публикации Знакомьтесь: концепция перспективного вертолета разведчика Bell 360 Invictus

Знакомьтесь: концепция перспективного вертолета разведчика Bell 360 Invictus

30 Октября 2019
1513

Концепт нового ударного вертолета от компании Bell Helicopters выглядит, как  тупорылая акула с 20мм автоматической пушкой в пасти, с гладким, органичным фюзеляжем, что должно позволить ему в горизонтальном полете  развивать скорость более 180 узлов (333 км/ч).  

принадлежащем Bell Textron центре Advanced Vertical Lift Center (AVLC), «360 Invictus», является презентацией перспективного разведывательно-ударного вертолета, который  компания Bell планирует предложить Армии США  в рамках программы FARA  (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Компания Bell – одна из пяти компаний на конкурсной основе участвующих в программе FARA. Конкурентами Bell (в рамках программы) являются AVX Aircraft, Boeing, Karem и Sikorsky Aircraft.


Концептуальный дизайн перспективного разведывательно-ударного вертолета Bell 360 Invictus.

Сконцентрировавшись на ценовой доступности, Bell собрала весь, накопленный за историю создания своих надежных утилитарных военных воздушных судов, обширный опыт, с тем, чтобы предложить Армии США менее экзотичный вариант нового ударного вертолета. Маркировка «360 Invictus» согласуется с используемой компанией, схемой присвоения обозначений своим судам (номер, за которым следует звучное прилагательное). Параллельно, специалисты компании занимались разработками новейшего высокотехнологичного конвертоплана V-280 Valor (в рамках программы «Joint Multi-Role Technology Demonstration»), крейсерская скорость которого составляет 519 км/ч; перспективного беспилотного конвертоплана V-247 Vigilant;  и вертолета средней грузоподъемности 525 Relentless. 

Дизайн «Invictus» можно даже назвать в какой-то степени традиционным. Это вертолет с одним несущим винтом и тандемным расположением кресел в кабине экипажа. Роторная система позаимствована у «525 Relentless», который, (как отмечают в компании) во время летных испытаний смог развить скорость более 370 км/ч. И хотя «Invictus» разработан на базе коммерческого вертолета «525 Relentless», есть и существенные отличия. К примеру, «Invictus» получит несущий винт  с 4 лопастями (тогда как у «525 Relentless» их было 5) диаметром не превышающим (в соответствии с требованиями, предъявляемыми Армией США) 12,2 м. Однако, несмотря на то, что большая часть технологий изготовления лопастей меньшего диаметра будет перенесены из программы «Bell 525 Relentless», они будут адаптированы под «Invictus».  

На «Invictus» будет использоваться тот же вариант электродистанционной системы управления, (что и у «525»), и система модульной авионики с открытой архитектурой, представленной компанией Collins Aerospace.   

Оснащен вертолет будет одним, разработанным компанией General Electric по программе «Improved Turbine Engine Ptogram», усовершенствованным турбинным двигателем, установленном в хвостовой части слева от втулки несущего винта. С противоположной стороны будет располагаться вспомогательная силовая установка, которая, как отметил Кит Флэйл (Keith Flail) - вице-президент компании Bell по усовершенствованным системам вертикального подъема, «будет взаимодействовать с системой привода несущего винта, чтобы добавить мощности именно в тот момент, когда нам потребуется дополнительная мощность и скорость». При этом он отказался отказался отвечать на вопрос, касающейся того, потребуется ли вспомогательная силовая установка, чтобы достичь, требуемой в соответствии с программой, скорости в 180 узлов (333 км/ч). 

«Да, вспомогательная силовая установка существенно увеличит мощность» - сказал Флэйл. «Но, больше мы пока не раскроем никакой информации, касающейся того, как она взаимодействует с системой привода несущего винта. На это у нас есть патент, находящийся сейчас на рассмотрении» - добавил он. 

Еще одной интересной, но также необъясненной пока конструктивной особенностью является то, что воздухозаборное устройство двигателя находится с левой стороны фюзеляжа, а каналы выходного устройства расположены горизонтально с противоположной стороны.  

Боевой радиус действия вертолета – 135 морских миль (250 км) с более, чем 90 минутном нахождением его на боевой позиции в воздухе, при этом висение вне зоны влияния Земли (hover out of ground effect - HOGE) может достигать 4k/95F.


У «Invictus» довольно традиционный дизайн. Это вертолет с одним несущим винтом и тандемным расположением кресел в кабине экипажа. Уменьшенная версия роторной системы позаимствована у «525 Relentless»

При полете на крейсерской скорости два внушительных по размеру крыла (размах – 7,3 м) снимут 50% нагрузки с несущего винта. Управляемые  ЭДСУ, горизонтальные стабилизаторы, обеспечивают наименьшее колебание лопастей в плоскости вращения несущего винта на высокой скорости. Как рассказал Флэйл, установленный в специальный профилированный канал, закрытый рулевой винт («фенестрон») наклонен  для улучшения аэродинамических характеристик вертолета в частности, для уменьшения сопротивления и обеспечения дополнительной подъемной силы.

Внутри «Invictus» сможет перевозить боеприпасы, а убирающееся шасси вертолета поможет снизить лобовое сопротивление на высокой скорости. 

На разработку вертолета по программе FARA  Армией США даны относительно короткие сроки. Предполагается, что на вооружение новый ЛА должен быть передан к 2030 году. К весне 2020 года будут отобраны два конкурсанта, участника тендера, которые получат контракты на создание прототипов, конкурсные летные испытания которых должны начаться в 2023 году. Победивший кандидат будет запущен в серийное производство, и, в конечном итоге, займет вакантное место ударного вертолета-разведчика, вместо «вышедшего в отставку» разведывательного вертолета  OH-58D Kiowa Warrior, чьи функции на данный момент выполняют  ударные вертолеты AH-64E Apaches, «работающие в паре» с беспилотниками RQ-7 Shadow. 

Прототип «Invictus» пока еще окончательно не создан, но, как отмечает Флэйл,  в аэродинамической трубе уже прошли испытания модели уменьшенного масштаба. Полномасштабный макет «360 Invictus» разработчики обещают продемонстрировать во время проведения  в Вашингтоне (округ Колумбия) ежегодного собрания ассоциации Армии Соединенных штатов Association of the U.S. Army (AUSA Annual Meeting & Exposition 2019) в конце этого месяца. В настоящее время Bell находится на стадии предварительного проектирования. Первый полет своего прототипа компания планирует провести в 2022 году. 

«Команда, занятая в аванпроекте, существенно продвинулась вперед. Мы полностью укомплектованы персоналом. На выполнение программы выделены огромные средства. Все это, в совокупности, позволит нам успешно довести до конца задуманное, и мы надеемся, что в 2022 году, созданный нами протопит ЛА, совершит свой первый полет» - сказал Флэйл.   

По словам Флэйля, при разработке «Invictus» все внимание Bell было сосредоточено на ценовой доступности ЛА и соблюдении жесткого графика, в соответствии с требованиями Армии. В компании уверены, что опираясь на опыт, полученный в ходе разработки и проведения летных испытания конвертоплана V-280 Valor (в рамках программы JMR-TD), они смогут за три года удовлетворить все, предъявляемые Армией США требования к прототипу ЛА, и впоследствии, практически сразу же запустить его в серийное производство. Не последнюю роль в этом должна сыграть и типовая конфигурация «Invictus».  

«Конечно, мы могли бы предложить и другие решения» - сказал Флэйл. «Но чтобы оказаться на высоте и выполнить требования, мы взяли курс на «простоту», по возможности, убрав сложное и минимизировав риски… Можно быть элегантным не будучи при этом экзотичным» - добавил он.   

Это отнюдь не  Sikorsky с ее  проектом скоростного винтокрыла - разведчика Raider-X. «Raider» будет построен по соосной схеме расположения несущих винтов с толкающим винтом в хвостовой части. Такая конфигурация ЛА позволяла ему неоднократно (во время летных испытаний) развивать скорость до 220 узлов (407 км/ч). «Raider» был разработан для замены «Kiowa Warrior». Свой первый полет совершил в 2015 г, и возможно более предпочтителен для FARA, хотя бы потому, что прошел всесторонние испытания.  

Компания AVX Aircraft Co. (в партнерстве с L-3 Communications) представила изображения своего концептуального дизайна - вертолета, также, выполненного по соосной схеме расположения несущих винтов и двумя движителями по бокам фюзеляжа. Команда Karem Aircraft-Northrop Grumman-Raytheon, скорее всего предложит конвертоплан. Что касается Boeing, то компания пока наглядно не продемонстрировал проект ЛА, создаваемого ею в рамках программы FARA.

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют