авиапроисшествия Катастрофа Су-27СМ на аэродроме Дземги

Катастрофа Су-27СМ на аэродроме Дземги

14 Января 2014
2585

14 января 2010 г. на аэродроме Дземги произошла катастрофа самолета Су-27СМ.

Развитие аварийной ситуации

Летчик выполнял комплексное полетное задание с выполнением высшего пилотажа на средних и больших высотах.

После отработки пилотажа и боевого маневрирования в составе пары, подыгрыша в качестве цели при выполнении маневренного воздушного боя летчик доложил о занятии пилотажной зоны и приступил к выполнению высшего пилотажа.

При выполнении нисходящей части второй петли с поворотом на 360° при угле тангажа минус 80° на скорости 730 км/ч летчик, убрав обороты двигателей до малого газа, понемногу (с темпом 0,6° – 0,2° в секунду) начал перемещать РУС по тангажу к нейтральному положению. Однако, за счет существенного нарастания скорости (с 730 км/ч до 890 км/ч) при незначительном перемещении РУС по тангажу к нейтральному положению перегрузка сохранялась в пределах 5,25 в течение 5 секунд.

В дальнейшем, продолжая вывод в горизонтальный полет на Нсвс = 1730 м и в угле тангажа минус 22°, крен увеличился (к этому моменту достиг значения 4°). Летчик, незначительно отклонив РУС по крену вправо (на 1/10 хода от нейтрального положения) начал уменьшать перегрузку. При этом с угла тангажа минус 14 , увеличение крена происходило с угловой скоростью от 8 до 23°/с и достигло значения минус 175° в течение 8 с к углу тангажа минус 18°. За это же время нормальная перегрузка уменьшилась до значения 1,68 единиц.

На высоте 1220 м самолет оказался в перевернутом положении с углом тангажа минус 23°, скоростью 910 км/час. При этом РУС по крену и по тангажу оставалась в нейтральном положении.

Затем, РУС была отклонена влево по крену на 1/7 хода и в течение 1,5 сек переместилась на себя по тангажу от плюс 5° до минус 0,2°. Нормальная перегрузка составила 4,4 ед. В дальнейшем, выход самолета из создавшегося положения (угол тангажа минус 47°, Нсвс= 990 м, крен 148º) происходил при одновременном отклонении РУС влево по крену до 1/3 хода от нейтрального положения (РУСкр = 7,3º) и отклонением на себя до срабатывания ограничителя предельных режимов. Нормальная перегрузка при этом составляла 9,3 ед. Через 2 сек самолет с уменьшением крена до 42°, углом атаки 10°, углом тангажа минус 9°, на скорости 880 км/ч коснулся деревьев и начал разрушаться. Летчик средствами спасения не воспользовался и погиб.

На земле жертв и разрушений нет.

Причины

Причина катастрофы самолета Су-27СМ не связана с отказом авиационной техники и нарушениями в техническом обслуживании воздушного судна.

Ввиду отсутствия на воздушных судах бортовых систем контроля физиологических параметров функционирования организма летчика комиссия не располагает объективными данными о его состоянии в момент возникновения и в процессе развития особой ситуации.

В результате проведенных исследований установлено, что наиболее вероятно в причинной связи с авиационным происшествием могли находиться следующие опасные факторы:

- нарушение работоспособности летчика, возникшее в результате многократного воздействия перегрузок в процессе выполнения пилотажа без использования противоперегрузочного костюма, предусмотренного условиями выполнения полетного задания;
 
- переоценка летчиком своих физиологических возможностей по переносимости пилотажных перегрузок без специального защитного снаряжения;
 
- недостатки организации в авиационных частях контроля соответствия защитного снаряжения летного состава условиям полета;
 
- отсутствие эффективной системы формирования необходимых знаний, умений и поддержания навыков, направленной на повышение устойчивости летного состава к пилотажным перегрузкам и другим неблагоприятным факторам полета.
 

вернуться назад

Комментарии отсутствуют