Вникаем в турецкий Т129 – новый одноразовый вертолет

Далеко не случайно Турция решила овладеть созданием ударных вертолетов. Ведь когда-нибудь перед армией этой страны встанет вопрос – какой ударный вертолет придется применять и, соответственно, кто его изготовит и какими характеристиками будет обладать новая машина.

Проанализировав множество вариантов предлагаемых импортных вертолетов, турецкие военные начали справедливо сомневаться в достоинствах американских воздушных машин и приняли решение приобрести другой современный вертолет. Но метод, посредством которого турки реализуют свой план, своеобразен. 

Аскетизм в вертолетостроении

С самого начала турецкий тендер в рамках программы АТАК (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters - вертолет огневой поддержки) планировался как широкомасштабное обновление своих военно-воздушных сил. Поэтому, логично заметить, что прагматичные турки, выжимавшие из участников тендера всё возможное, и в этот раз сделают точно также. Но случилось невероятное.

Итальянский вертолет A 129 Mangusta, усовершенствованный предприятиями турецкого ВПК и AgustaWestland, выиграл турецкий тендер. Эта машина как таковым ударным вертолетом не является и в соответствии с этим не может позиционироваться в качестве конкурента для других представленных в тендере образцов. Разрабатывался прародитель турецко-итальянского вертолета как легкая, разведывательная, многоцелевая воздушная машина, которая не предназначена для серьезных боев.

История этого вертолета начинается в 2007 году согласно указанной выше программы ATAK, впоследствии в 2008 году 22 июня вступило в силу соглашение на производство 50 вертолетов T-129 (является модернизированным вариантом вертолета А-129 "Мангуста"), общей стоимостью 3.2 млрд долларов. Соглашение так же включало опцион на дополнительное производство 41-го вертолета. Турецкая компания AESLAN поставляла авионику, целевое оборудование и вела работы по разработке всего программного обеспечения, в то время как AgustaWestland выступала в качестве субподрядчика для TAI (Тюркиш аэроспейс индастриз). Вертолеты предполагались в двух различных модификациях TUC-1 и TUC-2.

Основные требования к системам и предварительный проект были завершены к 2009 году, а первый прототип T-129 совершил свой полет 28 сентября 2009 года, но 19 марта 2010 года прототип разбился во время высотных испытаний недалеко от Вербании (Verbania) в Северной Италии. Причиной катастрофы послужила нехватка мощности для хвостового винта. Первый полет Турецкого прототипа был завершен на площадке TAI в Анкаре 17 августа 2001 года.

В ноябре 2010 года Турция заключила контракт на 150 млн евро на поставку 9 вертолетов T129, доведя общее количество вертолетов до 60 штук. В данный момент такие страны как Азербайджан, Иордания, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южная Корея, Объеденные Арабские Эмираты заинтересовались данным вертолетом.

22 апреля 2014 года компания TAI осуществила передачу первой партии вертолетов T-129A сухопутным войскам Турции.

Вертолет был сконструирован с учетом эксплуатации в жарких условиях, с применением технологий, которые снижают радиолокационную заметность. При его изготовлении использовались композитные материалы – их примерно 50% по сравнению с обычными авиационными материалами.

В носовой части вертолета установлена 20мм трех-ствольная пушка турельного типа. Опционально можно будет устанавливать 12.7 мм пулемет.

Еще одним нюансом этого вертолета стало применение составных пилонов для вооружения, представляющих собой съемные конструкции, которые подвешиваются к фюзеляжу и значительно снижают заметность воздушной машины для РЛС.

Вертолет имеет четыре точки подвеса вооружения, общей массой 1200 кг. На концах пилонов могут размещаться противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), ракеты класса "воздух-воздух" (АТАМ) 70мм (2,75 дюйма) и 70мм управляемые ракеты.

Так же на вертолете установлена система электронного противодействия, включая активные и пассивные системы радиоэлектронного подавления (РЭП) такие как защита от радиолокационного обнаружения, система предупреждения о ракетном нападении, система предупреждения о лазерном облучении, радиочастотный глушитель, система подавления в ИК диапазоне.

На Т-129 ATAK установлены два турбовальных газотурбинных двигателя LHTEC T800-4A. Двигатель Т800-4А является экспортным вариантом двигателя CTS800, с электронно-цифровой системой управления (FADEC) которая снижает нагрузку на пилота контролируя работу многих параметров двигателя в автоматическом режиме, мощность каждого двигателя составляет 1,014КВт, длинна 0,85м, диаметром 0,56м и весом около 154 кг.

С данными двигателями вертолет развивает максимальную крейсерскую скорость 269 км/ч, с дальностью полета 561 км в нормальном и 1000 км в перегоночном режиме. Практический потолок составляет 6096 метров, скорость набора высоты составляет 14 м/с, максимальный взлетный вес 5000 кг.

Вертолет выпускается в двух вариантах:
- первый T-129A EDH - вертолет огневой поддержки, эта версия оборудована 22мм пушкой Гатлинга и четырьмя пусковыми установками 70мм управляемых ракет. Было заказано 9 вертолетов этой модификации, 6 из которых были произведены и переданы Турецкой армии. T-129A будет модернизирован до версии T-129B.
- второй T-129B - многоцелевой вертолет который помимо средств огневой поддержки используемых в первом варианте будет оснащаться передовыми системами радиоэлектронной борьбы. Вертолет будет вооружен 20мм пушкой Гатлинга, а так же различными вариантами ракет таких как: 8 шт UMTAS (противотанковые ракеты), 12 шт Roketsan Cirit (управляемая ракета) и 2 AIM-92 Stinger (ракеты класса "воздух-воздух"). Всего будет произведен 51 вертолет в этой модификации.

Т-129 является модификацией вертолета «Agusta A129 Mangusta», специально разработанного для вооруженных сил Турции.

Выжить на поле боя

Несмотря на технические возможности нового вертолета по мнению специалистов, мода на разнообразные инновационные (стелс) технологии и выживаемость «вне зоны контакта с техникой противника» - существенный просчет конструкторов вертолетов в Европе. До сих пор никто серьезно не занимался многоцелевым или малозаметным ударным вертолетом, которому не пришлось бы в бою на ближнем расстоянии столкнуться с машиной противника, влезть в самый разгар боя, подавляя врага огневой мощью.

Аналогичная ошибка была допущена и европейскими разработчиками вертолета Eurocopter Tiger, которые отдали бронирование и огромный боевой комплект на модернизацию в рамках малозаметности и стелс-технологий.

Значительной проблемой вертолета Т-129 - усовершенствованной копии A-129 является невысокий уровень защиты. Это объясняется тем, что многочисленные датчики, стелс-фюзеляжи и различные современные технологии в рамках РЭБ не могут обеспечить целостность машины во время боевых действий.

«Когда еще применялся Ка-50 в Чечне и Ми-24 в Афганистане в составе БУГ стало понятно, что не может быть и речи об однократном попадании в воздушную машину. Самый перспективный вертолет должен выдержать обстрел любым вооружением, при этом сохраняя нормальную функциональность, необходимую для планового выполнения боевых задач», - рассказал Виктор Кобец, специалист по бронезащите, авиационный инженер.

Экипаж современной ударной машины должен ворваться в разгар боевых действий, «обработать» нужный участок и не опасаться, что быстрый вход в зону непрекращающегося огня чем-то повредит машине. У турецко-итальянского вертолета такой возможности на текущий момент нет. По словам авиаспециалистов, боковые опциональные бронещитки и бронированный пол с маленькой долей вероятности помогут вертолету выдержат прямой огонь.

По словам производителя, конструктивные особенности воздушной машины обладают возможностью однократно выдерживать попадания осколков и 12,7 мм бронебойных пуль, но вместе с тем не приводятся никакие данные о том, что ждет вертолет после этого.

«Разработчики не уделяли повышенное внимание уровню бронирования. Основным для них было создать легкий и маневренный вертолет, оснащенный неплохим вооружением. Безусловно, странно со стороны наблюдать за воздушной машиной, которая не способна пережить кратковременного участия в бою, например, в том же Афганистане», - считает Андрей Сорокин, специалист в области БРЭО и систем управления, авиационный инженер.

Изучение результатов обстрела узлов, агрегатов, кабин других воздушных машин - российских Ми-28 и Ка-52, показали, что пилоты, находившиеся в них, оставались в живых и были способны завершить выполнение текущей боевой операции.

Для больших проблем временное решение

Турция в течение длительного времени успешно сотрудничала с военными в Израиле и приобретала новые разработки стран, входящих в НАТО, но в тоже время создать свой ударный высокоэффективный самолет у турецких военных пока не получалось.

Вся сложность даже не в том, что это требует значительных финансовых затрат, а в том, что во время встречи с хорошо оснащенным вертолетом противника, шансы выживания у турецкой воздушной машины Т-129 минимальны.

По мнению специалистов, такие технические проблемы не являются чем-то экстраординарным, просто не хватает опыта, который можно получить в реальных боевых условиях и присутствует неразумный выбор в пользу тех вертолетов, у которых подобного опыта тоже не было.

«Использование воздушных машин А-129 в Сомали в рамках поддержки миротворцев нельзя принимать за масштабные боевые действия, потому что никакого противодействия там практически не осуществляось. Всего лишь пара дыр от пуль 7,62 мм и несколько осколков в обшивке вертолета.

Это не является показателем надежности воздушной машины. А вот что касается Чечни, Афганистана или Сирии, то здесь как раз можно сделать определенные выводы», - замечают специалисты.

Эксперты помимо этого отмечают, что турецко-итальянский проект, который обернулся заключением контракта на 60 многоцелевых воздушных машин Т-129 можно расценивать в качестве промежуточного проекта самих турецких военно-воздушных сил.

Даже притом, что ВПК Турции смог наладить производство специализированных оптико-прицельных комплексов и противотанковых ракет к этой воздушной машине, нормальной защите Т-129 так и не научили. Если произойдет серьезный бой, то вертолет практически гарантированно получит значительные повреждения и выйдет из строя.

Турецкие печатные издания не раз отмечали, что нововведения Т-129 несущественно отличаются от предшественников – АН-1 Cobra и, соответственно, использование их в рамках реальных боевых действий на этом вертолете невозможно.

Ряд многолетних проблем, связанных с Т-129 указывают на то, что Турция очень хочет вырваться из «плена» американских технологий 30-й давности и начать, наконец, создавать свои эффективные боевые вертолеты. Но осуществить это, по мнению специалистов, в ближайшем будущем у них вряд ли получится. 

Использованные материалы: Источник 1 Источник 2

6 комментариев

Макс
20.05.2016 07:15:12
Рассчитывать на воздушный бой между вертолетами это глупо. Такое возможно, но скорее это случайность и единичный случай. Для ударных вертолетов свойственны задачи по уничтожению наземных целей и малоскоростных беспилотников.
Kappuzin
20.05.2016 08:34:54
Цитата
Макс написал:
Такое возможно, но скорее это случайность и единичный случай.
И тем не менее, в КБП есть упражнения, которые предусматривают подготовку к ведению воздушного боя.., как сам полет на воздушный бой (ми-24,35,28, ка-52), так и полеты на буксировку воздушной мишени ( ми-8 )
Макс
20.05.2016 13:30:00
Такие упражнения кто-нибудь выполнял? Хотя бы в Торжке?
Макс
20.05.2016 13:58:15
Упражнения возможны, но проектировать универсальный вертолёт снизит все характеристики ( боевая нагрузка или маневренность). Если установят локатор и применят ракеты пустил и забыл, то возможен какой то выигрыш, но это увеличит массу.
Kappuzin
20.05.2016 20:36:39
Цитата
Макс написал:
Такие упражнения кто-нибудь выполнял? Хотя бы в Торжке?
Там частенько на это летают.
От нас несколько человек ездили в Торжок за такими допусками.
ART-of-LIFE
23.05.2016 18:56:56
Цитата
Макс написал:

Рассчитывать на воздушный бой между вертолетами это глупо. Такое возможно, но скорее это случайность и единичный случай. Для ударных вертолетов свойственны задачи по уничтожению наземных целей и малоскоростных беспилотников.

Мат часть )


Материалы по теме