Форум

Страницы: 1
RSS
Сможет ли британский Tempest превзойти F-35
 

Истребитель Tempest будет оснащен самыми передовыми технологиями и даже превзойдет F-35

 

Истребитель Tempest впервые был представлен в рамках долгосрочной Стратегии в области боевой авиации (Combat Air Strategy – CAS) – документа, отмечающего переориентацию Великобритании, в части касающейся, подготовки к конфликтам с высокой степенью интенсивности военных действий  и угрозам, создаваемым современными средствами ПВО. Однако, первоочередное внимание в документе в основном уделяется промышленно-финансовым вопросам, в частности поддержанию устойчивости военно-аэрокосмического сектора Великобритании, несмотря на ограниченный оборонный бюджет и неуклонно растущие расходы на создание высокопроизводительных платформ, таких, например, как Фрегат Type 26 (Type 26 Frigate – Будущий «Глобальный боевой корабль» Великобритании). 

В первый день открывшегося 16 июля 2018 года в Фарнборо международного аэрокосмического салона (Farnborough Air Show), министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон публично представил полномасштабный  макет перспективного истребителя нового поколения, получившего название Tempest («Буря») – британский концепт отечественного двухдвигательного малозаметного истребителя, который должен поступить на вооружение в 2030 году. Предполагается, что новый истребитель сможет «похвастаться» технологиями шестого поколения. По замыслу разработчиков самолет будет опционально пилотируемым, т. е сможет выполнять полеты, как под управлением летчика, так и в полностью автономном режиме. На него планируют установить гиперзвуковое оружие и «оружие направленной энергии». Также будет предусмотрена возможность размещения и управления «роями дронов». Более того, он может стать «пробным шаром» эпохи Brexit(Брэксит - выход Великобритании из Евросоюза), направленным на возрождение сотрудничества в области обороны с Германией и Францией. 

На первоначальные, рассчитанные до 2020 года, разработки, Лондон выделил 2 млрд фунтов стерлингов (2.6 млрд долларов США).   

В специально созданную группу «Team Tempest», помимо управления Королевских ВВС по перспективным проектам (RAF Rapid Capabilities Office) и крупного военного подрядчика корпорации BAE System, вошли,  производитель авиационных двигателей британская компания Rolls Royce, ведущий европейский  разработчик и производитель ракетных систем компания MBDA, и, разрабатывающий датчики и системы авионики компания Leonardo (один из крупнейших машиностроительных холдингов в Италии).  

Предположительно, разработка проекта должна завершиться к началу 2020 года. На 2025 год запланировано создание годного, к выполнению полетов, прототипа. А в 2035 году должно начаться серийное производство самолетов Tempest, которые, постепенно заменят, стоящие на вооружении Королевских ВВС, истребители четвертого поколения Eurofighter Typhoon, и дополнят парк малозаметных истребителей F-35. Этот, рассчитанный, на 17 лет проект, можно назвать весьма амбициозным, поскольку дело касается такого сложного и такого дорогостоящего самолета, как «истребитель-невидимка»,   

Представленный макет Tempest, дает основание предположить, что это будет относительно большой одноместный, двухдвигательный истребитель с дельтовидным крылом с изломом по хвостовой кромке и двумя, с наклоном внутрь, килями (как у малозаметного истребителя F-22). Хотя последние, по словам аналитика Джастина Бронка (Justin Bronk), повышают маневренность самолета и больше говорят об акценте на кинематические характеристики, нежели на полную незаметность. Довольно крупный размер планера также намекает на то, что у Tampest, скорее всего, будет большая, чем у F-35 (в режиме «невидимости») дальность полета и боевая нагрузка. При этом следует отметить, что во время презентации Tempest не приводились никакие эксплуатационные параметры будущего самолета, такие, например, как максимальная скорость, дальность полета, «эффективная поверхность рассеяния» и т.д.  

Компания Rolls Royce заявляет, что «спрятанные» (для максимального снижения ЭПР) глубоко внутри Tempest два турбовинтовых двигателя с адаптивным циклом будут изготовлены из легких композитных материалов, с полным контролем температур, и цифровой системой контроля для более точного определения параметров работы и возможных неисправностей. Благодаря сердечникам турбин с магнитами, двигатели смогут генерировать избыточную электроэнергию, которая может быть использована для питания «оружия направленной энергии» (от лазерного до микроволнового). 

В начале 2020 года ВВС США планируют провести испытания, предназначенной для оснащения своих истребителей, турели с системой высокоэнергетического лазерного оружия. 

На презентации Tempest указывалось, что использование оружия направленной передачи энергии против «некинетических» целей, может привести к нарушение работы или выведению из строя датчиков противника.  

На Tempest будет предусмотрен внутренний модульный отсек целевой нагрузки, который может быть реконфигурирован под различные датчики или виды вооружения. Рядом с макетом Tempest была развернута экспозиция, где были представлены некоторые системы вооружения, которыми будет оснащен истребитель, в частности: Управляемые ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» Meteor, крылатые ракеты SPEAR-3. В список, совместимых с Tempest ракет, вошли и ракеты нового поколения «Deep Strike». Также на презентации в Фарнборо, в качестве поражающих возможностей, были упомянуты гиперзвуковые ракеты (перемещающиеся со скоростью в пять раз превышающей скорость звука, что крайне затрудняет их перехват) и рои смертоносных дронов. Для снижения рабочей нагрузки пилота, на самолете будет задействован искусственный интеллект, а для оптимизации работы беспилотника будет применяться его компьютерное обучение.    

Также, как и на F-35, на Tempest будут задействованы многочисленные пассивные и активные датчики, а пилот Tempest сможет видеть «сквозь» свой самолет, благодаря нашлемному устройству, заменяющему обычные устройства отображения информации в кабине экипажа. Технология «Cooperative Engagement» позволит, используя реконфигурируемые системы передачи информации и каналы передачи данных, обеспечить синтез данных, поступающих, как с датчиков самого самолета, так и с датчиков самолетов союзников, кораблей и наземных сил. Что в свою очередь, позволит одной платформе, передавать данные датчиков другой платформе, которая затем может запускать ракеты, не подвергая, при этом, себя опасности.    

Поскольку, существуют опасения, что сетевые компьютеры F-35 уязвимы для взлома, «устойчивость» Tempest к кибератакам, отмечалась на презентации, как одна из основных его характеристик. Иначе это могло бы создать дополнительные проблемы, учитывая, что самолет позиционируется, как «опционально пилотируемый» - т.е. при желании, им можно управлять дистанционно, без обязательного нахождения пилота на борту. Считается, что боевые беспилотные летательные аппараты (Unmanned Combat Air Vehicles) - это будущее воздушных войн. Однако военно-воздушные силы до сих пор предпочитают прощупывать почву, поскольку опционально-пилотируемые истребители хоть и дают возможность не подвергать риску жизнь пилота при выполнении опасных миссий, у них есть и недостатки, касающиеся их стоимости и характеристик. 

Как уже говорилось выше, истребитель Tempest впервые был представлен в рамках долгосрочной Стратегии в области боевой авиации (Combat Air Strategy – CAS) – документа, указывающего на переориентацию Великобритании, в части касающейся, подготовки к конфликтам высокой интенсивности и угрозам, создаваемым современными средствами ПВО. Однако, первоочередное внимание в документе в основном уделялось промышленно-финансовым вопросам, в частности поддержанию устойчивости военно-аэрокосмического сектора Великобритании, несмотря на ограниченный оборонный бюджет и неуклонно растущие расходы на создание высокопроизводительных платформ, таких, например, как «Type 26 Frigate». 

Так что, скорее всего, довести до конца проект «Tempest» будет достаточно сложно. Сам по себе Tempest является «приемником» BAE Replica – двухместного британского концепта малозаметного истребителя пятого поколения, «заброшенного» в 2005 году. Впрочем BAE, чтобы стать основным партнером в Программе F-35, улучшила, используемые при создании Replica технологии. Сейчас Британия для своих авианосцев типа Queen Elizabeth получила уже сорок восемь F-35B - малозаметных истребителей пятого поколения с коротким взлетом и вертикальной посадкой и в теории, планирует заказать еще девяносто F-35х для Королевских военно-воздушных сил. И хотя, на Фарнборо, представитель RAF, заявил, что работа над Tempest никак не повлияет на приобретение F-35, трудно представить, откуда еще в бюджете могут появиться деньги.  

Впрочем, на данном этапе проект Tempest - это, безусловно часть политической игры Великобритании, намеревающейся выйти из Евросоюза и рискующей быть изолированной от европейских рынков. При этом, всего лишь несколько месяцев назад Германия и Франция объявили, что Dassault Aviation SA и Airbus Defence and Space (DS) объединят усилия для работы над проектом Future Combat Air System (FCAS) по созданию своего собственного малозаметного истребителя шестого поколения. И что примечательно, - без привлечения британских компаний, хотя их возможное участие не исключалось, вероятно, в зависимости от того, как будет разыгрываться Brexit. 

По правде говоря, обе эти программы, без заинтересованности в них разных стран, могут запросто оказаться непомерно дорогими. Два млрд фунтов стерлингов – это большие сумма – но это гораздо меньше, чем одна десятая от того, что будет стоить успешная программа Tempest. Наиболее предпочтительным мог бы быть сценарий создания «Европейского» малозаметного истребителя (“European” stealth fighter), объединивший в себе обе программы. Быстрый взгляд на прогнозируемые возможности программы FCAS, показывает, что в целом, они похожи на возможности Tempest.      

Таким образом, Tempest может быть не только попыткой Лондона сохранить внутренний, способный создавать малозаметные истребители, аэрокосмический сектор, но также быть частью сложного, детально продуманного «ухаживания», с целью побудить страны ЕС вновь рассмотреть возможность совместной работы над одной программой.  Как бы то ни было, но довольно много говорится о возможном партнерстве Великобритании со Швецией – производителем многоцелевых истребителей Gripen. Также стоит отметить, что не так давно корпорация BAE Systems подписала контракт на оказание помощи турецкой компании TurkishAerospace Industries (TAI) в разработке малозаметного истребителя TF-X.   

Великобритания, Франция и Германия уже объявили о своих намерениях разрабатывать малозаметные истребители шестого поколения и подкрепили их первоначальными инвестициями. Однако, вероятно должно пройти какое-то время прежде, чем можно будет понять смогут ли правительства этих стран выдержать огромные долгосрочные финансовые затраты, международное сотрудничество, и технически сложные процессы развития для производства первого в Европе самолета «невидимки».

Источник

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)