным воздушным движением, и избегать крупных аэропортов с оживленным движением (воздушное пространство относящееся к классу B), тогда полет на Icon A-5, даст полное ощущение свободы и оставит одни приятные ощущения. Главное следовать правилам FFA. Если есть желание получить более широкие, чем допускаемые выданной вам лицензией, полномочия, то берете квалифицированного летчика-инструктора, проходите дополнительное обучение и после сделанной им в вашей летной книжке соответствующей отметки, получаете разрешение. Но опять таки ограничения здесь тоже присутствуют.


Порой кажется, что FFA не слишком беспокоит судьба и перспективы сотен пилотов-новичков летающих на самолетах этого типа. Там считают, что поддерживать летную годность воздушного судна это обязанность его владельца. Он должен неукоснительно придерживаться свода требований (норм летной годности), выполнение которых обеспечивает заданный уровень безопасности полетов. В противном случае к нему могут быть применены строгие штрафные санкции.

За одно нарушение (рассказывает Джонсон) может быть наложен штраф в размере 1000 долларов США, а в более серьезных случаях приостановка или вообще лишение пилотского свидетельства. К слову сказать, лишь единицам были когда либо предъявлены обвинения в совершении строгих нарушений. Чаще всего все сводится к общественному воздействию, лишению страховой премии и гражданской ответственности.

Так что, если вы ответственный человек , у вас есть лицензия SPL и огромный гараж, то вы можете осуществить свою мечту и приобрести Icon A-5. Его цена колеблется в пределах от $189000 до $250000. Первый серийный самолет был выпущен в 2015 г. В 2016 году производство этих самолетов не было массовым. Проходящая оптимизация процессов производства позволит развернуть более масштабное их производство, которое начнется уже 2017 г.

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют