Катастрофа вертолета Eurocopter AS-350 В3 н.п. Кедровый Ханты - Мансийского автономного округа
29.11.15, в 05ч 28мин UTC (здесь и далее указано время UTС), днем, в процессе выполнения заявленного полета по маршруту: г. Сургут - Куст-1 Средне-Назымский ЛУ – Р-228 – Средне-Назымский ЛУ – УПН Гальяновский – Р-42 Гальяновский ЛУ - Р-41 Гальяновский ЛУ - Куст-1 Средне-Назымский ЛУ – г. Сургут потерпел катастрофу вертолет Eurocopter AS-350 В3 RA-04037. На борту находились 2 члена экипажа и 2 пассажира, все граждане РФ. В результате АП экипаж и пассажиры погибли. Вертолет получил существенные повреждения. Пожара не было.
Развитие аварийной ситуации:
29.11.15, в 04:00, экипаж вертолета AS-350 В3 RA-04037 в составе пилотирующего КВС и контролирующего КВС прибыл на посадочную площадку «Полигон «СКОЛ» для выполнения коммерческих воздушных перевозок по заявке Заказчика - ОАО «РИТЭК» No 190РЗ-РБН от 27.11.15. Вылет был запланирован на 05:30. Для обеспечения безопасности полетов стандартами авиакомпании «Скол» предусмотрено выполнение полетов экипажем из 2 КВС.
Полеты выполняются в соответствии с «Инструкцией по организации работы командира воздушного судна и взаимодействию в экипаже (состоящему из двух членов экипажа) на вертолете AS-350 B3».
В 04:25 экипаж приступил к выполнению предполетной подготовки.
В 04:30 экипаж прошел медицинский контроль. Замечаний к состоянию здоровья членов экипажа не было, о чем в санитарном журнале были сделаны соответствующие записи.
В 04:35 экипаж прибыл в штурманскую комнату для уточнения плана и маршрута полета.
В 04:45 в отделе авиационных работ (ОАР) от диспетчера экипаж получил заявку на полет, NOTAM за 29.11.15 и подтверждение на заправку ВС топливом в аэропорту г. Ханты-Мансийски.
В 05:11 КВС по телефону получил прогнозы погоды по площадям Сургута и Ханты-Мансийска от синоптика АМСГ аэропорта Сургут. Прогноз не препятствовал выполнению полета.
В 05:24 экипаж прибыл на ВС. Замечаний у экипажа по техническому обслуживанию и состоянию ВС не было, о чем свидетельствует запись в бортовом журнале.
В 05:40 с посадочной площадки «Полигон «СКОЛ» был произведен взлет. Взлетная масса составляла 1939 кг, что не превышало установленную РЛЭ AS-350 B3 максимальную взлетную массу – 2250кг, а центровка 3.404м, что не выходило за установленные РЛЭ AS-350 B3 ограничения (3.2 –3.65м).
В 06:15 вертолет вышел из зоны МДП Сургута и вошел в зону МДП Ханты- Мансийска, о чем КВС доложил диспетчеру.
В 06:58 экипаж произвел посадку на подобранную с воздуха площадку в районе месторождения Куст No1 Средне-Назымского ЛУ, где на борт было принято 3 пассажира заказчика. Первый полет прошел без замечаний, в штатном режиме.
С пассажирами был уточнен маршрут полета, и в 07:04 произведен взлет для перелета на УПН Гальяновский. Взлетная масса на момент взлета составляла 2054 кг, а центровка 3.330м, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета AS-350 B3 ограничения. Полет прошел в штатном режиме.
В 07:13 была произведена посадка на подобранную с воздуха площадку в районе УПН Гальяновский, где 1 пассажир покинул ВС.
В 07:15 был произведен взлет с двумя пассажирами на борту и взят курс на месторождение Р-41 Гальяновского ЛУ.
По показаниям свидетелей, в пойме реки Охлым имело место существенное ухудшение видимости. При полете на малой высоте, в 07:28:36, вертолет столкнулся с заснеженной поверхностью покрытой льдом реки.
Вертолет получил значительные повреждения, экипаж и пассажиры погибли. Пожара не было. Свидетель, услышав звук удара от столкновения вертолета, сообщил о случившемся в администрацию н.п. Кедровое.
В 07:47 сигнал аварийного маяка вертолета AS-350 В3 RA-04037 был зафиксирован системой КОСПАС-САРСАТ, о чем диспетчеру ООО «Авиакомпания «Скол» сообщили из центра АКЦПС.
Проведенными обследованиями агрегатов вертолета установлено, что признаков разрушения конструкции планера усталостного характера, отказа агрегатов, систем и силовой установки до АП не выявлено.
Все повреждения вертолета получены в результате авиационного происшествия и не связаны с его техническим состоянием.
Лопасти имеют признаки однократного разрушения. Такое разрушение лопастей в результате столкновения с препятствием характерно при наличии передачи крутящего момента от двигателя на несущий винт, т.е. двигатель вертолета до удара о ледовую поверхность был исправен и работоспособен.
29.11.15 на посадочной площадке полигон «Скол», г. Сургут вертолет дозаправлен топливом ТС-1 в количестве 220л (177кг), с добавлением 0,1% жидкости «и-м». Общее количество топлива составляло 540л (455кг). На топливо был предъявлен паспорт качества продукции No1240 от 21.11.15.
По заключению лаборатории ГСМ ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Сургут» (No1883 от 25.11.15) топливо было кондиционным.
ООО «Авиакомпания «Скол» не имеет сертификата на право выполнения технического обслуживания ВС (ТО). Оперативное ТО воздушных судов, включая ВС AS-350 В3, выполняется на основании договора No 021/2005 от 01.01.05 с дополнительным соглашением от 15 декабря 2012года с ООО «База технического обслуживания авиационной техники «Скол». Срок действия Договора до 31.12.15.
Профессиональная подготовка и квалификация ИТП достаточна и обеспечивает качественное выполнение работ по ТО ВС типа AS-350 В3. ИТП имеет необходимые допуски на самостоятельное ТО вертолета AS-350 В3 в полном объеме (вертолет, двигатель, приборное, электро и радиооборудование).
Периодическое ТО ВС, включая ВС AS-350 В3, выполняется на основании Договора No019/2006 от 01.01.06 с дополнительным соглашением от 17.12.14 с ООО «База технического обслуживания авиационной техники «Скол». Срок действия Договора до 31.12.15.
ООО «База технического обслуживания авиационной техники «Скол» выполняет техническое обслуживание ВС на основании Сертификата No 2021140410, выданного Росавиацией 08.12.14, со сроком действия до 08.12.16.
Таким образом, техническая эксплуатация ВС соответствовала установленным требованиям.
Причины:
Причиной авиационного происшествия с вертолетом AS-350 В3 RA-04037 стала потеря КВС пространственной ориентировки в условиях ограниченной видимости и «белизны» подстилающей поверхности, что привело к неконтролируемому снижению с креном и столкновению вертолета с покрытой льдом поверхностью реки.
Сопутствующим фактором явилось выполнение полета по ПВП на высоте ниже безопасной.
Комментарии отсутствуют
войти