Вот уже как почти две недели прошло с момента закрытия конкурса “Авиадартс 2016” в рамках которого лучшие летчики из России, Беларуси, Казахстана и Китая показывали свое мастерство в точности стрельб неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) и пушками по наземным целям. Все экипажи разъехались по своим частям, мы же сегодня имеем честь побеседовать с победителями в номинации “Армейская авиация” экипажем Ми-24 Евгением Мязиным и Ильей Родионовым.
- Евгений, Илья прежде всего хочется поздравить Вас с победой, Вы настоящие асы, на мой взгляд победить в подобного рода конкурсах это большой профессионализм, расскажите как было принято решение участвовать в конкурсе "Авиадартс-2016"?
Евгений (командир ведущего вертолета):
- Спасибо за поздравление, конечно было сложно, но для нас это обычная работа. Решение было принято без нашего непосредственного участия, командованием эскадрильи. Основной критерий выбора экипажей - занятость в период курсантских полётов и конечно же спорт, так как от экипажей требовалось не только профессионально выполнять пилотаж, но и отличной физической подготовки.
- Как долго и в каком режиме проходили тренировки?
Илья (командир ведомого вертолета):
- Тренировки к четвёртому, международному этапу проходили в Рязани в течении месяца, по всем элементам конкурса, в том числе и по физической подготовке. Четыре лётных дня в неделю, а в не лётные дни в обязательном порядке мы посещали спортзал и бассейн.
Евгений:
- В мае нам удалось выполнить всего 4 летные смены так как уже начались полёты у курсантов. При подготовке основной упор был сделан на технику пилотирования и боевое применение. Причём долго решали с какого вида манёвра выполнять стрельбу. При выполнении стрельб в горизонтальном полете нет большой точности у НАР, Верхняя граница высоты ограничена по условиям конкурса, поэтому было принято решение стрелять со сложного вида маневра: Горка с предела с переходом в пикирование.
- Что на ваш взгляд было самым сложным в процессе подготовки и в процессе участия в конкурсе?
Евгений:
- Самым сложным явилась подготовка к упражнению по поиску наземных объектов. Для нас это был новый и во все не известный полёт. Даже в курсе боевой подготовки нет полёта на разведку в составе пары. Пришлось полностью с нуля готовить полётное задание, разрабатывать тактические приёмы по поиску. Мало было просто найти объект, необходимо было с большой точностью определить его координаты.
Касательного этого задания мы консультировались с чемпионом мира по вертолётному спорту полковника Петра Васильева. Старый добрый метод - палетка, помогла и нам.
Илья:
- Самое сложное на мой взгляд было совладать с самим собой и не поддаться духу "коллективизма", все-таки нам противостояли участники из РФ, с которыми за месяц подготовки завязались добрые отношения. но как бы то ни было они были соперники.
- Кто был самым сильным противником?
Евгений и Илья (в один голос):
- Самым сильным противником мы считали пару Ка-52 из Черниговки.
Евгений:
- Командиром той группы был капитан Кобец. Вплоть до крайнего упражнения мы шли " ноздря к ноздре ", но боевое применение у них во все не получилось. Прямое попадание моего ведомого капитана Родионова похоронило все надежды камовцев.
- Что именно по вашему мнению принесло Вам победу?
Евгений:
- Победу нам принесла чёткая и слаженная работа всех членов нашей команды. На любом участке маршрута каждый из нас твёрдо знал всё свои действия. Именно на соревнованиях приходит понимание старого советского лозунга "победа в воздухе куётся на земле".
Илья:
- кроме слетанности нашей команды я думаю победу нам принесла в первую очередь воля к победе, во вторую-самообладание и вера в свои силы. Ну и конечно не стоит исключать долю везения.
- Будете ли принимать участие в будущих конкурсах?
Евгений:
- К сожалению в следующем году мне не удастся побывать на "Авиадартсе-2017" . В условиях конкурса прописано, что чемпион в следующем году не имеет право участвовать. Ведомый экипаж при этом может. Так что не удивлюсь если в следующем году ведущим будет Родионов Илья Николаевич.
Илья:
- Как заметил Евгений мой экипаж может принять участие в следующем году, но в любом случае этот вопрос решаем не мы, если командование примет подобное решение, мы просто не сможем уже отказаться и будем вынуждены проявить ещё большую волю к победе.
- Ми-24 является «ветераном» среди участников, что помогло победить более современных соперников?
Евгений:
- Старый конь борозды не портит! Наш вертолёт ни разу не дал повод усомниться в своей надёжности. Кто летал на Ми-24 знает - куда наложил марку туда и бьёт пушка. Конечно в "автомате" как у более современного Ка-52 кладет НАРы на оценку хорошо, но с пикирования, Ми-24 в ручном режиме даёт отличный результат! Ка-52 отличный вертолёт - это бесспорно! Какой пилотаж на нём крутит полковник Бакин! Этот полёт всегда завораживает! Зато Ми-24 проверенный всеми конфликтами, именно боевой вертолёт!
Илья:
- Соревноваться с образцами новейшей авиатехники было сложновато. но как говорится машина - это машина, но все решает человек. Наверное мы были более собраны именно и рассчитывая только на себя, а не на "компьютеры".
- В процессе участия делятся ли соперники своими секретами летного мастерства или все держат свои секреты в тайне?
Евгений:
- В процессе конкурса чувствовалось всеобщее единение. Все команды были открыты в общении и ни каких секретов не было. Даже наоборот - старались помочь нашим братьям белорусам и казахам. Тем более что учились все они в нашем прославленном Сызранском Военном Авиационном Училище Летчиков.
Ну а российская команда после месяца совместной подготовки превратилась в одну большую семью. В конце соревнований мы знали как зовут каждого лётчика, вне зависимости от типа летательного аппарата.
Илья:
- Ну конечно в процессе подготовки обсуждение способов и приемов применяемых на конкурсе имело место, но никто, ни от кого, ничего не скрывал, летчики это одна большая семья, однако в период самого конкурса дух соперничества давал о себе знать.
- По вашему мнению было бы интереснее, если бы в конкурсе было больше стран участниц?
Евгений:
- Конечно же! Чем больше стран участниц, тем выше уровень соревнований. Я думаю, интерес у зрителей вообще бы зашкалил, если бы на конкурсе были представлены европейские вертолёты.
Илья:
- Определенно точно! Количество стран участниц напрямую определяет накал страстей!
- Что лично для себя Вы вынесли из этого конкурса?
Евгений:
- Конечно же огромный опыт, особенно в боевом применении. Специфика работы инструктора заключается в совершенствовании техники пилотирования и методики обучения. А при подготовке к "Авиадартсу", как говорится, настрелялся от души.
Илья:
- Как заметил Евгений кроме большого опыта боевого применения, лично для себя я вынес прекрасный опыт войскового товарищества.
- Есть ли у Вас какие то пожелания относительно проведения соревнований?
Евгений:
- Соревнования были проведены на высочайшем уровне, всё благодаря командиру Центра Боевого Переучивания полковнику Варпахович. Единственное пожелание это сократить время полётных смен, путём разделения самолётов и вертолётов в разные смены.
Илья:
- В любом случае в независимости от наших пожеланий, я думаю что конкурс и его дисциплины обязательно будут развиваться и расширяться.
- Лучшим летчикам по окончании соревнований будет продолжена возможность побороться за право войти в ряды космонавтов, есть ли желание сменить летную профессию и начать покорять космос?
Евгений:
- Предложение конечно заманчиво, но боюсь именно мне дорога в космонавты закрыта. Уж больно слабенький у меня вестибюлярный аппарат, укачивает меня на любых каруселях.
Илья:
- У меня с каруселями все в порядке, думаю о таком возможно только мечтать, и уж отказываться точно не стоит! Какой мальчишка в детстве не хотел стать космонавтом и открывать новые планеты? (смеется)
- Как встретили сослуживцы победителей после возвращения домой?
Евгений:
- Встретили очень тепло и радужно. Было сказано очень много приятных слов! Все друзья подходили и поздравляли, конечно было очень приятно! Особенно когда подходили сослуживцы и просили сфотографироваться на память с чемпионом.
Илья:
- Встретили нас достойно, как и командование части, так и сослуживцы.
- Как ведет себя на дороге главный приз победителей УАЗ "Патриот"?
Евгений:
- А патриот как раз таки удивил своими маневренными характеристиками. Держал дорогу уверенно и на скоростях до 110 км/ч. Порадовал и расход нашего "танка"- всего 9 литров. Спасибо большое спонсорам и организаторам за такие хорошие призы и подарки!
Илья:
- Главный приз хорош! жаль, что один.