публикации Россия не испытывает потребности в создании истребителя 6го поколения

Россия не испытывает потребности в создании истребителя 6го поколения

18 Сентября 2017
2600

Ситуация с российской военной авиацией свидетельствует о постепенном выходе этой области из кризиса. Упадок начался вместе с развалом СССР, и только спустя два десятка лет началось постепенное возрождение ВВС РФ. Примером тому служит реализация стратегически важных для страны проектов по развитию комплексов ПАК ТА, ПАК ДА и ПАК ФА. Особой гордостью считается истребитель пятого поколения Су-57, разработанный в рамках проекта ПАК ФА. Но насколько он совершенен и соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам этой категории?

ПАК ФА

Техника нового поколения не появляется через определенный промежуток времени – это зависит от состояния отрасли, в которой ведутся исследования и разработки. Истребитель нового поколения – это всегда аппарат с новыми, более совершенными, характеристиками и возможностями.

Самыми первыми были околозвуковые реактивные истребители МиГ-15 и Миг-17, разработанные ОКБ Микояна и Гуревича в конце 40-х гг. Их способность летать со скоростью звука открыла советской авиации реактивную эпоху, в которой давно присутствовали зарубежные самолеты.

В отличие от предыдущих моделей, истребитель второго поколения МиГ-21 уже не производился в массовом порядке. Самолет с треугольным крылом разрабатывался для фронтовых нужд и летал быстрее скорости звука – 2125 км/ч. МиГ-21 был оснащен управляемой ракетой класса «воздух-воздух» и системой отката авиапушек на второй план.

В истребителях третьего поколения крылья обрели изменяемую стреловидную форму, а радары получили возможность одновременной фиксации нескольких целей, а не одной радиоконтрастности на фоне неба. Примерами таких летательных аппаратов служат «Фантом» и МиГ-23.

У военной техники четвертого поколения к летно-техническим характеристикам прибавились многозадачность, высокая функциональность и маневренность. Аппараты оснащены управляемыми ракетами класса «воздух – поверхность» и «воздух – воздух».

К истребителю последнего, пятого, поколения предъявляются три основных требования: базовые ЛТХ (маневренность, незаметность и звук) должны быть с приставкой «сверх». Некоторые эксперты предлагают добавить к ним точность поражения объектов противника и возможность его атаки без вхождения в зону ПВО (принцип «длинной руки»). Но четких критериев того, каким должен быть российский военный самолет, до сих пор нет.

Основным отличием между истребителями четвертого и пятого поколения является наличие активно действующей фазированной решетки радиолокатора. Главными свойствами антенны являются широкополосность, а также возможность применения в качестве прибора для передачи радиосигналов между истребителями, находящимися друг от друга на приличном расстоянии. Определенная доля частот будет транслировать данные, а остальная создавать помехи.

АФАР помогает устранить трудности синтезирования апертуры и способствует бесперебойной работе радара. Если какой-то элемент выйдет из строя, прибор будет функционировать, но с меньшей мощностью.

Детали производятся на арсениде галлия, нагревающегося до 50°С, но лучше воспользоваться опытом американских разработчиков и применять нитриды галлия, устойчивые к 200°С. Сейчас луч радара АФАР вырабатывает до 7 ватт, а при наличии нитридов галлия его мощность вырастет в 4 раза. В этом случае можно будет сделать диаметр антенны меньше, либо пользоваться преимуществами большей дальности освещения.

Наличие АФАР – главное преимущество и особенность истребителя последнего поколения, поскольку он разрабатывался для участия в сетецентрических военных действиях с высоким уровнем группового контроля. В таких войнах одновременно задействуются различные виды войск, и одиночные бои не ведутся. При наличии радиоуправляемых ракет «воздух – воздух» с радиусом действия до нескольких сотен километров необходимости в ближних боях нет.

Что можно сказать об истребителях пятого поколения, созданных американскими и российскими специалистами?

За основу нового самолета был взят российский Су-57. Во многом этому способствовал провал сравнительных испытаний между ним и F-15, F-16 и F-18, организованных экспертами из Индии. Поэтому задача американских ученых оказалась достаточно проста – создать технику, по всем параметрам превосходящую российский истребитель. Ей должен был стать F-22, который никогда не экспортировался по причине своей дороговизны (стоимость одной машины – более 100 млн. долл.). Да и для американской армии он поставлялся в ограниченном количестве.

Ряд экспертов из разных стран полагает, что F-22 не мощнее и Су-35. Американский истребитель оснащен сверхзвуком на крейсерском режиме, но по всем остальным параметрам, включая «Стелс»-технологии, он уступает российскому Су-35.

Следующая версия самолета для массовых целей, получившая название F-35, тоже далека от идеала. Разработчики обеспечили ему возможность взлета и посадки на небольшой площади, что привело к сокращению боевой нагрузки и трудностям в полетах на большие расстояния. Самолет должен был экспортироваться, поэтому производители стремились сократить стоимость расходных материалов, чтобы сделать его доступней предшественника. По результатам подсчетов, F-35 оказался таким же неподъемным по цене: несколько миллиардов долларов были потрачены на его разработку, изготовление и обучению полетам на нем.

Нельзя сказать, что F-35 превосходит Су-35. А сравнивать с Су-57 тоже пока не имеет смысла: прошло недостаточно времени для оценки возможностей российского истребителя. Да и американский самолет до сих пор не запущен в массовое производство.

Американские ВВС понимают малоуспешность последнего проекта, но слишком много в него было вложено человеческих, технологических и финансовых ресурсов, чтобы одним махом взять и закрыть. Либо это сделают в угоду истребителю шестого поколения, но когда – не знают, скорее всего, и сами американские специалисты.

Таким образом, на сегодняшний день американская военная авиация не является серьезным конкурентом России в аналогичной отрасли. Давать вторую жизнь F-22 не будут. F-35 стал более удачным проектом по многим параметрам, кроме стоимости. В его производстве использовались прочные материалы, и после ряда обновлений у самолета могут появиться хорошие перспективы.

Су-57 недавно появился в арсенале российской военной авиации, поэтому судить о его способностях пока рано. Но удачный пример его предшественников – все еще находящихся в строю Су-27 и МиГ-29 – показывает, что новый истребитель тоже ждет прекрасное будущее. Су-57 еще очень молод, но, в отличие от американских F-22 и F-35, российские истребители прошлого поколения МиГ-35, Су-30, Су-34 и Су-35 успешно экспортируются и смогут стать серьезной угрозой в небе потенциальному противнику. Понимание, что за спиной есть мощная, проверенная временем поддержка, дает возможность вести разработки без спешки.

Сомнений нет, что придет черед самолета шестого поколения, но для этого нужно изучить на практике возможности Су-57. По крайней мере, нет никакого резона участвовать в гонке по созданию новых истребителей, если американские разработчики примут такое решение.

Источник

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют