публикации День армейской авиации в России

День армейской авиации в России

28 Октября 2019
1392

День армейской авиации отмечается в России 28 октября. Считается, что именно в этот день в 1948 году в подмосковном Серпухове была сформирована первая эскадрилья, оснащенная вертолетами, положившая начало армейской авиации как отдельному роду авиации ВВС.

По существу, история российского (и прежде всего, советского) вертолетного воздухоплавания насчитывает не 71 год, а больше: в 1926 году в ЦАГИ была создана "геликоптерная группа", которую возглавил военный летчик Царской России, а позже – советский авиаконструктор Алексей Черемухин. Под его руководством в молодой советской Республике был создан первый управляемый вертолет ЦАГИ-1ЭА. Созданный по одновинтовой схеме, этот экспериментальный аппарат массой 1145 кг впервые поднялся в воздух 13 сентября 1930 года. Все испытания на нем Черемухин проводил лично. К сентябрю он освоил различные маневры и выполнял их на высоте 10–15 метров от земли, а поздней осенью машина поднималась до 40–50 метров. В августе 1932-го геликоптер поднялся на высоту 605 метров, что стало рекордом для того времени.


Черёмухин возле ЦАГИ 5-ЭА. Можно заметить, что лицо на снимке замазано, во времена "большого террора" в СССР очень много фотографий были с затертыми, замазанными или вырезанными лицами.

А уже в 1934 году поднялся в воздух первый в мире боевой автожир и первый серийный винтокрылый летательный аппарат в СССР – А-7, разработанный Николаем Камовым.

Довоенное вертолетостроение было, преимущественно, экспериментальным – конструкторы, сообразно техническим возможностям и новшествам тех лет, пробовали разные схемы и конструкции, вырабатывали единые подходы к воплощению аэродинамических особенностей вертолета в его конструкции. 

За звание "вертолетных первопроходцев" боролись многие конструкторы. Создателем первых серийных советских вертолетов был Иван Братухин, который в 1940 году возглавил ОКБ-3, созданное на базе Московского авиационного института (МАИ). Под его руководством был создан вертолет "Омега" - первая отечественная машина поперечной схемы. На ее основе создали серийные вертолеты поперечной схемы Г-3, Г-4, а также опытные Б-5, Б-9, Б-10 и Б-11.

Кроме того, в 1947 году шли испытания экспериментального геликоптера, предложенного ОКБ Яковлева, однако уже в 1948 году конструктор Михаил Миль открыл новую страницу в истории вертолетостроения и, как следствие, армейской авиации нашей страны. 20 сентября 1948 года легкий многоцелевой вертолет Ми-1 под управлением летчика Матвея Байкалова впервые оторвался от земли. С того момента пальма первенства в отечественном вертолетном деле принадлежала Опытно-конструкторскому бюро имени Михаила Миля.


Предпосылки к формированию армейской авиации в качестве отдельных подразделений Сухопутных войск, а не Военно-воздушных сил, возникли сразу же после начала массового производства вертолетов в интересах Вооруженных сил нашей страны. Однако история ее создания не была гладкой: в Вооруженных силах СССР армейская авиация до 1990 года находилась в составе ВВС и определялась как вид авиации, после чего была передана в Сухопутные войска.

В 1993 году она была переименована в Авиацию сухопутных войск и являлась родом Сухопутных войск, а в 2003-м снова вошла в состав ВВС, а позднее – ВКС России. Сегодня армейская авиация состоит из бригад армейской авиации и вертолетных полков.

Вертолет – это средство ближнего боя, машина переднего края и небольшой (по сравнению с самолетами) высоты, эффективно истребляющая живую силу, бронетехнику и укрепления неприятеля и прикрывающая свои пехотные подразделения.

Кроме того, основное достоинство вертолета в том, что взлет и посадку он может производить с малых необорудованных площадок, не нуждаясь в большой полосе и обеспечивая транспортную доступность там, где не приземлится самолет. Высадка десантов, эвакуация пострадавших, переброска грузов – все это много лет выполняют винтокрылые "рабочие лошадки" нашей армии.

Вторым поворотным моментом в истории советской и российской армейской авиации стало создание всемирно известного вертолета Ми-8. Его однодвигательный прототип В-8 первый раз оторвался от земли 24 июня 1961 года, а уже в следующем году первый полет совершила двухдвигательная машина, принесшая поистине небывалую славу своему создателю Михаилу Милю. 


Высадка десанта в высокогорном районе

Советские Вооруженные силы начали эксплуатацию Ми-8 в 1965 году. Немногим позже Ми-8 стали поставляться в другие силовые структуры и правительственные службы. Самой ответственной проверкой боевых качеств вертолетов этого семейства стали военные действия в Афганистане, где советские винтокрылые машины в горах, в пыли и небывалой жаре подтвердили свою необыкновенную живучесть и неприхотливость, столь ценимую летчиками и поныне.

Ми-8/17 состоят и состояли на вооружении почти 90 государств. Всего по общему числу выпущенных машин – более 12 тысяч единиц! – Ми-8 уступает только семейству легких вертолетов Bell 204/205/212. Столь же рекордным является и число созданных на базе Ми-8 вариантов и модификаций – их насчитывается более 120, включая, например, опытный передающий пункт телевизионной связи или буксировщики тралов Ми-8БТ для разминирования Суэцкого канала.

После того как вертолеты армии США хорошо зарекомендовали себя во вьетнамской войне, в СССР был создан второй в мире, после AH-1 "Кобра", специализированный ударный вертолет Ми-24. Рождение "Крокодила" стало третьим важным событием в истории отечественной армейской авиации. Всего вертолет-штурмовик Ми-24 (и часто негласно –  его советские экипажи) принял участие более чем в четырех десятках вооруженных конфликтов по всему миру: в Анголе, Сьерра-Леоне, Никарагуа, Камбодже, Индии, Йемене, Югославии, на Цейлоне и других горячих точках.

Главной боевой школой для Ми-24 стал Афганистан. Участвовал он и в восьмилетней ирано-иракской войне, в ходе которой иракские Ми-24 не раз сражались в воздухе с боевыми "Кобрами" ВВС Ирана и, как правило, выходили из этих схваток победителями. В одном из боев Ми-24 даже сбил иранский истребитель "Фантом".

На Ми-24 летчик-испытатель Гурген Карапетян в 1978 году установил абсолютный мировой рекорд скорости полета на вертолете – 368,4 км/ч.

Развал Советского Союза как минимум на два десятка лет задержал развитие проектов, создаваемых на смену основной линейке ударных и военно-транспортных вертолетов. Тем не менее, сегодня в российской армии эффективно работают ударные машины Ми-24 и Ми-35, Ми-28Н/УБ, Ми-8АМТШ/ВА и Ка-52. Транспортные и десантные функции успешно выполняют Ми-8МТВ-5 и Ми-26. На единственном в России авианосце "Адмирал Кузнецов" и в частях авиации ВМФ России базируются Ка-27 и Ка-29. (Так уж сложилось исторически, что ОКБ Камова создало линейку непревзойденных вертолетов не для армейской авиации, а для морской, которая входит в состав Военно-морского флота).


Модернизированный транспортно-боевой вертолет Ми-35П проходит типовые испытания. Фото: Евгений Баранов

У армейской авиации России большое будущее. Вертолеты остаются универсальным средством борьбы с незаконными вооруженными формированиями на переднем крае боестолкновения в любом климате и местности. Сирийская кампания показала возможность их эффективного применения в современном бою, вместе с тем вскрыв ряд недочетов в конструкции машин, их системах радиоэлектроники и вооружений. Уже сейчас идет работа по созданию модернизированного варианта Ка-52М, а также продолжается совершенствование базового варианта ударного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник" и его новой версии Ми-28НМ.

В 2019 году Минобороны России для завершения государственных испытаний были переданы два Ми-28НМ. По планам, Воздушно-космические силы РФ должны получить установочную партию из шести таких машин в 2020 году. На форуме "Армия-2019" Минобороны России заключило с холдингом "Вертолеты России" исторический контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ.

Несмотря на то, что войны будущего будут идти даже в космосе, вертолет как универсальное средство защиты и спасения еще долго будет играть одну из ведущих ролей в тлеющих по всей планете локальных конфликтах. А это значит, что армейской авиации России найдется достойное место в отечественных Вооруженных силах.

И напоследок зажигательно видео от Минобороны России подготовленное ко Дню армейской авиации.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют