публикации Искусственный интеллект в воздухе: Airbus тестирует ATTOL

Искусственный интеллект в воздухе: Airbus тестирует ATTOL

22 Января 2020
3138


Событие, важное для всей авиастроительной отрасли мира, состоялось в середине декабря 2019 года во Франции, однако объявили о нем только на днях. Опытный авиалайнер Airbus успешно выполнил первый полностью автоматический взлет с помощью бортового "технического зрения". Конечно, до самолетов-роботов, делающих все самостоятельно, человечеству пока далеко, но сделан еще один маленький шаг к царству искусственного интеллекта. 

Концерн Airbus запустил в июне 2018 года проект ATTOL (Autonomous Taxi, Take-Off & Landing – автономные руление, взлет и посадка). Спустя полтора года самолет-лаборатория А350-1000 выполнил автоматический взлет с помощью бортовой системы распознавания окружающей обстановки. Программа самостоятельно оценивает параметры самолета, с помощью камер определяет его положение в пространстве и относительно взлетно-посадочной полосы, а также способна контролировать процесс взлета без участия человека.

На видео из кабины запечатлены непередаваемые эмоции летчиков-испытателей: в момент отрыва лайнера от земли командир экипажа ослабляет левую руку на джойстике, а правую ладонь убирает с ручек управления двигателем и кладет ее себе на колено. Столь непривычный и небезопасный для авиатора жест дается ему с большим трудом – второй пилот, улыбаясь, дотрагивается до его руки, чтобы поддержать коллегу в столь напряженную секунду. 

Сегодня большую часть полета, когда самолет находится на эшелоне, выполняет автопилот, но взлеты и посадки по-прежнему проходят под контролем и управлением человека.

В современных аэропортах установлены курсо-глиссадные системы ILS (радионавигационная система инструментального захода на посадку), которые помогают летчикам направлять самолет при посадке. Она представляет собой два излучателя: один (курсовой маяк) расположен за противоположным торцом ВПП на продолжении осевой линии и излучает лучи, формирующие невидимую линию. Второй (глиссадный маяк) — расположен сбоку от ВПП, рядом с зоной приземления самолета. Они излучают в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления воздушным судном относительно посадочного курса и вертикальной скорости при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения.

При этом такие системы бывают не только стандартными, но и более усложненными, позволяющими самолету успешно заходить на посадку при худшей и даже нулевой видимости. Однако у таких наземных "помощников" есть существенный недостаток: системы самолетов, определяющие местоположение относительно глиссады и показывающие его на приборах, чувствительны к отражениям сигналов маяков, возникающим из-за присутствия разных объектов в их области действия. Даже автомобиль, едущий по рулежной дорожке, может вызвать радиопомехи и тем самым усложнить работу пилотов.

Локальные наземные системы, использующие GPS, позволяют избежать радиопомех, но недостаточно точны по сравнению с классическими курсо-глиссадными маяками.

Таким образом, наиболее трудными состояниями по-прежнему остаются взлеты и посадки воздушных судов. Проводить их в полностью автоматическом режиме в пассажирской авиации пока не удавалось, но Airbus отчасти стал здесь первопроходцем. 

Как рассказал командир воздушного судна Ян Бофилс, автопилот был включен после выхода на старт и ожидания разрешения на взлет от диспетчерской службы. "Мы перевели ручки управления двигателем в положение взлета и наблюдали за работой систем ВС. Самолет начал набирать скорость, автоматически придерживаясь осевой линии ВПП. Нос самолета начал автоматически подниматься, пока не достиг заданного угла тангажа при взлете, и через несколько секунд мы поднялись в воздух", - рассказал летчик.

На борту самолета-лаборатории А350-1000 находились два пилота и три инженера-испытателя. В общей сложности во время испытаний было произведено восемь автоматических взлетов в течение 4,5 часа.

Каких-либо подробностей об устройстве этой системы и принципах ее работы не раскрывается. Известно только, что в середине этого года с использованием технологии распознавания изображений пройдут испытания посадки и руления в автоматическом режиме. В концерне подчеркивают, что полностью роботизировать эти процессы не является самоцелью. "Этот проект является одним из многочисленных научно-исследовательских направлений, которыми компания занимается в настоящий момент в разных областях", – отмечается в сообщении.

Остается надеяться, что минимизация человеческого фактора в авиации позволит снизить количество летных происшествий и помочь пилотам в действительно трудных ситуациях.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют