публикации Clean Sky 2: будущее за скоростными винтокрылыми машинами

Clean Sky 2: будущее за скоростными винтокрылыми машинами

12 Июля 2017
3205

Характерные особенности Racer

Racer –  скоростной вертолет-демонстратор, в настоящее время разрабатываемый в рамках европейской исследовательской программы Clean Sky 2 франко-немецкой компанией Airbus Helicopters (дочерней компанией концерна Airbus Group).

Достижения компании при создании демонстратора технологии - экспериментального гибридного вертолета (винтокрыла) Eurocopter X3, были использованы ею для улучшения аэродинамической компоновки Racer, что, в свою очередь, позволило приблизиться к основной цели, а именно – удовлетворению будущих требований в отношении увеличения скорости.  

Простота концепции (являющаяся одним из основных требований предъявляемых к  конфигурации воздушного судна) объединяет неподвижное жесткое крыло, которое по мере увеличения скорости создает подъемную силу и разгружает несущий винт, толкающие пропеллеры (так называемые «боковые» роторы) отвечающие за поступательное движение, и несущий винт, обеспечивающий эффективность вертикального взлета и посадки.  

Конструкция демонстратора такова, что он не только сможет развивать крейсерскую скорость почти до 400 км/ч, но и должна стать наиболее оптимальным вариантом соотношения экономической эффективности, способности к длительной эксплуатации и технических характеристик, необходимых при выполнении различных задач.

В разработке демонстрационного образца задействовано почти 40 европейских промышленных партнеров компании.

Основные задачи

Исходя из уникальной способности вертолета неподвижно висеть в воздухе и выполнять вертикальную посадку, новый демонстратор нацелен на выполнение миссий, при которых время в пути, либо имеет жизненно важное значение (в случае необходимости оказания экстренной медицинской помощи, или при проведении поисково-спасательных операций), либо позволяет существенно повысить эффективность при, к примеру, перевозке пассажиров нефтегазовой отрасли, частной и деловая авиация и т.д.

Ключевые моменты

2010-2013:Демонстрационные полеты Eurocopter X3

2016:Завершение испытаний в аэродинамической трубе (комплекса мероприятий, направленных на проверку аэродинамических характеристик Racer).

2017:Варианты проекта/Предварительное рассмотрение проекта

2018: Защита рабочего проекта

2019: Сборка прототипа

2020: Летные испытания

Немного о программе Clean Sky

Европейский авиационный сектор по праву считается мировым лидером объединившим умы, таланты и инициативы всех крупнейших европейских центров аэрокосмической отрасли. Однако, на фоне устойчивых темпов роста и все более увеличивающейся (исчисляющейся в тысячах) потребности в самолетах на ближайшие десятилетия, начали высказываться опасения в части неблагоприятного воздействия сектора на окружающую среду. Ответом стала, созданная Евросоюзом, программа «Clean Sky» («Чистое Небо»).

«Clean Sky» - является совместным проектом Европейской Комиссии и ведущих европейских авиастроительных предприятий (Airbus, Airbus Helicopters, Fraunhofer, Saab, Libhrerr, Rolls Royce и др.) а также частью программы ЕС «Горизонт 2020» (Horizon 2020 – рамочная программа по развитию научных исследований и технологий в ЕС на 2014-2020г.г.). Основная цель проекта - разработка инновационных, передовых технологий с целью оказания существенного влияния на снижение уровня шума, сокращения выбросов CO2, и рационального расхода топлива.

Благодаря бюджету состоящему 50/50 из взносов Еврокомиссии и предприятий авиационной промышленности, «Clean Sky» поставляет демонстраторы технологий во все сегменты гражданской авиации. В целом проект разделен на несколько интегрированных демонстраторов технологий (Integrated Technology Demonstrators –ITD), нацеленных на различные области применения.

В рамках реализации первого этапа программы «Clean Sky 1» компания Airbus Helicopter, создала (на базе вертолета H135) демонстратор технологий Bluecopter – прообраз более тихих и экологически-чистых вертолетов будущего. За счет усовершенствования отдельных частей конструкции и дизайна фюзеляжа было существенно снижено лобовое сопротивление винтокрылой машины. Что касается французского поставщика вертолетных двигателей компании Turbomeca (в настоящее время носящая название Safran Helicopter Engines), то она отметилась созданием прототипа перспективного турбовального двигателя Tech800. Весьма отрадная новость для сегмента легких и средних вертолетов, поскольку это позволит им на 15% сократить расходы топлива.

Как отметил в своем интервью руководитель программы «Clean Sky» Эрик Дотриа (Eric Dautriat), созданные демонстраторы объединили в себе, зрелые технологии, разработанные талантливыми, специалистами, работающими в отрасли, научно-исследовательских центрах, университетах, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса. Возможность же проводить быструю оценку и тестирование помогает перейти на более высокий уровень – от зрелых технологий к разработке проектов и методов их исполнения. Конечным же результатом всего этого должно стать внедрение инновационных технологий в будущие продукты и рынки. Так к примеру, технология, использованная при разработке Tech800, была интегрирована в создание нового продукта компании Turbomeca, а именно двигателя Arrano, который не так давно был выбран компанией Airbus Helicopters для установки на вертолеты модели H160.

Если говорить о Clean Sky 2 – втором, рассчитанном на семь лет (2017-2024гг) этапе программы, то ее бюджет составляет 4 млрд Евро. Руководители программы рассчитывают, что благодаря ему, они смогут достичь прорыва в технологиях, которые затем будут использоваться при создании нового поколения летательных аппаратов.

Источник

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют