новости Пожары в России предложили тушить с помощью экранопланов

Пожары в России предложили тушить с помощью экранопланов

8 Августа 2019
336

Единственный в стране разработчик экранопланов – Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева – предлагает использовать эти уникальные машины для тушения обширных лесных пожаров. Об этом журналистам рассказал председатель совета директоров - генеральный конструктор ЦКБ Георгий Анцев.

"Если говорить о пожарах, у нас есть серьезные проработки по развитию экраноплана "Спасатель", где мы уходим в тоннажи от 500 до 700 тонн. Мы имеем серию предложений по строительству экранопланов, где можно уже говорить о задачах пожаротушения", - сказал он.

По его словам, такой экраноплан мог бы брать в качестве нагрузки порядка 200 тонн воды и сбрасывать ее за то же время, за которое самолеты Ил-76 сбрасывают лишь 40 тонн. Анцев напомнил, что преимущество экранопланов в том, что воду не нужно закачивать на аэродромах из пожарных цистерн, как это сейчас происходит с Ил-76. Это занимает много времени и технически сложно. Экранопланы могут брать воду на крупных реках или больших водоемах.

Анцев напомнил, что такие характеристики экраноплана, как избыточная масса, характерная для машин повышенной прочности, рассчитанных на хорошую работу в условиях частых гидроударов, компенсируются экономичностью при полете в режиме экрана. Кроме того, экранопланы неприхотливы к местам базирования – они могут стоять на воде или выходить на берега с небольшим уклоном.

Он добавил, что не считает экранопланы панацеей при тушении лесных пожаров, но отметил их эффективность в борьбе с крупными очагами.

Экраноплан – это аппарат, использующий так называемый экранный эффект, который заключается в свойстве крыла, двигающегося вблизи поверхности моря или ровной суши, увеличивать подъемную силу и снижать сопротивление. Эффект тем больше, чем меньше расстояние крыла от поверхности.

По существу, проект экраноплана "Спасатель", предлагаемый сегодня МЧС, не является новым. Одноименный проект опытного поисково-спасательного корабля был создан и утвержден еще в 1992 году, однако достроить его не успели из-за развала Советского Союза и отсутствия финансирования. Он был разработан на базе материальной части ударного экраноплана-ракетоносца "Лунь", переданного военным в 1989 году. Взлетная масса "Луня" достигала 400 тонн, скорость полета – 550 км/ч, а вместимость составляла 150–500 человек.

История экранопланов в нашей стране отсчитывается с 1966 года, когда был создан первый экспериментальный полномасштабный морской экраноплан "Корабль-макет" (КМ) с десятью авиационными турбореактивными двигателями.

"Отцом" удивительных "кораблей-самолетов" Советского Союза был конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев, имя которого носит основанное им конструкторское бюро. С 1960-х по 1990-е  в нашей стране в общей сложности было разработано порядка 40 проектов экранопланов, а построено – более 30 единиц различного назначения.

Сегодня ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева предлагает заказчикам и легкий экраноплан-спасатель "Чайка" водоизмещением около 50 тонн.

Интерес к экранопланам ранее проявлял Военно-морской флот России. Начальник Морской авиации ВМФ РФ Игорь Кожин несколько лет назад сообщил, что уже к 2020 году наш флот должен получить грузовую платформу экранопланного типа.

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют