Катастрофа Миг-31 на аэродроме Перьм
6 сентября 2011 г. при производстве полетов на аэродроме Пермь (Большое Савино) произошла катастрофа самолета МиГ-31, пилотируемого экипажем в составе: командир экипажа – летчик 1-го класса, штурман экипажа – штурман (группы) штурманской службы, штурман 1-го класса.
Развитие аварийной ситуации:
Экипаж выполнял полетное задание на групповую слетанность отряда на средних и больших высотах.
Полет выполнялся в сложных метеорологических условиях при минимуме погоды: над точкой облачность первого слоя – 10 баллов, высота нижней границы облаков 300 м, высота верхней границы облаков 600 м, видимость под облаками 3 километра; облачность второго слоя – 10 баллов, высота нижней границы облаков размытая 2500 – 3000 м, высота верхней границы облаков 6000 м.
Взлет был выполнен «парой» в правом пеленге в качестве ведомого в составе ведомой пары отряда истребителей.
Решением ведущего пары пробивание облачности после взлета осуществлялось в сомкнутом полетном порядке.
На 1 мин 12 с полета на высоте 707 м и скорости 644 км/ч после пробивания облачности первого слоя ведущий пары выполнил отворот влево (от ведомого) на 12° с созданием крена до 36,4º с последующим, без фиксации, его уменьшением и вводом самолета в правый разворот с креном до 17,3° на угол 5°. Перед выполнением данного маневра ведущий установил обороты левого и правого двигателей 67% и 78% соответственно (расчетные для данных условий обороты малого газа самолета МиГ-31 составляют 61,5%), а на 1 мин 14 с – увеличил обороты двигателей до 99% (максимал). По окончании маневра обороты двигателей самолета ведущего составляли 94%. При этом, с началом выполнения маневра по курсу ведущий пары на высоте 720 м перевел самолет на снижение.
С запаздыванием в 0,5-1 с относительно маневра самолета ведущего ведомый увеличил левый крен до 33,6° с увеличением оборотов двигателей до 99%. В процессе выполнения маневра при перекладке крена из левого в правый (по ведущему) ведомый летчик уменьшил обороты двигателей до малого газа. К этому времени (1 мин 22 с полета) самолет ведущего снизился до высоты 650 м с последующей уборкой правого крена и переводом самолета в набор высоты. Ведомый летчик за 2 с до момента начала уборки ведущим правого крена перевел самолет на снижение с периодическими колебаниями нормальной перегрузки 1,31 ‑ 0,81 – 1 ‑ 0,81 – 1,19 – 1 ед. Правый крен самолета ведомого при этом составлял величину 10°. В дальнейшем экипаж упустил контроль за положением самолета в пространстве (наиболее вероятно в этот момент ведомый потерял из виду самолет ведущего), что привело к развитию правого крена и увеличению вертикальной скорости снижения. Отрицательный угол тангажа и крен самолета ведомого в последующем увеличивались в течение 12 с и к 1 мин 34 с достигли максимальных значений: тангаж – -16,7°, а правый крен – ‑64°. Нормальная перегрузка составляла величину около 1 ед. Максимальная расчетная вертикальная скорость снижения составила 58 м/с.
В процессе снижения с разворотом на 1 мин 29 с полета ведомый доложил: «Три восемь… первый не наблюдаю». В этот период времени параметры полета самолета ведомого составляли следующие величины: Нбар =356 м, Нсвс =462 м, Vпр =604 км/час, Θ =‑3°, правый крен 55°.
На 1 мин 35 с летчик, определив наличие большой вертикальной скорости, а затем и фактическое положение самолета в пространстве, предпринял действия по выводу самолета в горизонтальный полет. Однако из-за малого запаса высоты, наличия большого крена и вертикальной скорости вывести самолет в горизонтальный полет не представлялось возможным. На 1 мин 37 с полета самолет с правым креном 47,9° и углом тангажа –4,3° на удалении 13,7 км в азимуте 228° от аэродрома Пермь (Большое Савино) столкнулся с земной поверхностью, разрушился и частично сгорел.
Экипаж средствами спасения не воспользовался и погиб. На земле жертв и разрушений нет.
Причины:
Причиной катастрофы самолета МиГ-31 явилось упущение командиром экипажа контроля за положением самолета в пространстве вследствие нарушения установленного порядка действий при потере из виду самолета ведущего.
Авиационное происшествие обусловлено:
- неудовлетворительной подготовкой экипажей к групповому полету;
- недостаточным уровнем подготовки летчика к выполнению полетов в сомкнутых полетных порядках в облаках вследствие нарушения установленного порядка обучения данному элементу полета и фальсификации метеорологических условий при этом.
Авиационному происшествию способствовали:
- выполнение в процессе набора высоты после взлета ведущим пары маневра, не предусмотренного заданием;
- недостатки в организации и проведении полетов, приведшие к выполнению взлета самолетов парами в метеорологических условиях, не обеспечивающих соблюдение условий их безопасного размыкания перед входом в облака;
- недостатки в организации контроля за ходом летной работы в авиационной части со стороны руководящего состава и управления авиации объединения.
Комментарии отсутствуют
войти