публикации "Вертолет заказывали?.." Все об аэротакси в России

"Вертолет заказывали?.." Все об аэротакси в России

6 Сентября 2019
109

Фраза из комедии "Бриллиантовая рука" – "Наши люди в булочную на такси не ездят!" – давно стала крылатой. Новую волну интереса в обществе к "коммерческому извозу" породили сообщения о том, что в скором времени в российских мегаполисах появится вертолетное такси. "Авиадрайв" попытался разобраться, на чем и когда мы сможем летать в больших городах будущего.

Под аэротакси чаще всего подразумевают управляемый или беспилотный аппарат вертикального взлета и посадки, рассчитанный на перевозку до 6 пассажиров на расстояние в несколько десятков километров в условиях мегаполиса.

Таким воздушным судам не требуются длинные взлетно-посадочные полосы, необходимые даже маленьким легким самолетам. Все, в чем нуждается винтокрылая техника, – это пригодный для посадки пятачок более или менее твердой и ровной земли, по своей площади превышающий площадь, ометаемую лопастями несущего винта или площадь кольцевой рамы со "спрятанными" в ней винтами.

Как показывает практика использования вертолетов для нужд санитарной авиации, небольшое воздушное судно способно садиться прямо на трассы – при этом движение, по сути, перекрывается лишь на небольшом участке дороги и на короткое время. Быстрота доставки по воздуху и колоссальная экономия времени по сравнению с наземным транспортом являются неоспоримыми преимуществами и санитарной, и пассажирской винтокрылой авиации.

На этом очевидные плюсы использования вертолетной техники в городских условиях не исчерпываются, однако с немедленным внедрением аэротакси в больших городах все обстоит не так уж и просто.

Для начала необходимо подготовить соответствующую инфраструктуру для использования вертолетной техники. Если мы говорим о вертолетном такси, то это должны быть, как минимум, оборудованные по всем авиационным правилам "остановки" для высадки и посадки пассажиров. Такие вертолетные площадки должны быть оснащены специальным навигационным и светотехническим оборудованием. Кроме того, по маршруту следования такси должны быть построены заправочные пункты для винтокрылых машин (или зарядки для беспилотников). Система воздушного движения "на микроуровне" по аналогии с движением самолетов в крупных аэропортах должна обеспечиваться связью, навигацией на специально проложенных воздушных трассах, свежими сводками погоды, видеофиксацией и системами мониторинга обстановки. 

На сегодняшний день в городах вертолетными площадками оборудованы только крупные лечебные учреждения регионов, некоторые здания министерств и ведомств (например, на Фрунзенской набережной в Москве есть причальный комплекс с вертолетной площадкой Национального центра управления обороной РФ) и элитные жилые комплексы. "Остановки" же для общественного вертолетного транспорта в центре Москвы – допустим, на Садовом кольце - пока представить сложно. 


Еще один важный вопрос – законодательство. Сейчас нормативной базы для полетов аэротакси над Москвой в черте МКАД нет. Полеты в этой зоне разрешены только на высоте выше 8100 метров, ниже летают исключительно по разовым разрешениям, и прежде всего это воздушные суда МЧС, ФСО, силовых структур. В воздушном пространстве Подмосковья нет специальных ограничений для частных полетов, за исключением некоторых запретных зон, и полеты осуществляются по стандартным правилам, в том числе в аэропорты.

При этом нельзя сказать, что в городах России совершенно отсутствует вся необходимая для полетов инфраструктура. Различные компании, имеющие в своем парке вертолеты как иностранного, так и российского производства, давно предлагают жителям и гостям Москвы и других городов совершить обзорные экскурсии на вертолете. Базируются такие фирмы за городом.

В канун авиасалона МАКС-2019 компания HeliExpress объявила о том, что будет перевозить пассажиров на легких многоцелевых вертолетах Ансат отечественного производства в Жуковский и обратно из подмосковного хелипарка "Подушкино". По данным организаторов акции, стоимость 20-минутного перелета в одну сторону составляла от 19 до 23 тысяч рублей в зависимости от времени рейса – и практически все имевшиеся в наличии билеты были сразу же выкуплены.

По данным перевозчика, услугами вертолетного такси "HeliExpress", выполнявшего регулярные пассажирские вертолетные рейсы на международный авиакосмический салон, воспользовалось 200 пассажиров.

Мы подошли к еще одной значимой проблеме вертолетных пассажирских перевозок – их цене. На сайтах наиболее крупных игроков московского "вертолетопрокатного" рынка стоимость воздушных экскурсий на вертолетах типа Robinson начинается от 30 тысяч рублей за 40-минутный обзор Москвы с высоты птичьего полета и переваливает за отметку в 250 тысяч рублей, если речь идет о вылете куда-нибудь на охоту в Новгородскую область.

Можно заказать вертолетный трансфер или экскурсию и в Крыму. Так, трансфер 3-4 пассажиров на вертолете Robinson R66 из Ялты в аэропорт Симферополя обойдется в 100 с небольшим тысяч рублей. За 107 тысяч можно добраться до Симферополя из Алушты. Самый дорогостоящий полет по индивидуальному маршруту – 324 тысячи рублей – из хелипорта "Ялта" в Геленджик. Длится он, к слову, 156 минут и позволяет "всем пассажирам насладиться великолепными видами".

Таким образом, вертолетные перевозки часто воспринимаются как недоступная большинству людей роскошь. Изменить это сможет субсидирование воздушных рейсов, повсеместная распространенность и доступность этого вида транспорта и, в том числе, определенное снижение себестоимости полета.

Стоимость летного часа вертолета зависит от многих факторов: климата в стране эксплуатации, цены топлива, зарплаты экипажа и десятков других переменных. Чем она ниже, тем меньше в конечном итоге будет стоить билет на рейс.

Могут ли достаточно частые перелеты на вертолете быть доступными для простого человека? Опыт российского Заполярья показывает, что да. Например, из-за отсутствия дорог в тундровой зоне малочисленные поселения в Ненецком автономном округе (НАО) связывает между собой только авиация. Основу парка Нарьян-марского объединенного авиаотряда составляют вертолеты типа Ми-8. Цены на билеты колеблются от 1,1 тысячи до 10,5 тысяч рублей в зависимости от расстояния.


Конечно, пример НАО не совсем применим к системе воздушного движения в мегаполисах, но в целом демонстрирует жизнеспособность региональных вертолетных перевозок на короткие и длинные расстояния.

На авиасалоне МАКС-2019 холдинг "Вертолеты России" и "Яндекс.Такси" подписали соглашение о развитии системы аэротакси. Пока речь идет лишь о первоначальной, теоретической проработке "экосистемы" вертолетного движения в столице. В числе прочего, компании уже обдумывают будущие тарифы на летающие машины с "шашечками". 

"Здесь в Москве мы с компанией "Яндекс" в партнерстве определили цену не дороже 3 тыс. рублей. Это такси бизнес-класса. Мы говорим о цене 2,7 тыс. рублей как цене, на которую мы ориентируемся по себестоимости на одно пассажиро-место за 15-минутный полет. Этого достаточно будет, чтобы из центра Москвы долететь до Шереметьево", - рассказал журналистам генеральный директор компании "ВР-Технологии" (входит в "Вертолеты России") Александр Охонько.

"ВР-Технологии" создает небезынтересную для будущих эксплуатантов машину – легкий многоцелевой вертолет VRT500, который в перспективе мог бы составить конкуренцию заморским "Робинсонам" на ниве отечественных городских перевозок.


Это легкий однодвигательный вертолет соосной схемы расположения винтов со взлетной массой 1650 кг. Машина обладает самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной вместимостью до 5 пассажиров и оснащается современным комплексом интерактивной авионики. Конструкторы обещают довести скорость аппарата до 250 км/ч. Он сможет совершать полеты на дальность до 860 км и вмещать до 730 кг полезной нагрузки. Вертолет создается в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и медико-эвакуационной конфигурациях.

Пока VRT500 существует исключительно в виде макета, но в ближайший год-два разработчики обещают поднять опытный экземпляр в воздух. После того как новая российская разработка взлетит, можно будет судить о перспективах ее внедрения в качестве воздушного такси. В беседе с российскими СМИ Охонько отмечал, что коммерческие поставки VRT500 начнутся после проведения летных испытаний и сертификации машины, которая запланирована на 2022 год.

Уже существующий легкий двухдвигательный вертолет Ансат, созданный конструкторским бюро Казанского вертолетного завода, может перевозить до 7 человек и обладает максимальной взлетной массой в 3600 кг. Для городского такси он, скорее всего, будет дороговат в эксплуатации, зато в качестве воздушной скорой помощи уже активно используется во многих регионах России. Создается и модернизированная версия Ансата – в том числе, для условий Крайнего Севера.


В "Вертолетах России" уже неоднократно подчеркивали, что развитие городской аэромобильности интересно холдингу исключительно как производителю вертолетной техники, поэтому организацией перевозок будут заниматься компании-операторы, которые будут приобретать воздушные суда через лизинг или с помощью других финансовых схем.

Отдельный вопрос – должно ли вертолетное такси быть беспилотным. В отдаленной перспективе – вполне возможно, но в обозримом будущем нас ждут пилоты-"таксисисты" (обучение которых также должно строиться по особым методикам, если речь идет о полетах в черте города).

Пока российские мегаполисы готовятся к организации воздушного движения наравне с наземным, рассматривается возможность разрешить дронам свободно взлетать в российском воздушном пространстве. Для этого беспилотные летательные аппараты должны будут использовать технологию дистанционного контроля передвижения воздушных судов.

Тем временем, за рубежом к теме аэротакси также приковано много внимания. На днях компания E-volo провела летные испытания аэротакси Volocopter2X в аэропорту Хельсинки. Серийный вариант аэротакси Volocopter, представленный в конце августа, имеет кольцевую раму с 18 винтами. Внутри аппарата смогут разместиться два пассажира. Аппарат будет способен выполнять полеты на расстояние 35 километров на скорости до 110 километров в час.

Один из гигантов авиастроения - компания Airbus – также начала в городе Ингольштадт в Германии испытания аэротакси, получившего название CityAirbus. 

Летный прототип электрического аппарата NeoXcraft XP2 с вертикальными взлетом и посадкой создает и британская компания Vehicle Redesign. Первый полет аппарата запланирован на 2020 год.

Исходя из всего вышесказанного и учитывая достаточно скромные успехи России в области гражданского "беспилотья", нам стоит надеяться на появление доступного пилотируемого отечественного аэротакси. Будут ли такие перевозки пользоваться популярностью и в каком году станут регулярными, остается только гадать. Ясно одно – с появлением аэротакси ландшафт больших городов в очередной раз неузнаваемо изменится, и это будет сродни автомобильной "революции", оставившей в прошлом конную тягу.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют