авиапроисшествия Катастрофа 2-х вертолетов Ми-24П

Катастрофа 2-х вертолетов Ми-24П

26 Августа 2003
2816

26 августа 2003 г. днем в ПМУ на аэродроме Черниговка произошла катастрофа 2-х вертолетов Ми-24П с гибелью 5 членов экипажа и 1 пассажира.

Вертолеты пилотировали: командир вертолетной эскадрильи, летчик 1 класса и старший летчик, летчик 3 класса.

Развитие аварийной ситуации:

Полет выполнялся второй парой в составе звена, укомплектованного летчиками двух вертолетных полков, по плану авиационного обеспечения КШУ.

После выполнения задания на полигоне командир звена дал команду ведущему второй пары на занятие "плотного" боевого порядка. Полет в боевом порядке звена на уменьшенных интервалах и дистанциях выполнялся в течение 15 минут. Через 5 минут после занятия "плотного" боевого порядка ведущий второй пары доложил: "Я уже устал", на что получил команду: "Терпи". Решение на выход из строя и занятие боевых порядков, требующих меньшего психофизиологического напряжения, ведущий второй пары звена не принял, а руководитель полетами, слышавший эту команду, обстоятельства ее не выяснил и команду на роспуск звена не дал.

При подлете к аэродрому Черниговка командир звена запросил пролет над аэродромом. Руководитель полетами разрешил пролет над ВПП аэродрома.

После выхода на посадочный курс полет выполнялся на высоте 30 м, скорости 240 км/ч звеном в боевом порядке пеленг пар – интервал и дистанция между вертолетами в паре 30 – 40 м, дистанция между парами около 100 м.

Ведущий второй пары за 20 с до столкновения выполнил маневр перестроения в боевой порядок пеленг вертолетов (в течение 7 с увеличил скорость полета на 20 км/ч, затем за 6 с уменьшил ее на 15 км/ч). Имея большой перерыв в полетах на групповую слетанность в качестве ведомого, ведущий второй пары допустил уменьшение дистанции до вертолета ведомого первой пары и выполнил интенсивное гашение скорости в конце маневра.

Ведомый второй пары, не готовый к полетам в боевых порядках с сокращенными параметрами, за 6 с до столкновения, выполняя полет в течение 3 с с левым креном 5° в сторону ведущего, на уменьшение скорости ведущего среагировал поздно. За 3 с до столкновения начал уменьшение крена до 0° и перевел вертолет на режим гашение скорости (увеличил тангаж на 2° с одновременным уменьшением шага несущего винта на 2,7°). Принятые ведомым меры оказались недостаточными.

Вертолеты столкнулись в воздухе. Их несущие винты и рулевой винт ведущего вертолета разрушились. Оба вертолета неуправляемо упали на землю, где произошло их дальнейшее разрушение и возгорание. Из-за скоротечности развития особой ситуации и малой высоты полета экипажи аварийными средствами спасения не воспользовались.

Руководитель полетами (заместитель командира полка по летной подготовке), наблюдая нарушение полетного задания звеном, команду на занятие установленных параметров боевого порядка не дал.

В результате катастрофы три члена экипажа ведомого вертолета, два члена экипажа ведущего вертолета и один, незаконно перевозимый на нем пассажир, погибли. Летчик-оператор ведущего вертолета получил травмы средней степени тяжести. На земле ущерба и разрушений нет.

Причины:

Причиной катастрофы двух вертолетов Ми-24П явилось их столкновение в воздухе в результате ошибок в выдерживании параметров боевого порядка при перестроении звена из пеленга пар в пеленг вертолетов, допущенных не имеющими достаточного уровня подготовки к групповым полетам ведущим и ведомым второй пары, что было обусловлено:

- нарушением полетного задания ведущим звена - выполнение полета звеном в непредусмотренном заданием боевом порядке с интервалами и дистанциями менее установленных;

- непринятием руководителем полетами мер по пресечению нарушения полетного задания экипажами звена;

- невыполнением мер безопасности командованием полка при формировании групп – допуск к полетам на учениях нештатных и недостаточно подготовленных групп;

- недостаточным контролем за летной деятельностью частей армейской авиации со стороны командования авиационного объединения.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют