публикации Станет ли экспериментальный, разрабатываемый в рамках программы OA-X самолет «завтрашним днем» легкого штурмовика

Станет ли экспериментальный, разрабатываемый в рамках программы OA-X самолет «завтрашним днем» легкого штурмовика

17 Сентября 2018
215

Правда ли, что новый легкий штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки пехоты на поле боя, в том числе и для борьбы с нерегулярными вооруженными формированиями, будет быстрее уже существующих, а его обслуживание обойдется  дешевле, выпускаемых ныне истребителей? И будет ли его использование связано с недопустимым для пилотов риском? – вот неполный перечень вопросов, которые Джулиан Тёрнер (Julian Turner) задал, в ходе беседы с авиационным аналитиком Ричардом Абулафия (Richard Aboulafia).

Есть ли вероятность того, что эти самолеты будут массово привлекаться ВВС США?

Яростные дискуссии по поводу того, перевешивают ли преимущества использованиялегкого, простого и дешевого самолета, нацеленного на выполнение миссий с «низкой степенью опасности»риск отправки пилота на выполнение поставленной цели в легкобронированном винтовом самолетах бушуют еще с времен Вьетнамской войны.  И пока специалисты в области военной авиации  даже не приблизились к какому-либо консенсусу. 

Аргументы в пользу флота легких ударных самолетов сводятся  главным образом к их стоимости и практичности. ВВС США регулярно задействует самые современные истребители, такие как F15 (всепогодный истребитель 4-го поколения),  F16 (многофункциональный легкий истребитель 4-го поколения) и F22 (многоцелевой истребитель 5-го поколения) в военных операциях против движения Талибан, запрещенной во многих странах террористической группировки  «Исламское государство» и других боевиков и повстанцев в Ираке и Афганистане, у которых нет серьезных средств воздушного нападения.  

Мало того, что боевые вылеты этих самолетов весьма дорогостоящи (так, час полета F-22 Raptor обходится примерно в 70000 долларов США),  это еще и расточительно. Зачем, «бросать» истребители 4-го и 5-го поколения на борьбу с терроризмом, когда они могли бы патрулировать Корейский полуостров или выполнять другие задачи в рамках Инициатив по обеспечению европейской безопасности?

Для нанесения ударов по экстремистским целям в качестве альтернативы можно использовать  модификации уже «готовых  к серийному производству», разработанных в рамках программы LAAR (Light Attack Armed Reconnaissance Aircraft – легкий ударный разведывательный самолет) легких штурмовиков AT-6 Wolverine (учебно-боевой легкий штурмовик от американского производителя гражданских и военных самолетов Beechcraft, являющегося, ныне подразделением холдинга Hawker Beechcraft Company), или A-29 Super Tucano (легкий турбовинтовой штурмовик, созданный бразильской компанией Embraer в партнерстве с американской компанией Sierra Nevada Corporation)). К слову сказать, летный час последней из этих двух моделей, составляет около  1000 долларов США (это даже меньше, чем 1/20 стоимости часа полета F-16 и 1/60 летного часа F-22).

«Если мы все-таки получим легкий штурмовик, способный решать такие задачи, тогда уже не будет такой острой необходимости привлекать к этому истребители 4-го и 5-го поколения, а следовательно они смогут выполнять миссии, для которых они изначально и создавались» - заявил в мае этого года генерал-лейтенант Arnie Bunch из Управления помощника секретаря ВВС США по закупкам. 

Время испытаний: Внутренняя сторона Программы OA-X

«Критики стратегии  (а их немало),  выступающие против массового привлечения легких штурмовиков к решению задач утверждают, что отправить в бой большое количество не таких быстрых и не таких маневренных (как истребители) винтовых самолетов, в лучшем случае – является ложной экономией, а в худшем – потенциально небезопасно, приводя в качестве доказательства тяжелые потери, которые несли эскадрильи легких штурмовиков в ходе вооруженного конфликта во Вьетнаме» - говорит Абулафия.  

«В 80-е годы прошлого века в ВВС США пришли ко вполне толковому компромиссу в плане того, что был создан, и принят на вооружение, специально предназначенный дляоказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, поражения танков, бронемашин и других наземных целей штурмовик A-10 Thunderbolt, который не только был способен летать на малых высотах, но и был малоуязвим для противника» - рассказывает Ричард Абулафия – вице-президент аэрокосмической консалтинговой компании Teal Group Ричард Абулафия. С тех пор многое изменилось и сейчас назрела острая необходимость в создании нового легкого штурмовика. Однако, предъявляемые к новому самолету требования порой (по мнению Абулафия) граничат на грани абсурда. 

«Существуют ли потребность в нескольких десятках узкофункциональных турбовинтовых самолетов, нацеленных на  выполнение миссий с низкой степенью опасности»? Безусловно «Да». В пользу этого говорят достаточно сильные аргументы. Имеются ли какие-либо веские доводы в пользу приобретения сотен самолетов для использования против стран с нулевой воздушной мощью, у которых нет современных, стоящих на высоком уровне сил ПВО и отсутствуют какой-либо серьезный, внушающий реальные опасения военный потенциал? Кроме разве что единственного: что у них имеется в избытке автоматов АК-47? А это, согласитесь, глупый и чрезвычайно опасный аргумент. 

Как бы то ни было, но высшее военное руководство, настроено весьма серьезно и намерено, невзирая ни на что, двигаться вперед. В начале июня  этого года на, расположенной в штате Нью-Мексико и принадлежащей ВВС США авиабазе «Холломан» (Holloman Air Force Base), начался второй этап программы по созданию легкого штурмовика OA-X (Observation Aircraft, Experimental – досл.: «Самолет наблюдения, экспериментальный). 

Пилоты на протяжении трех месяцев должны совершать полеты на A-29 Super Tucano и Textron Aviation AT-6 Wolverine, чтобы проверить, как справляются самолеты с задачами по изоляции района боевых действий с воздуха, осуществляют непосредственную авиационную поддержку, ведут наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, их способности к ведению боевых поисково-спасательных операций, а также какие предъявляются требования к месту стоянок данных воздушных судов, и техническому обслуживанию с целью поддержания их летной годности.    

И если решение о запуске самолетов в серийное производство будет наконец-то принято (акцент при этом будет сделан на взаимодействие с государствами-партерами), то течении следующих шести лет ВВС готовы выделить средства в размере более 2 млрд долларов США на приобретение флота легких штурмовиков.    

«Мы рассматриваем приобретение флота легких штурмовиков через призму взаимодействия с нашими союзниками и партнерами» - сказал в своем выступлении перед членами комитета Сената США по вооруженным силам начальник штаба воздушных сил США генерал Дэвид Гольдфейн (David Goldfein). «Немаловажное место в Программе OA-X, отводится созданию единой архитектуры и разветвленной сети обмена разведывательной информацией. Так, что те, кто присоединиться к нам станут частью кампании противодействия насильственному экстремизму» - добавил он. 

Потенциальные преимущества: цена и эксплуатационная эффективность

Также сторонники программы указывают на то, что задействование легких штурмовиков позволит пилотам сохранить свежесть и не чувствовать сильной усталости, что в свою очередь даст им возможность, (если того потребуют обстоятельства) не только переключаться на более сложные в управлении современные истребители, но также выполнять задачи по непосредственной авиационной поддержки наземных войск, и принимать участие в противоповстанческих и контртеррористических операциях, а также освободить от выполнения этих задач  истребители F-15, F-16, и F-22, и тем самым дать им возможность осуществлять подготовку к боевым действиям для осуществления более сложных миссий.

В мае этого года военно-воздушные силы Афганистана получили от своего союзника ВВС США еще два легких штурмовика A-29 Super Tucano, доведя тем самым, парк стоящих у них на вооружении этих турбовинтовых машин до 19.  

Давая интервью Air Force Times, Абулафия указал на то, что пилот легкобронированного OA-Xможет быть уязвим для ПЗРК (переносной ракетно-зенитных комплекс), крупнокалиберных пулеметов и гранатометов. 

Максимальная скорость Super Tucano– 366 миль/час (589 км/ч), максимальная высота полета 35000 футов (10668 м). Для сравнения стоит отметить, что у легкого штурмовика АТ-6 Wolverine (модификация, используемого ВВС США, учебно-тренировочного самолета T-6) – максимальная скорость 510 миль/час (820 км/ч), а максимальная высота полета – 31000 футов (9449 м). 

«Если они просто экспериментируют, вкладывая огромные суммы денег только ради того, чтобы, приобрести пару десятков самолетов, можно сказать, что чиновничий аппарат просто «сошел с ума».  Особого вреда, это конечно же не принесет, и даже может иметь некий положительный эффект, если рассматривать это с точки зрения проведения совместных с Афганистаном операций» - допускает Абулафия.    

«Тем не менее, по программе OA-X предполагается приобретение 350 самолетов. А это все равно, что создать огромную армию и раз и навсегда решить проблему «суслика на заднем дворе» - говорит он.  

Борьба за превосходство: Ки-Уэстовское соглашение от 13 марта 1948 года ( Key West Agreement)

Отклонившись немного в сторону от темы, Абулафия отметил, что эти жаркие дебаты корнями своими уходят в борьбу между вновь созданными ВВС, ВМФ и сухопутными войсками США за ресурсы и финансирование, начавшуюся после подписания в 1948 году «Key West Agreement», в котором помимо всего прочего прописывалось, что основные стратегические и тактические воздушные сила и средства передаются ВВС, а остальные лишь получают воздушные силы и средства, достаточные для достижения целей во время проводимых кампаний.   

До этого момента  у Армии и Военно-Морского Флота имелась своя собственная военная авиация. 

«Циничная часть этих, начавшихся десятки лет назад, «разборок», заключается в том, что ВВС США хотят помешать Армии США добиться получения каких либо, несущих боевое дежурство самолетов с неподвижным крылом. В свою очередь, Сухопутные войска стремятся «представить» ВВС США не достаточно решительными, смелыми и умеющими рисковать,   чтобы совершать  наземные операции» - объясняет он. 

«Но тут не стоит забывать еще и про морских пехотинцев США, являющихся в наши дни специалистами в борьбе с повстанцами, незаконными вооруженными формированиями, а также в проведении карательных акций, чья деятельность не регулируется КиУэстовским Соглашением. Если, к примеру, спросить их, нужны ли им турбовинтовые легкие штурмовики, ответ скорее всего будет таков: «Вы шутите? Мы не посылаем своих пилотов на смерть» - добавляет Абулафия.  

«Все это лишь повод для того, чтобы держать противников ВВС в страхе». 

«Именно с момента подписания КиУэстовского Соглашения в США создались тепличные условия для некоторых бюрократических нарушений». 

И наконец, считает ли Абулафия, что американские военные все-таки откажутся от планов по приобретению большого флота легких штурмовиков OA-X?

«Вся аргументация основана на идее, что есть крупномасштабные театры военных действий, где нет и никогда не будет существовать угрозы для военной авиации, а это, согласитесь полнейшая глупость. Экономическая же альтернатива заключается в том, что жизни пилотов не имеют большой ценности, так что давайте пересадим их в более дешевые самолеты, которые легко можно сбить» - говорит он. 

«Теперь отвлечемся от ВВС и Армии США и, от принятого 70 лет назад, КиУэстовского Соглашения, и взглянем на параллельные реальности. Насколько мне известно, Королевские Военно-Воздушные Силы Великобритании и Военно-Воздушные Силы Израиля входят в список пяти сильнейших военно-воздушных сил мира. Однако и те и другие не рассматривают всерьез такую идею». 

«Или возьмите какие-либо другие, имеющие сильные военно-воздушные силы, страны. Кто из них горит желанием приобрести самолеты такого класса?»

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют