Форум

Страницы: 1
RSS
Bell Model 48 – вертолет, «опередивший» время
 

В конце 40-х годов прошлого века американский производитель вертолетов и винтокрылов компания Bell Aircraft Corporation, начав разработку своих первых вертолетов, добилась весьма заметных успехов. Именно тогда появились двухместный Bell Model 47 (первая винтокрылая машина, получившая лицензию на использование в гражданской авиации), двухместный военный вертолет Bell Model 47A и шестиместный Bell Model 42.

Хотя, модель Bell Model 42, в качестве серийной версии, не вызвала большого интереса со стороны рынка гражданских вертолетов, Bell делал все возможное, пытаясь убедить руководство технического управления авиационного корпуса армии США (Райт-Филд, Дейтон, штат Огайо) приобрести Bell Model 48 – военный вариант вертолета Bell Model 42.


Оснащенный поплавками, экспериментальный вертолет Bell Model 48/YH-12B на заводе Bell Ниагара Фолс, штат Нью Йорк, США.

В 1946 году компания получает первую заявку от Армейской авиации сухопутных войск США (USAAF) на закупку Model 48. В качестве  прототипа военного воздушного судна, данная модель была известна, как Bell XR-12. И это был самый крупный из изготовленных, на том этапе компанией, вертолетов. Первоначально, одобрение было получено на приобретение трех вертолетов XR-12 (деньги были выделены из фондов, предназначенных на проведение исследований и разработок).  Средства же на проведение 10 эксплуатационных испытаний XR-12s выделялись из производственных фондов. Этот контракт, в первую очередь, был заключен для того, чтобы поддержать разработки Bell в области вертолетостроения, что в свою очередь могло бы удержать компанию от ухода из бизнеса. Поставки вертолетов были запланированы на лето 1946 года. 

На базе, предназначавшегося для гражданского рынка вертолета Model 42, было создано три прототипа Model 48/XR-12, один из которых был необходим для проведения статических испытаний. В компании были оставлены два вертолета для проведения дальнейших испытаний и исследований. 

XR-12 мог перевозить двух членов экипажа и четырех пассажиров. Предполагалось, что он будет использоваться для выполнения задач по наблюдению, связи, транспортировке грузов и эвакуации персонала. От Model 42, Bell Model XR-12 отличался тем, что имел меньшую хвостовую балку, более короткий вал несущего винта и стабилизаторы на хвостовой балке. Вертолет был оснащен звездообразным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 550 л.с. с турбонагнетателем с зубчатым приводом. У XR-12 было трехопорное, неубирающееся шасси. Помимо прочего, вертолет был оборудован люком и спасательной лебедкой. Поплавки в комплект поставки не входили и шли в качестве дополнительной опции.  

И хотя, впоследствии Bell получил заказ на изготовление 34 вертолетов Model 48/R-12A от USAAF, ни один из них так и не был изготовлен. В 1947 же году заказ был вообще отменен.


Сентябрь 1950 года. Model 48/YH-12B пролетает над Ниагарским водопадом.

В USAAF принимают решение, что компания, в качестве альтернативы, должна выпустить более крупный, удлиненный вариант модели Model 48, способный перевозить до восьми человек. Прототипу дается название XR-12B (Model 48A). Данный прототип был построен для проведения оценочных испытаний. У нового вертолета было четырехопорное шасси, а также более широкая, и просторная кабина. Оснащен он был улучшенной силовой установкой Pratt & Whitney мощностью 600 л.с. Носовая часть воздушного судна была выполнена, из изготовленных из оргстекла, панелей.  

У XR-12B был один (как и у Bell Model 47, только большего размера) двухлопастной несущий винт со стабилизатором, что обеспечивало максимальную стабильность XR-12B. Установленный с левой стороны хвостовой балки, двухлопастной рулевой винт  с изменяемым  шагом,  обеспечивал надлежащую компенсацию крутящего момента несущего винта и управляемость ЛА. Что качается системы управления, то она включала в себя рычаг шаг-газ, стандартную ручку управления, и педали управления хвостовым винтом, и была представлена в двойном комплекте. 

Помимо люка, XR-12B был оснащен, находившейся между креслами летчиков, спасательной лебедкой, которой мог управлять, как тот, так и другой пилот. Имелись также отдельные большие двери для пассажиров и для погрузки крупногабаритных грузов. Внутри были предусмотрены места для размещения шести полностью экипированных солдат. Компоновка салона позволяла перевозить шестерых носилочных раненых с сопровождающим медицинским работником, располагавшимся в кресле второго пилота. 

Военные испытания

Оценка военных служб США показала, что Армии нужен вертолет с достаточного объема, необходимого для перевозки личного состава и груза (до 680 кг) на разумные расстояния. Проведенные летные испытания XR-12B показали, что вертолет вполне реально может совершать полеты с полезной нагрузкой в 2300 фунтов (1040 кг). В результате, были начаты конструкторские проработки новых технических решений, для удовлетворения данного требования.


Десантники, участвующие в войсковых испытаниях Model 48/YH-12B. Пилот - старший летчик испытатель компании Bell Флойд Карлсон (Floyd Carlson).

В конечном итоге, компанией для войсковых испытаний и с целью их дальнейшей поставки летом 1946 года, было изготовлено десять вертолетов YR-12B стоимостью почти 175000 долларов США каждый. Однако проблемы с переплетением траекторий концов лопастей несущего винта и регулятором шага несущего винта могли привести к серьезным задержкам этих поставок. В связи с этим, руководство Армии США принимает   решение вмешаться в ситуацию, чтобы помочь Bell разобраться с вызывающими беспокойство вопросами. 

Было очевидно, что прежде, чем вертолет будет готов к вводу в эксплуатацию, потребуются дополнительные разработки. Это приведет к отставанию от графика, а значит и срыву сроков поставок. Поговаривали даже о замене вертолета Model 48 на Sikorsky S-51. В результате, первые Bell Model 48A/YR-12B для Армии США были поставлены в сентябре 1946 года. 

Основные характеристики вертолета Bell YR-12B:

·      Диаметр несущего винта – 47 футов 6 дюймов (14,48м)

·      Длина фюзеляжа – 39 футов 7 дюймов (12,06м);

·      Высота вертолета 11 футов 3 дюйма (3,43м);

·      Полностью загруженный, YR-12B весил 6286 фунтов (2854 кг);

·      Вес пустого вертолета 3700 фунтов (1680 кг);

·      Крейсерская скорость – 90 миль/час (145 км/ч);

·      Максимальная скорость – 105 миль/час (168 км/ч);

·      Практический потолок – 12800 футов (3960м);

·      Дальность полета – 300 миль (480 км)

Если говорить об ограничениях во время полетов на YR-12B, то не предусматривалось выполнение каких-либо фигур высшего пилотажа; предписывалось соблюдать осторожность при полете со скоростью ниже 30 миль/час (48 км/ч); максимальный взлетный вес не должен был превышать 6600 фунтов (2995 кг). Все указанное выше подлежало изменению и уточнению.

Установленные на YR-12B поплавки, позволяли вертолету совершать посадку на землю, воду, или глубокий снег. Руление по воде допускалось со скоростью, не превышающей 50 миль/час (80 км/ч).


Погрузка носилочных раненых в Bell Model 48/YH-12B во время армейских учений. За один рейс можно было перевезти шесть, лежащих на носилках, пострадавших.

Проведенные военными первоначальные испытания вертолета, как в качестве транспортно-десантного, так и в качестве грузового воздушного судна с использованием грузовой лебедки прошли достаточно успешно. После чего, в порядке эксперимента, Bell Model 48/YH-12B был направлен на военные базы, расположенные на территории США. 

Сформированные 18 сентября 1947 года Военно-воздушные силы США (USAF) взяли на себя закупку вертолетов для наземных частей и соединений сухопутных войск. В 1948 году командование USAF решает внести изменения в обозначение вертолетов и меняет букву «R» (винтокрылый ЛА) на «H» (вертолет). Таким образом, модификация YR-12B стала называться YH-12B.  

К 1950 году в отсутствии заказов для Вооруженных сил США, Bell начинает рассматривать варианты продаж гражданской версии вертолета Model 48. В компании строят планы по созданию нового 10-местного ЛА, который впоследствии можно было бы рассматривать в качестве серийного варианта Model 48.  

Вес серийного пустого Model 48 был 4200 фунтов (1907 кг), что на 500 фунтов (227 кг) меньше, чем у YH-12B. Средний вес вертолета с грузом составлял 6400 фунтов (2900 кг), максимальный взлетный вес -  7200 фунтов (3265 кг). Новый вариант воздушного судна мог перевозить 10 человек (2-х членов экипажа и 8 пассажиров. На вертолет планировалось установить двигатель Pratt & Whitney R-1340.


Изображение вертолета YR-12 с компоновкой кресел для 8 пассажиров. Серийный вариант ВС был рассчитан на перевозку 10 человек.

Новые лыжи (полозья) и поплавки шли у Model 48 в качестве дополнительной опции. Во время длительного полета предусматривалась возможность использования автопилота. Кроме того, Bell Model 48 был пригоден для эксплуатации в арктических условиях. Крейсерская скорость вертолета составляла 90 миль/час (145 км/ч), а максимально допустимая скорость – 140 миль/час (224 км/ч). В комплект поставки также входило спасательное оборудование: лебедка и подъемное устройство

В декабре 1950 года руководство Bell обращается к правительству Канады с предложением о серийном производстве своего Model 48. В частности, в нем подчеркивалось, что в качестве транспортно-десантного воздушного судна, новый вертолет способен перевозить 8 солдат, в ходе поисково-спасательных операций может забрать на борт шестерых, лежащих на носилках раненых. Кроме того, он мог бы перевозить грузы и выполнять задачи по снабжению войск. 

Model 48 был спроектирован таким образом, что его без проблем можно было подготовить к транспортировке на большие расстояния стандартными грузовыми самолетами. Нужно было только снять с вертолета задние колеса, несущий винт и вал несущего винта. Все это, при перелете, можно положить рядом с фюзеляжем.


Чертеж в трех проекциях первоначального Bell Model/48 YR-12.

Однако военных поставок в Канаду не последовало. И к началу 1950 годов по решению руководства Вооруженных сил США, YH-12B был снят с эксплуатации и заменен другими вертолетами. К середине 50-х годов прошлого века на головном предприятии Bell все еще оставался, как минимум один, созданный для войсковых испытаний, вертолет YH-12B.    

Трансатлантический перелет

В 1952 году компания Bell заключает лицензионное соглашение на сборку своих вертолетов с итальянским производителем Giovanni Agusta. Первым был собран легкий двухместный вертолет Model 47D-1. В 1956 году в Италию был отправлен Bell Model 48A/YH-12B, где, наряду с лицензионной продукцией Bell, компания Agusta уже начала разрабатывать и производить свои собственные новые вертолеты. Agusta, используя несущую систему и динамические свойства Model 48, планировала создать новый, более крупный (способный перевозить до девяти пассажиров) поршневой вертолет. 

С разработками этого нового многоцелевого вертолета, получившего название AB-102, специалистам Agusta помогали инженеры Bell. Следует отметить, что оснащен AB-102 был таким же (как и Model 48A) звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1340. Прототип AB-102 впервые поднялся в воздух в феврале 1959 года. 

Впоследствии Bell Model 48A/YH-12B был выставлен в музее компании Agusta, а затем перевезен в Милан в музей авиации Volandia.


После сборки двух экспериментальных Model 48 XR-12A, в компании Bell задумались о создании более крупной модели вертолета, способной перевозить большее количество пассажиров.

Не так давно вертолет совершил перелет через Атлантику и прибыл к своему последнему месту приписки – в музей им. Лоуренса Белла (Lawrence D. Bell Aircraft Museum), Ментон, штат Индиана. Здесь ему предстоит пройти реставрацию.    

Возможно, вертолет Bell Model 48, опередив время, появился гораздо раньше, чем к этому были «готовы», как в самой компании, так и в Вооруженных силах США. Вероятно, именно поэтому он, в конечном итоге, был заменен на более успешную модель - оснащенный турбовальным двигателем транспортно-десантный вертолет Bell Model 204/XH-40.

Источник

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)