публикации B-21 Raider vs ПАК ДА: выиграет ли Россия новую гонку?

B-21 Raider vs ПАК ДА: выиграет ли Россия новую гонку?

19 Сентября 2019
223

Американская компания Northrop Grumman начала сборку первого летного образца перспективного стратегического бомбардировщика B-21 Raider. Информация, обнародованная министром ВВС США Мэттью Донованом, не является сенсационной, но достаточно красноречиво говорит о том, что Россия рискует надолго (если не навсегда) занять позицию догоняющей страны в гонке по созданию перспективных летательных аппаратов стратегического назначения.


Все дело в том, что на одной чаше весов находится успокаивающе высокая боевая эффективность ныне существующих российских самолетов Дальней авиации, а на другой – далекие и не всегда понятные новые технологии, которые, судя по всему, задвинуты в долгий ящик в угоду бесконечной модернизации неизбежно устаревающих образцов. 

Дальняя авиация современной России целиком и полностью является детищем Холодной войны. Невероятное по интенсивности соперничество США и СССР в создании летательных аппаратов невиданной мощи и дальности привело к рождению семейства дальних бомбардировщиков Ту-22М, знаменитых турбовинтовых "медведей" Ту-95,  и, наконец, сверхзвуковых стратегов Ту-160. 

Командующий Дальней авиацией в 1969-1980 гг. Василий Решетников вспоминал, что во время его визита в США в 1970-х к нему подходили простые американцы и испуганно просили не развязывать атомную войну и не сбрасывать бомбы на их мирные города. Страх перед русской ядерной угрозой был чрезвычайно велик и абсолютно иррационален.

Спустя полвека создается впечатление, что мир вернулся к ядерной парадигме и с утроенной силой развивает мощности, способные ее поддерживать. Несмотря на развитие космических технологий и разработку суборбитальных вооружений, военные по-прежнему делают ставку на один из столпов ядерной триады – стратегическую авиацию нового поколения. И темп в последние десятилетия здесь задает американская сторона. 

Тяжелый стратег Northrop B-2 Spirit, совершивший первый полет 30 лет назад, называют самым дорогим самолетом в истории авиации. Безусловно, здесь сыграли роль многие факторы – и не в последнюю очередь, крушение Советского Союза. Запланированный "замах" на серию из 132 "Спиритов" в итоге обернулся закупкой 20 машин, поскольку "красной угрозы" в начале 1990-х уже не существовало. Вполне ожидаемо, что стоимость каждого самолета-"невидимки" с учетом НИОКР перевалила за 2 миллиарда долларов. (В этой связи было бы интересно подсчитать примерную итоговую стоимость проектирования, создания, а затем многолетней доводки апофеоза советского военного самолетостроения – бомбардировщика Ту-160).

Как бы там ни было, опыт "Спирита" ценен, прежде всего, налаживанием серийного производства самолета нового поколения и обкаткой стелс-технологий и аэродинамической схемы "летающее крыло". В Стране Советов эта схема, судя по данным из открытых источников, рассматривалась исключительно как факультативный путь конструкторской мысли, а в современной России до недавних пор проектантам и авиастроителям было совсем не до того.

По максимальной взлетной массе B-2 примерно равен Ту-95 (171 и 172 тонны соответственно), а его максимальная боевая нагрузка после модернизации составляет 27 тонн – против 20 тонн у "Медведя". В том числе, указывается, что "Спирит" может нести 16 ядерных бомб B61 или B83. Его боевой радиус составляет 5300 км, а максимальная скорость – 1010 км/ч. (Напомним, что у турбовинтового "тихохода" Ту-95 она составляет 882 км/ч, а у Ту-160 – 2230 км/ч).

Проекты новых бомбардировщиков начали активно обсуждать в России и США примерно в одно и то же время – с начала 2000-х годов. Американцы сделали ставку на продолжение и развитие проекта B-2 – B-21 Raider должен стать гораздо совершеннее своего инновационного "прародителя" (правда, не факт, что дешевле).

Свое говорящее имя Raider новый американский бомбардировщик получил в 2016 году в честь участников Рейда Дулиттла - эпизода Второй мировой войны, в котором 16 бомбардировщиков наземного базирования B-25 "Митчелл" 18 апреля 1942 под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца "Хорнет", впервые атаковали территорию Японии. Рейд был нанесен в ответ на нападение на Пёрл-Харбор.

Northrop Grumman получила контракт на разработку и производство бомбардировщиков B-21 в 2016 году, завершив эскизное проектирование в декабре 2018-го. Американские военные планируют закупить не менее 100 таких самолетов. 

Сборка бомбардировщика ведется на 42-м заводе ВВС США в Палмдейле в Калифорнии – на этом предприятии ранее собирали B-2 Spirit.


По словам министра ВВС США, программа B-21 идет в соответствии с графиком. Указывается, что первый полет может состояться уже в декабре 2021 года – самолет перебазируется с площадки 42-го завода на авиабазу "Эдвардс", расположенную в 35 километрах от предприятия. На этой авиабазе бомбардировщик будет проходить летные испытания.

В России перспективный авиационный комплекс дальней авиации пока носит невыразительную аббревиатуру ПАК ДА (или называется изделием 80). Проект российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения создан фирмой Туполева. В августе 2009 года между Минобороны России и компанией "Туполев" был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. 

Источник в Минобороны РФ рассказывал, что конкурс аванпроектов самолета был объявлен в начале 2012 года, и кроме КБ Туполева в нем участвовали несколько других конструкторских бюро. Они представили сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект, но выбор был сделан в пользу радионезаметности и схемы "летающее крыло".

О том, что ПАК ДА будет дозвуковым, журналистам в 2013 году официально сообщил Виктор Бондарев, занимавший тогда пост главнокомандующего ВВС России.  

Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь говорил, что этап эскизно-технического проектирования ПАК ДА был завершен в 2017 году. Он также отмечал, что самолет получит индекс КБ Туполева "Ту". В свою очередь, генеральный директор ПАО "Туполев" Александр Конюхов говорил, что сроки создания ПАК ДА составят около пяти-семи лет. 

Несмотря на обнадеживающие сообщения о том, что российские разработчики во главе с компанией "Туполев" приступили к сборке первого летного образца ПАК ДА в августе 2019 года, сроки его выкатки и первого полета остаются весьма туманными.


Занимавший ранее пост замминистра обороны РФ Юрий Борисов отмечал, что новый стратегический бомбардировщик может совершить первый полет в 2025-2026 годах и пойти в серию к 2030 году. С одной стороны, при соблюдении этого плана отставание от американской программы Raider выглядит незначительным. На деле же России предстоит отрабатывать принципиально новые технологии "летающего крыла" с нуля, тогда как в проекте B-21 Raider наверняка учтены многие ошибки и недочеты 30-летней жизни "Спирита".

Отдельный вопрос – силовая установка ПАК ДА. Учитывая, что даже истребитель пятого поколения Су-57 летает с, мягко говоря, не новым двигателем, стоит ли ждать чуда, подобного созданию НК-32?

Пока на Жуковской летно-испытательной и доводочной базе "Туполева" планируют в перспективе ставить на крыло детище новой эры российской авиации, в Казани модернизируют ныне существующие самолеты Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95МС.

Казанский авиационный завод им. Горбунова модернизирует бомбардировщики Ту-160 в вариант Ту-160М, а ракетоносцы Ту-22М3 - до уровня Ту-22М3М с существенно улучшенными боевыми характеристиками. 

Новый Ту-22М3М, первый полет которого состоялся в декабре 2018 года, получил штангу для дозаправки в воздухе – а это значит, что теперь он может преодолевать расстояния между континентами, как и его "собратья" Ту-95 и Ту-160.  

По большому счету, почти все улучшения касаются главного и одного из самых важных параметров – "интеллектуальной начинки" самолетов. Обновленные российские бомбардировщики получают новый комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. В частности, речь идет о новом прицельном оборудовании, управлении двигателями, системах радиоэлектронной борьбы.

Однако есть еще кое-что. В 2015 году Минобороны России сообщило о решении возобновить производство стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 в варианте Ту-160М2.

В начале 2019-го во время визита министра обороны РФ Сергея Шойгу на ПАО "Туполев" выяснилось, что отечественные Вооруженные силы рассчитывают получить четыре Ту-160М2 уже к 2023 году. На предприятии уточнили, что первый самолет, планер которого был сделан в советское время, уже летает, а к концу 2022 года заказчику будут сданы еще три абсолютно новых Ту-160М2.

По словам Юрия Борисова, новый "Белый лебедь" будет в 2,5 раза эффективнее старого – правда, что конкретно стоит за этой цифрой, бывший замминистра обороны РФ не уточнял.  

Таким образом, в одной из самых наукоемких и дорогостоящих сфер ОПК России сложилась непростая ситуация, когда надо одновременно довести до ума все работающие самолеты Дальней авиации, возродить с нуля утраченное производство стратегического бомбардировщика Ту-160, а также за какие-то пять-шесть лет построить и поднять в воздух принципиально новый летательный аппарат.

В качестве заключения можно задать лишь один вопрос – а вывезет ли Боливар двоих?

вернуться назад

Комментарии отсутствуют