публикации Перспективы Российской авиации в Африке

Перспективы Российской авиации в Африке

30 Октября 2019
188

Первый в истории саммит и экономический форум Россия – Африка прошел в конце октября в Сочи. Столь масштабное мероприятие проводилось в нашей стране впервые – на нем работали официальные представители всех 54 стран Африки, 45 из которых были представлены главами государств и правительств.

Как рассказал, выступая на форуме, глава России Владимир Путин, за пять лет взаимный российско-африканский товарооборот вырос более чем в два раза и превысил 20 млрд долларов. Общая сумма подписанных на форуме документов, информация о которых не является коммерческой тайной, составила более 1 трлн рублей.

В ходе форума, который будет проводиться раз в три года, были определены ключевые темы для взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Африканского континента. Это энергетика, включая возобновляемые источники энергии; развитие инфраструктуры, особенно строительство железных дорог и жилья; современная и высокотехнологичная добыча и переработка полезных ископаемых; сельское хозяйство, цифровые технологии, геологоразведка, медицина, наука и образование. 

Помимо традиционно гражданских сфер, большое внимание было уделено военно-технической тематике. Как сообщил на саммите в Сочи глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, на Африку приходится 30-40% российского оружейного экспорта. Портфель заказов африканских стран составляет 14 млрд долларов из более чем 50 млрд. Глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев рассказал, что в 2019 году в Африку будет поставлено вооружение и военная техника стоимостью 4 млрд долларов.


Нужно отметить, что русское оружие знакомо африканским военным не понаслышке уже много десятилетий. Советский Союз активно поставлял на континент стрелковое вооружение, особенно автоматы Калашникова, бронетехнику и танки и, конечно, вертолеты. 

Про авиацию в Африке вообще разговор особый. Труднодоступность обширных территорий этого региона, опасности, подстерегающие любого путника на суше и практически полное отсутствие дорожной и любой другой инфраструктуры делают Африку отличным рынком сбыта для вертолетов российского производства. 

По существу, нынешний африканский авиапарк, как минимум на две трети состоит из машин советского производства. Как и везде, безусловно, лидирует семейство Ми-8/17 в самых различных вариациях, от транспортного и десантно-штурмового до летающего госпиталя, а также ударный Ми-24. Кое-где используются тяжелые Ми-26 и многоцелевые вертолеты типа Ка-32. 

В странах Африки зарегистрировано более 900 вертолетов, произведенных в Советском Союзе и России. Это практически каждый четвертый вертолет на континенте, а если говорить о военной технике, то доля русских машин достигает 40%. Так, в странах Африки эксплуатируются более 250 вертолетов типа Ми-24/35.

Как сообщил глава ФСВТС Дмитрий Шугаев, этим летом Россия завершила очередной этап поставок боевых вертолетов Ми-35М в Нигерию. По его словам, в 2015 году был подписан контракт на поставку Нигерии 12 ударных вертолетов Ми-35М.


Кроме того, Россия ведет консультации с Египтом по оснащению вертолетоносцев "Мистраль" вооружением РФ и вертолетами Ка-52.  Также ведутся консультации по поставкам авиационной техники, средств радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны. Шугаев подчеркнул, что Египет является "ведущим партнером не только на континенте, но и вообще в области ВТС". Напомним, что в октябре 2018 года Шугаев сообщал, что ФСВТС рассчитывает в ближайшее время прийти к соглашению по дооснащению египетских вертолетоносцев "Мистраль" и по поставке вертолетов Ка-52.

Вместе с ЮАР Россия намерена разрабатывать и выпускать вооружение и военную технику, правда, о чем конкретно идет речь, глава ФСВТС не уточнил. "Имеются перспективные проекты взаимодействия в области совместной разработки и производства вооружений и военной техники как для национальных вооруженных сил наших государств, так и в интересах третьих стран", - рассказал Шугаев журналистам на саммите в Сочи.

Говоря об Анголе, Шугаев отметил, что доля вооружения советского и российского производства в армии этой страны превышает 75%. В ходе развития ВТС с Анголой основное внимание уделяется созданию сети сертифицированных предприятий по обслуживанию и ремонту бронетанковой и авиационной техники, а также средств противовоздушной обороны. Перспективными направлениями двустороннего взаимодействия являются поставки авиационной и военно-морской техники российского производства. Ранее Россия завершила поставку Анголе истребителей Су-30К. Африканская страна заказала 12 таких машин.

На статической экспозиции форума в Сочи все заинтересованные представители африканских государств смогли ознакомиться с модернизированным ударным вертолетом Ми-35П и легким многоцелевым вертолетом Ансат. 


Ми-35П оснащен новыми двигателями, обновленным прицельным и навигационным комплексом, а также с расширенным составом вооружения. Он производится на предприятии "Роствертол" холдинга "Вертолеты России" и может использоваться в боевом варианте для уничтожения танков и бронетехники, в десантном – для перевозки восьми военнослужащих, а также в санитарной и транспортной модификациях. Значительно улучшена управляемость вертолета, оптимизирован состав его вооружения. Ми-35П может применяться в условиях высокогорья, в жарком и влажном климате, днем и ночью.

Легкий многоцелевой Ансат, выступавший этим летом на авиасалоне в Ле-Бурже, также прилетел в Сочи. В России этот двухдвигательный вертолет активно эксплуатируются в качестве летающей скорой помощи. Он обладает одной из самых больших кабин в классе и может использоваться для грузовых, пассажирских и медицинских перевозок, поисково-спасательных операций и патрулирования. Выход Ансата на международный рынок состоялся в 2018 году – на международном авиасалоне Airshow China "Вертолеты России" заключили контракт на поставку 20 машин этого типа для Ассоциации медицины катастроф КНР.

Рядом с вертолетами стоял легкий истребитель МиГ-35, на протяжении двух дней форума собиравший очереди из желающих сфотографироваться. Экспортная версия этого авиационного комплекса разработана с учетом пожеланий заказчиков из-за рубежа. Новая комплектация МиГ-35 отличается измененной геометрией планера, а также обновленной системой бортового радиолокационного оборудования (БРЛО). Одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д – это многоцелевые истребители поколения "4++", представляющие собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2.

В заключение стоит отметить еще один важный шаг России, предпринятый для боле тесного сотрудничества со странами Африканского континента. Двадцать третьего октября два российских стратегических ракетоносца Ту-160 приземлились на аэродроме Ватерклоф в ЮАР, где с ними ознакомился министр обороны этой страны. Как сообщили в Минобороны России, полет самолетов дальней авиации проходил над акваториями Каспийского и Аравийского морей, а также Индийского океана. Самолеты провели в воздухе более 13 часов, преодолев свыше 11 тысяч километров. Во время полета экипажи выполнили дозаправку.

Таким образом, наша страна намерена не только возвратить свою внешнеполитическую и экономическую позицию на Африканском континенте, но и максимально укрепить ее согласно новым веяниям времени.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют