публикации Истребители 4-го поколения: классика всегда остается в тренде

Истребители 4-го поколения: классика всегда остается в тренде

4 Сентября 2017
15600

Использование в заголовке термина, больше присущего индустрии моды, вполне оправдано. Все дело в том, что буквально еще в прошлом году многие специалисты предрекали, что к 2010 году сборка истребителей 4-го поколения будет прекращена, так как в планах – развертывание серийного производства машин 5-го поколения. Тут надо отметить, что по времени разработка четвертого поколения – это период с 1975 по 2010 год, то есть, казалось бы, в условиях очень быстрого развития новых технологий эти истребители можно считать устаревшими.

Но реальность показала, что на данный момент машины 4-го поколения рано списывать со счетов. Причин этому несколько. Во-первых, как отмечают специалисты, производство ожидаемых истребителей 5-го поколения пока еще находится в зачаточном состоянии. Самолеты проходят плановые испытания, идет проверка предсерийной партии, а все это означает, что в армии такие истребители появятся не ранее 2010 года.

Далее, представители Минобороны заявляют, что у ВКС есть машины, которые полностью удовлетворяют всем необходимым потребностям и запросам ВС. А это значит, что расходовать средства на закупку дорогостоящей техники нецелесообразно.

Свою роль в этом сыграли и последние международные события, боевые действия против террористов в регионе Ближнего Востока, а также на африканском континенте.

Существенные изменения произошли и в некоторых положениях военных доктрин, когда доминирует точка зрения, что в условиях локальных войн и конфликтов, где участвуют иррегулярные воинские части, более эффективным будет применение менее дорогостоящих боевых машин (в частности, истребителей 4-го поколения). Возник спрос на такие самолеты, чтобы обеспечить боеспособность ВВС и, судя по всему, потребность будет сохраняться как минимум лет на десять вперед.

Аналитики оценивают общий объем по поставкам данных боевых машин до 2026 года в 900 единиц, при этом Россия поставит 240 истребителей.

Истребители 4-го поколения: основные параметры

Главной отличительной особенностью истребителей этого поколения являлась улучшенная маневренность. К этому можно добавить:

·     Статическую неустойчивость.

·     Оснащение авионикой нового типа.

·     Наличие вооружения управляемого типа.

·     Применение турбореактивных двигателей с низкой степенью двухконтурности системы.

Дифференциальная система управления истребителем, привычная для машин предыдущих поколений, была заменена на более технологичную и быстродействующую электродистанционную. Новые двигатели обеспечили больший коэффициент тяговооруженности (>1), меньший расход топлива, а интегральная схема фюзеляжа – отличные показатели виражей, предельных по тяге, а также возможность выхода на углы атаки более 30º.

Машины этого поколения примерно на 15% состоят из композитных материалов.

Работы по усовершенствованию истребителей шли непрерывно, благодаря чему они с полным правом стали называться многофункциональными боевыми машинами. Конструкторы работали над улучшением боеспособности самолетов в различных условиях, над модернизацией средств поражения как по наземным, так и по воздушным целям.

Российское семейство истребителей этого поколения представлено марками Су-30/Су-35, а также легендарными МиГ-29/МиГ-35.

Из зарубежных в перечень входят, прежде всего, истребители F-15, F-16 и F-18 (США), J‑10 Vigorous Dragon (КНР), Rafale (Франция), JАS‑39 Gripen. Детищем совместного производства нескольких стран является машина Eurofighter Typhoon.

Ниже приведем небольшой обзор некоторых семейств истребителей 4-го поколения, выпускаемых за рубежом.

F-15

Работы по созданию этого истребителя велись в США с начала 60-х годов, а уже в 1972 году состоялся первый полет машины. Производитель – фирма McDonnell Douglas.

В 1974 году появились серийные истребители первых модификаций – F-15A/B. За минувший период времени выпущено несколько модификаций, в том числе и одна из самых распространенных – F-15C.

Машины первых модификаций выведены из эксплуатации, в настоящее время на вооружении ВВС США состоит более полутысячи истребителей. Также такие самолеты общим количеством 200 единиц есть на вооружении ВВС Республики Кореи, Сингапура, Саудовской Аравии, Израиля.


F-15E из состава 492-й экспедиционной истребительной эскадрильи взлетает с авиабазы Баграм.

С конца 90-х годов компания McDonnell Douglas объединилась с Boeing, одновременно была начата программа модернизации истребителей F‑15C/D. В планах – продление сроков эксплуатации боевых машин данной модификации примерно до 2040 года, но эксперты прогнозируют эксплуатацию только до 2030 года. Связано это с минимальными изменениями, которые будут сделаны в конструкции самолета, а также финансовыми вопросами.

На протяжении последних лет Конгресс США не единожды рассматривал вопросы поставок истребителей этого семейства различных модификаций в другие страны. Так, начаты поставки самолетов Саудовской Аравии. Речь идет о модификации F‑15SA, первые единицы которой уже отправлены на Ближний Восток. Всего согласно контракту будет отправлено 84 истребителя.

С 2011 года покупателям предлагаются поставки истребителей F‑15SE Silent Eagle, для создания которых использовались ряд технологий 5-го поколения, а также технология, обеспечивающая снижение уровня радиолокационной заметности.

Примерно до 2025 году будет осуществляться и выпуск истребителей 72 F‑15QA Strike Eagle, так как именно на самолеты этой модификации заключен контракт между США и Катаром.

В то же время планы держав, которые входят в число постоянных покупателей вооружения США меняются, и эксперты прогнозируют, что закупка истребителей семейства будет маловероятной.

F‑16

Легкая боевая машина была разработана в 1974 году, с 1979 года передана в эксплуатацию. Детище компании General Dynamics, всего произведено более 4,5 тысяч истребителей данного семейства различных модификаций.

Поставки на экспорт – более 2 тысяч боевых единиц.

Для ВВС США такие истребители уже не выпускаются, но производство не свернуто. Идут поставки партий машин на экспорт.

В частности, за 2016-2017 годы были одобрены поставки истребителей для ВВС Пакистана (F‑16 block 52) – 8 единиц, а также для ВВС Бахрейна (F‑16 ) – 19 единиц.


Истребитель F-16C Fighting Falcon из 5-й эскадрильи ВВС Пакистана готовится к взлету на базе ВВС США Неллиса.

Компания Lockheed Martin, которая в настоящее время занимается выпуском таких самолетов, предлагает программу модернизации для истребителей F‑16, находящихся на вооружении зарубежных стран. Участниками программы уже стали Тайвань, Корея, Сингапур.

С 2011 года идут поставки истребителей для ВВС Ирака, и последние боевые единицы отравят в начале осени этого года. После этого грядут изменения в самом производстве, которое переедет из Техаса в Северную Каролину, в город Гринвилл. Причина – на техасском заводе в Форт-Уорте будет начато производство более технологичных F‑35.

F/A‑18

Истребитель-бомбардировщик, который разрабатывался в 70-х годах прошлого столетия, на данный момент является основным боевым самолетом, состоящим на вооружении ВМС США.

Аббревиатура без косой черты в данный момент используется только в ВВС Финляндии, а официальным обозначением семейства с 1982 года является именно F/A‑18.

Всего было выпущено более 2 тысяч самолетов, при этом около 450 единиц поставлено на экспорт. Группа высшего пилотажа ВВС США «Голубые ангелы» использует истребители F/A‑18.


Взлет палубного истребителя F\A-18ESuper Hornet из эскадрильи VFA-14 "Tophatters" ВМС США с авианосца

Существует 18 модификаций, в том числе и Super Hornet, который не получил особого признания. Более того, этот истребитель оказался неконкурентным и уступил на бразильском конкурсе ВВС знаменитому Gripen (Швеция).

Новый толчок развитию программы по выпуску истребителей этого семейства был дан после прихода к власти в США администрации во главе с Д. Трампом. Связано это с тем, что данная программа боле экономична, по сравнению с программой по выпуску F‑35С.

Кроме того, эксперты прогнозируют дополнительные закупки F‑18 для ВМС страны, так как работы по достижению полной боевой готовности истребителем F‑35С будут идти вплоть до 2019 года, а то и дольше.

Интерес к F‑18 высказали ВВС Канады (на вооружении этой страны уже имеются такие истребители), планирующие закупить 18 самолетов, а также ВВС Кувейта. В эту страну может быть поставлено 40 боевых единиц.

Исходя из таких обстоятельств, речь о свертывании выпуска истребителей F‑18 не идет, скорее всего, все программы будут продлены до 2020 года.

Rafale

В знаменитый консорциум Eurofighter входили ведущие европейские державы, в том числе и Франция. Но возникшие между странами разногласия, в частности, по поводу массы будущего истребителя, привели к тому, что в 1985 году Франция отказалась участвовать в программе и занялась собственными разработками.

ВВС и ВМС страны нужен был многоцелевой истребитель, и такая машина была сконструирована фирмой Dassault. Первые полеты проведены в 1986 году, а на вооружение ВМС страны истребитель принят в 2004 году. Двумя годами позже Rafale был принят на вооружение ВВС Франции.

С конца 90-х годов начался серийный выпуск двух версий: палубной и сухопутной.


Полет Rafale

Предлагается несколько модификаций машины, всего выпущено 225 самолетов.

Компания производитель пыталась выйти на международный рынок поставок вооружения с этим истребителем, но первоначально все попытки были безуспешными. Rafale не выдерживал конкуренции с раскрученными и более боеспособными F-15Е, Eurofighter и Gripen. Были проиграны конкурсы в Саудовской Аравии, Сингапуре, Бразилии, Швейцарии, Республике Корея.

Такое положение дел не могло не сказаться на общем объеме производства боевых самолетов. Компания Dassault выпуска в год только 11 единиц.

Удачей можно было бы считать успешное участие французской компании в тендере в Индии в 2012 году. Именно там Rafale сумел одержать победу над Eurofighter, а контракт предполагал поставку в Индию 126 единиц боевых машин. Н со дня проведения тендера прошло более пяти лет, переговоры шли постоянно, а сторонам не удалось прийти к соглашению. Отчасти это объяснялось неделанием французской стороны отвечать за качество выпускаемых машин, которые будут собираться по лицензии в Индии. Требование о том, что 108 самолетов должны быть собраны на территории страны, содержал в себе контракт, и именно такими были и условия конкурса.

Уже осенью 2016 года были проведены встречи и между правительствами Франции и Индии, где подписаны новые соглашения. Согласно договоренностям, Франция должна поставить Индии 36 машин Rafale. Еще такое же количество истребителей может быть поставлено в страну после выполнения условий первого контракта (до 2023 года).

Удачным был на контракты 2015 год, когда Франции удалось подписать соглашения с Египтом и Катаром. В первом случае предусматривалась поставка 24 боевых машин, из них шесть первых Rafale уже отправлены Египет.

Для Катара договор подписан на партию в 24 истребителя, и первые самолеты планируется отправить в следующем, 2018 году.

Самолеты этого семейства будут экспортироваться и в Индию.

Это дало возможность правительству Франции объявить о том, что выпуск истребителей Rafale увеличен до 22 единиц в год.

Если говорить о перспективах, то Франция надеется на успех переговоров, которые вот уже более пяти лет ведутся с ВВС ОАЭ. Речь идет о поставках в эту страну 60 боевых машин.

Вполне возможно, что в продолжении действующих соглашений с Индией будут заключены новые контракты, но для этого необходима победа в тендере по поставкам вооружения ВМС Индии.

Из конкурентов Rafale следует отметить американский F/A-18E/F, который США постоянно выставляют на конкурсы в Финляндии, Малайзии, а также Швейцарии. Весной было объявлено, например, что ВВС Малайзии планируют сделать закупку партии боевых самолетов Rafale в количестве 18 единиц. При этом стоимость контракта может составить более 2 млрд. долларов.

В целом, анализируя состояние и перспективы существующих контрактов, а также возможные тендеры и опционы, Франция может поставить на экспорт до 200 боевых машин данного семейства истребителей.

Eurofighter Typhoon

В 1983 году ряд европейских стран заключили соглашение о разработке новой программы, целью которой являлось создание многофункционального истребителя.

После этого Франция, Испания, Германия, Великобритания и Италия образовали консорциум Eurofighter. Из-за возникших разногласий Франция через два года вышла из программы, решив заняться разработками собственного истребителя.


Два истребителя Eurofighter Typhoon из 74-го тактического воздушного крыла Люфтваффе с авиабазы Нойбург, оснащенные ракетами IRIS-T и дополнительными топливными баками, во время учений над Южной Германией.

Первые боевые машины Eurofighter Typhoon были изготовлены к началу 90-х годов, а уже в 1994 году истребитель совершил первый испытательный полет.

С 2003 года начато серийное производство, при этом планировалось сначала изготовить более 700 единиц, но позже участники пересмотрели программу и вынесли решение уменьшить количество до 620 машин.

При этом львиная доля – 232 самолета приходилась на заводы Великобритании, а меньше всех – 87 единиц должна поставить Испания.

Также в программе предусматривалось, что поставки партий истребителей будут осуществляться тремя большими траншами.

Изменений в программе выпуска Eurofighter Typhoon было достаточно, в том числе и по уменьшению стоимости проекта. Именно поэтому странами-участниками было принято решение начать производство истребителя Eurofighter Typhoon упрощенной модификации.

Если говорить об экспортных поставках, то здесь первая партия была отправлена в ВВС Австрии – 15 единиц.

Удачными были переговоры с Саудовской Аравией, согласно контракту в эту страну планировалось поставить 72 машины и поставки уже завершаются в этом году.

С этого года начаты поставки самолетов Eurofighter Typhoon в Оман, партия составляет 12 единиц (два двухместных и десять одноместных самолетов). В июне 2017 две боевых машины уже переданы Королевским ВВС Омана, а остальные истребители будут отправлены в течение 2017-2018 годов.

Как и французский Rafale, самолет Eurofighter Typhoon включен в список тендера в Малайзии, где власти планируют замену российских МиГ-29. Количество единиц – 18, но шансы, что победит именно Eurofighter Typhoon не велики, так как конкурентное преимущество имеет французский самолет.

Зато в прошлом году консорциум подписал выгодный контракт с ВВС Кувейта, согласно которому будет осуществлена экспортная поставка 28 машин. Контракт рассчитан до 2022 года.

Общий объем истребителей Eurofighter Typhoon, на которые есть заказы, составляет 99 единиц, что дает возможность говорить о сохранении производства примерно до 2023 года.

Существенными «минусами» являются высокая стоимость производства истребителя, так как комплектующие и сборка осуществляются в разных странах, а также наличие серьезных конкурентов подобных истребителей в других странах. Только то, что сборка конструкций самолетов происходит в цехах четырех стран, увеличивает в разы расходы на логистику, а значит, увеличивает и стоимость самой машины.

J‑10

Данный истребитель, выпуск которого осуществлен в Китайской Народной Республике, позиционируется как полностью национальный проект. Хотя многие эксперты отмечают значительное сходство «Стремительного дракона» с израильским самолетом Lavi, Китай отвергает эти точки зрения.

Самолет Чэнду J‑10 поставляется на экспорт, при этом используется его измененное обозначение F-10.

С 2002 года начато серийное производство. До 2006 года проект был засекреченным.

Имеет несколько модификаций, обладает рядом конкурентных преимуществ перед российскими и американскими аналогами. Состоит на вооружении ВВС и ВМС КНР, а также ВВС Пакистана.

Увидеть усовершенствованный истребитель можно было на международном авиасалоне Airshow China в 2016 году.

В настоящее время выпущено около 270 боевых единиц, также заключен контракт на поставку партий машин в Пакистан (с 2015 года).

Интерес к данному самолету проявляли также ВВС Перу, Ирана, Аргентины, Венесуэлы.

Gripen

Это истребитель согласно заданию ВВС Швеции, должен был заменить легендарные, но морально и технически устаревшие шведские Viggen и Draken. Полное его обозначение звучит как Saab JAS 39 Gripen.

Была развернута программа по созданию единого универсального боевого самолета, а в 1980 году создается концерн, основой задачей которого был выпуск JAS.


Демонстрационный полет истребителя Gripen из состава ВВС Швеции, прошедшего модернизацию версии MS20.

В концерн входили самые известные компании Швеции: Saab, а также Volvo, Scania, LM Ericsson и ряд других. Позже проект получает название Gripen (Грифон). Презентация Gripen прошла в 1987 году, первый полет осуществлен в 1988 году.

С 1992 года начались поставки самолетов в ВВС Швеции, позже были осуществлены поставки уже модернизированных истребителей.

С 1995 года концерн заключает соглашение с английской компанией, целью которого был выпуск Gripen, адаптированного под стандарты НАТО. Впоследствии контракты о сотрудничестве были подписаны с Норвегией и Данией.

Экспортные варианты Gripen поставлялись в ЮАР, Таиланд, Чехию и Венгрию.

Масштабное обновление моделей истребителей было предпринято в 2007 году, в результате чего был создан Gripen NG. В воздух модернизированная модель поднялась уже в 2009 году.

Также компания Saab ведет очень серьезную работу по созданию палубной версии истребителя. Большой интерес к проекту проявляла Индия, но ВМС этой страны все же остановились на российских истребителях. Зато шведские разработки попали в зону интересов ВМС Бразилии.

Кстати, этой страной был также подписан контракт на поставку 36 Gripen NG в период с 2019 по 2024 годы. Пока «подвисает» контракт со Швейцарией, согласно которому Швеция должна поставить в эту страну 22 боевых машины, но на референдуме 2014 года было решено закупку отложить на неопределенное время.

Среди стран, которые в перспективе могут подписать контракты на поставку таких самолетов, эксперты рассматривают Болгарию, Финляндию и Словакию. Но если Болгария уже дала согласие на закупку 8 единиц Gripen NG, а Словакия ведет переговоры по лизингу истребителей, то с Финляндией пока ситуация не совсем ясна. На вооружении ВВС этой страны состоят модели F-18, которые планируется заменить после 2025 года. Пока Финляндия рассматривает различные варианты, среди которых – и шведский истребитель.

Данная модель отличается от зарубежных аналогов доступной ценой, а также отличными эксплуатационными характеристиками. Но в то же время есть и недостаток – многие технологии, используемые в производстве Gripen NG, принадлежат не шведским компаниям, а их партнерам из США, Великобритании и других стран. А это приводит к невозможности осуществлять экспорт поставок вооружения в некоторые государства мира.

Эксперты прогнозируют, что с учетом всех этих нюансов, а также того, что запланированные испытания новых модификаций истребителя постоянно откладываются, общий объем поставок будет не более 80 единиц.

Анализ ситуации на рынке

Таким образом, если подвести итоги, то общий объем поставок на экспорт самолетов 4-го поколения будет примерно 900 единиц.

В эту цифру не вошли тендеры ВВС Индии, а также объемы, которые запланированы министерствам обороны по поставкам стран, производящих истребители.

Главным фактором, который будет регулировать ситуацию на рынке, является выпуск самолетов 5-го поколения. Как быстро они будут замещать предыдущие семейства боевых машин, а выпускаются такие истребители только в трех странах, и будет зависеть перспектива поставок самолетов 4-го поколения.

Анализируя состояние рынка, самая большая доля по выпуску таких самолетов принадлежит Российской Федерации – примерно 26,6%.

На втором месте – США (25,55), далее идет Франция (22,2%).

У Китайской Народной Республики поставки на экспорт будут примерно в количестве 110 истребителей (12,2%), а вот для международного консорциума Eurofighter доля не превысит 4,4 %.

На Gripen NG (Швеция) придется около 8%.

Возможно, ситуация будет меняться, так как на начало 2018 года в Индии намечено проведение тендера по специальной программе Make in India. Суть ее заключается в привлечении крупного частного капитала и производстве различных видов техники на совместных с зарубежными партнерами предприятиях.


Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют