публикации "МиГ" взлета: лучшие самолеты Микояна и Гуревича

"МиГ" взлета: лучшие самолеты Микояна и Гуревича

10 Декабря 2019
14739

Опытно-конструкторское бюро А.И. Микояна отметило 80-летие со дня создания. История этого ОКБ отсчитывает свою историю с 8 декабря 1939 года, когда был подписан приказ о создании на московском авиазаводе №1 имени Авиахима особого конструкторского отдела для работы над проектом скоростного высотного истребителя И-200. Руководителем отдела был назначен Артем Микоян, его заместителем - Михаил Гуревич. Первые буквы их фамилий дали название целому семейству самолетов – "МиГ". О прошлом бюро и его новых проектах – в материале "Авиадрайва".

Самолеты "МиГ" являются наиболее распространенной маркой истребителей в мире, отмечают в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Около 6000 самолетов марки "МиГ" находятся на вооружении армий 52 стран мира. Из них более 850 самолетов МиГ-29 служат в 29 странах. Летательные аппараты ОКБ Микояна производились по лицензии в Китае, Индии, Чехословакии, Польше, Северной Корее.

Сегодня на вооружении российских Воздушно-космических сил стоят два типа машин, разработанных ОКБ Микояна. Это легкие истребители МиГ-29, достоинства которых постоянно демонстрирует авиагруппа "Стрижи", и уникальные высотные перехватчики МиГ-31, ныне известные в качестве носителей авиакомплекса "Кинжал". Также с Минобороны заключен контракт на приобретение шести новых легких МиГ-35. Эти самолеты, как убеждают разработчики, похожи на своих предшественников МиГ-29 только внешне.

МиГ-31


Фото: migavia.ru

Двухместный истребитель-перехватчик МиГ-31, разрабатывавшийся под названием Е-155МП, стал первым в нашей стране самолетом четвертого поколения. Работа над этим проектом стартовала в 1968 году. Будущий перехватчик должен был поражать целый ряд воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником маневра и активного противодействия. Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР).

Два двухконтурных двигателя Д-30Ф6 смогли обеспечить самолету высокую максимальную скорость, соответствующую числу Маха 2,83 (на малой высоте – 1500 км/ч), и большую дальность полета.

Прототип Е-155МП впервые поднял в воздух 16 сентября 1975 года летчик-испытатель Александр Федотов. Шестого мая 1981 года самолет под обозначением МиГ-31 в составе комплекса перехвата С-155М был принят на вооружение истребительной авиации войск ПВО страны.

О модернизации самолета, который первый раз оторвался от земли 44 года назад, заговорили давно. Двадцать лет назад был представлен вариант модернизации МиГ-31БМ. Самолет получил новую компоновку кабины летчика и штурмана, обновленную радиоэлектронику, которая позволила опознавать и захватывать гораздо большее количество целей на более дальних расстояниях. На МиГ-31БМ установлена новая система управления вооружением и радиолокационные станции, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно. Кроме того, этот самолет способен выполнять функции воздушного контрольного пункта.

Модернизация самолетов до версии МиГ-31БМ ведется на нижегородском заводе "Сокол" с 2011 года. В 2013 году первая пара обновленных самолетов заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область).

С тех пор Минобороны РФ раз в несколько месяцев сообщает о поступлении с заводов одного-двух модернизированных перехватчиков или об их участии в каких-либо учениях. Однако не решен принципиальный вопрос – что ждет семейство "тридцать первых" в будущем, через 10-15 лет.

В 2017 году экс-главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев говорил о том, что по решению министра обороны 53 самолета МиГ-31 "взяли из числа сверхштатных и поставили на завод, чтобы снова поднять их на крыло". В 2016 году ВКС получили 17 обновленных самолетов, в 2017-м – более 20. По словам Бондарева, существующему парку МиГ-31 продлили срок жизни на пять лет, а некоторым самолетам и на семь — до 40 лет.

В марте 2018 года президент РФ Владимир Путин сообщил о гиперзвуковом авиационном ракетном комплексе "Кинжал". Уже 9 мая того же года два истребителя МиГ-31К, оснащенные этим оружием, впервые приняли участие в авиационной части парада Победы в Москве. "Кинжал" предназначен для уничтожения наземных и морских целей, его технические характеристики, разумеется, не раскрываются. Доработанные самолеты-носители комплекса "Кинжал", по заявлению президента, существенно "нарастили свою мощь", но сколько боевых машин строя уже переоборудовано и сколько еще получат индекс "К", остается только догадываться. 

В России давно обсуждается создание самолета на смену МиГ-31 – перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП). Научно-исследовательская работа по ПАК ДП уже идет, однако ее сроки, в отличие от ПАК ДА, даже не уточняются. В конце 2018 года генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков говорил журналистам, что все материалы по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата на смену МиГ-31 были переданы в Минобороны. Ведутся ли сейчас какие-либо дальнейшие работы по этой программе, не сообщалось.

МиГ-29


Фото: migavia.ru

Другим боевым самолетов четвертого поколения, к разработке которого ОКБ им. А.И. Микояна приступило в 1970 году, стал легкий фронтовой истребитель МиГ-29. Он должен был принять у МиГ-21 и МиГ-23 эстафету основного истребителя ВВС Советского Союза и превосходить по летно-тактическим характеристикам в воздушных боях новейшие в то время американские истребители F-15 и F-16. Основными особенностями МиГ-29 стали использование интегральной аэродинамической компоновки, при которой фюзеляж выполнен несущим и создает до 40% общей подъемной силы, перспективной силовой установки из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33, современной системы управления вооружением, а также новых управляемых средств поражения. 

Первый полет на прототипе МиГ-29 ("9-12") выполнил 6 октября 1977 года летчик-испытатель Александр Федотов. На вооружение МиГ-29 был принят в 1987 году.

В начале 2000 годов были разработаны новые варианты модернизации истребителя МиГ-29: МиГ-29СД, МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ. Наиболее совершенный из них – МиГ-29СМТ – это многофункциональный истребитель с открытой архитектурой авионики и современной бортовой РЛС. Удалось также существенно увеличить летный ресурс и срок службы строевых "мигов", к тому времени разменявших первый десяток.

В январе 2007 года совершил первый полет опытный экземпляр корабельного истребителя МиГ-29КУБ, а уже в следующем году в небо поднялся первый серийный истребитель этого типа. По своим возможностям новые самолеты МиГ-29К/КУБ существенно превзошли опытный МиГ-29К, проходивший испытания в конце 1980-х годов. В сентябре 2009-го самолеты МиГ-29К/КУБ выполнили полеты с тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов". Партия этих истребителей позднее была поставлена Индии в составе авиакрыла нового корабля "Викрамадитья", модернизировавшегося на Севмаше в России.

Будет ли эффективно развиваться корабельное направление в семействе "мигов", покажет время. Сегодня единственный авианосец России "Адмирал Кузнецов" находится на ремонте и модернизации, и летчикам морской авиации остается проводить тренировки на суше.

В наши дни в начале сирийской кампании применялись и МиГ-29СМТ, подтвердив свою надежность и эффективность, заявлял журналистам генконструктор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков. 

Однако в России не так много авиачастей, которые летают на МиГ-29. Постепенный переход на тяжелые истребители Су-30 и Су-35, а также многофункциональные комплексы Су-34, способные применять всю номенклатуру ракетно-бомбового вооружения, ставит под сомнение дальнейшее интенсивное развитие программы истребителей легкого класса в России. При этом безоговорочно признается их исключительная маневренность, отличная аэродинамика и непревзойденные качества двигателей РД-33. Тем не менее, принцип "брать больше и лететь дальше", подтвержденный боевыми действиями в Сирии, диктует свои условия для истребительной авиации – и соответствующие размеры самолетов.

МиГ-29 на многих авиасалонах страны и мира с 1991 года демонстрирует авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи", которая базируется в подмосковной Кубинке. Правда, "Стрижей" уже несколько лет подряд обещают "пересадить" на новые истребители МиГ-35.

МиГ-35


Фото: migavia.ru

Это новейший многоцелевой истребитель поколения "4++", который является дальнейшим развитием самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. Начало летных испытаний и международная презентация машины состоялись в январе 2017 года, в декабре того же года завершились ее заводские испытания.

Первый контракт на поставку шести МиГ-35 до 2023 года был подписан заместителем министра обороны РФ Алексеем Криворучко и главой Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем 22 августа 2018 года на форуме "Армия-2018" в подмосковной Кубинке. Как сообщали источники в СМИ, Воздушно-космические силы (ВКС) России подпишут контракт на поставку очередной партии из 14 истребителей МиГ-35 в 2020 году.

Ранее источник ТАСС сообщил, что в 2018 году войска получили первые два МиГ-35УБ (учебно-боевые), еще четыре МиГ-35С (серийные) должны быть поставлены до 2020 года. Всего, соответственно, по двум контрактам в войска до 2023 года поступят 20 истребителей МиГ-35. Серийное производство этого самолета уже запущено.

Командующий ВВС - заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС) Сергей Дронов рассказывал, что государственные испытания нового легкого российского истребителя МиГ-35 планируется завершить в конце 2021 года. Он отмечалл, что МиГ-35 отличается от стоящих на вооружении истребителей Су-30СМ и Су-35С своей экономичностью. "Стоимость его летного часа примерно в полтора раза ниже, чем у современных самолетов семейства Сухих", - говорил Дронов.

Кроме того, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев сообщил о поступлении заявок от нескольких стран на покупку МиГ-35.

Истребитель создан для работы в зонах вооруженных конфликтов высокой интенсивности в условиях насыщенной и эшелонированной системы ПВО противника. Он способен выполнять сложные многоцелевые задачи в условиях непрерывно меняющейся оперативной и тактической обстановки над полем боя и поражать воздушные, наземные и надводные цели.

В день рождения своего ОКБ российская самолетостроительная корпорация "МиГ" опубликовала официальное сообщение, где говорится о том, что в России идут работы по созданию авиационных комплексов на базе скоростных беспилотных летательных аппаратов. "Предполагается, что разрабатываемые образцы авиационной техники будут иметь высокий боевой потенциал и смогут использоваться в единой системе как с самолетами МиГ-35, так и с другими авиационными комплексами", - говорится в сообщении.

С момента основания в ОКБ им. А.И. Микояна было разработано более 400 типов и модификаций самолетов и летательных аппаратов. Общий объем выпуска самолетов "МиГ" серийными авиационными заводами превысил 55 тысяч экземпляров. На самолетах этого семейства установлено более 100 мировых рекорда скорости, высоты и скороподъемности. Сумеют ли новые проекты ОКБ Микояна совершить очередную революцию и занять достойное место в авиационной истории XXI века, покажет время.

История ОКБ

Коллектив Опытно-конструкторского бюро А.И. Микояна в кратчайшие сроки спроектировал и построил скоростной истребитель МиГ-1 и его более совершенную модификацию - МиГ-3. К началу Великой Отечественной войны они стали самыми массовыми новыми истребителями ВВС Красной армии.

Во время войны были также разработаны опытные истребители с выдающимися параметрами: по скорости - более 700 км/час, высоты - более 14 км и мощным вооружением. Однако, по настоящему талант А.И.Микояна и инженеров ОКБ раскрылся с появлением реактивной авиации. 

Выдающиеся проекты ОКБ А.И. Микояна:

- МиГ-9 - первый отечественный серийный реактивный истребитель;

- МиГ-15 - первый отечественный серийный реактивный истребитель со стреловидным крылом;

- МиГ-17 - первый отечественный серийный истребитель, превысивший скорость звука;

- МиГ-19 - первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель;

- МиГ-21 - первый отечественный серийный истребитель, превысивший две скорости звука;

- МиГ-23 - первый отечественный серийный истребитель с изменяемой геометрией крыла;

- МиГ-25 – самый скоростной и высотный в мире серийный истребитель (сохраняющий эту позицию до сих пор).

"МиГу" принадлежат достижения, достойные включения в книгу рекордов Гиннеса: по количеству реактивных истребителей марки "МиГ" – 55 тысяч, по количеству реактивных истребителей одного типа - построено более 17 тысяч МиГ-15, по количеству сверхзвуковых истребителей одного типа – построено более 10 тысяч МиГ-21.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют