публикации Ракеты «Martlet»: «Дикая кошка» получает свои «когти»

Ракеты «Martlet»: «Дикая кошка» получает свои «когти»

30 Июня 2020
7766

В мае этого года с вертолета Wildcat были произведены первые успешные пуски ракет «Martlet» (Lightweight Multi-role Missile – легкая многоцелевая ракета). Попробуем выяснить, заслуживает ли разработка этого средства вооружения пристального внимания, и какие новые возможности оно дает Королевскому военно-морскому флоту Великобритании.


Общие сведения

В 2008 году, в ответ на растущую угрозу со стороны «роя» пилотируемых, и беспилотных малых летательных аппаратов, особенно в зоне Персидского залива, Королевский флот Великобритании выпустил требования в отношении перспективного управляемого оружия класса «воздух-поверхность» (Future Anti Surface Guided Weapon - (Light) - FASGW(L) - «Управляемое оружие будущего класса «воздух поверхность», легкое»), являвшихся частью программы по замене легких противокорабельных ракет малой дальности Sea Skua, состоящих (с 1982 г. по 2017 г) на вооружении британских палубных вертолетов, в частности на многоцелевых вертолетах Lynx. 

Впервые британская компания Thales Air Defence (входящая в состав концерна Thales) обнародовала свою концепцию легкой многоцелевой ракеты (Lightweight Multi-role Missile -LMM) в 2007 году после того, как была отобрана, как отвечающая требованиям FASGW(L). Свое начало LMM берет в конструкциях, прежде состоящего на вооружении британской армии, ПЗРК Starburst, который впоследствии был заменен на Startreak. Следует отметить, что при разработке LMM, в них была включена большая часть технологий, используемых на Startreak,  

В апреле 2011 года министерство обороны Великобритании и Thales Air Defence подписывают первый контракт на разработку версии ракет LMM с лазерным наведением. В 2014 году, после наглядно продемонстрированных первых огневых испытаний, был размещен второй контракт стоимостью 48 млн фунтов стерлингов, в соответствии с которым требовалось изготовить 1000 таких ракет. Выпускавший ракеты завод Thales Air Defence в Белфасте обеспечивал, как минимум 60 рабочих мест. И хотя над проектом упорно трудилось множество людей, потребовалось более 10 лет, чтобы наконец-то это относительно простое, и уже разработанное средство вооружения, поступило в войска.

Несмотря на то, что ракеты первоначально приобретались для оснащения и использования с вертолетов, впервые они были испытаны ВМС Великобритании в открытом море, и были выпущены из орудийной установки калибра 30 мм. В июне 2019 года были проведены еще одни успешные испытания Martlet. Пуск ракет был произведен по кораблю условного противника с британского фрегата типа 23 HMS Sutherland. Однако, до сих пор не получено никакого официального подтверждения, касающегося того, будут ли судовые установки введены в эксплуатацию.


Оснащенный новыми крыльевыми узлами подвески и незаряженными ракетами вертолет Wildcat вовремя, проводимых в декабре 2019 г. в Йовиле, (Великобритания) испытаний с целью проверки управляемости и тактико-технических характеристик воздушного судна.

Первые боевые стрельбы ракетами Martlet были проведены во время наземных испытаний на, находящемся в Пембрукшире, полигоне Manorbier Range в марте 2019 года. В результате, по условным целям – находящимся на расстоянии примерно 4,5 км, малым судам противника, было выпущено шесть ракет Martlet, полностью интегрированных с турельной установкой с лазерной системой наведения L3 Wescam.

В период с 27 апреля по 21 мая 2020 года, несмотря на, наложенные в связи с пандемией COVID-19 ограничения, у побережья Уэльса на полигоне МО Великобритании Aberporth Range, прошли первые воздушные испытания Martlet. Весь процесс был зафиксирован, установленными на вертолете Wildcat, камерами с высоким разрешением. Полученные данные были переданы для проведения последующего анализа.


Выработка двигателя первой ступени происходит за 0,3 секунды, не создавая опасных моментов для вертолета. Ракета находится уже достаточно далеко от воздушного судна, прежде чем происходит воспламенение двигателя второй ступени. Необычным для управляемой ракеты является то, что в полете она вращается вокруг своей оси.

У Martlet герметичный цилиндрический корпус. Они могут храниться до 15 лет, не требуя какого-либо технического обслуживания. Поскольку вес ракеты совсем небольшой, подвесить ее на Wildcat можно и вручную без специального погрузочно-разгрузочного оборудования. У ракеты нет отдачи при запуске. Изящный, обтекаемой формы корпус позволяет ей развивать скорость до Mach 1,5 и поражать небольшие цели на расстоянии до 8 км. Боеголовка состоит из кумулятивного заряда двойного действия и осколочно-фугасной боевой части. Отличительной чертой Martlet является то, что в зависимости от типа задачи, возможен один из трех вариантов подрыва: непосредственно при ударе, на конкретной высоте, или с задержкой по времени.

Наведение Martlet осуществляется посредством полуактивной лазерной системы наведения. Перед захватом цели, находящийся на борту Wildcat наблюдатель, направляет лазерно-лучевую систему наведения на цель, используя для этого камеру со стабилизацией EO, и автоматический лазерный целеуказатель. С носовой турели, оснащенной системой визуализации L3 Wescam MX-15Di Active Laser Generation Unit (ALGU) передает кодированный низкоэнергетический пучок. После запуска, два, установленные в хвостовой части, приемника обнаруживают энергию лазерного излучения и захватывают цель на автоматическое сопровождение. Судя по всему, система способна поражать только одну цель за раз, при этом каждая ракета должна уничтожить цель в течение нескольких секунд. Система наведения по лазерному лучу практически невосприимчива к помехам и средствам радиоэлектронной борьбы. Martlet – это модульная ракета класса «воздух-поверхность», которая может быть оснащена инфракрасной головкой самонаведения, что в свою очередь позволяет увеличить скорость стрельбы. Кроме того, в зависимости от поставленных задач, можно поменять модуль боевой части ракеты на другую боеголовку для обеспечения различных взрывных эффектов.

Теоретически, ракеты Martlet могут выполнять задачи ракет класса «воздух-воздух», хотя обычно, тактика, применяемая вертолетами, столкнувшимися с ЛА противника - «избегать», а не вступать в бой. В принципе, они могут использоваться и на суше, выполняя задачи, как по подавлению огневых средств противника, так и по нанесению ударов по легкобронированной технике противника.


Узел подвески вооружения

В 2014 году компания Leonardo получила контракт стоимостью 90 млн фунтов стерлингов на разработку так называемого «Weapon Wing», крыла, под которым можно подвесить боеприпасы. После проведенных испытаний, узел подвески был интегрирован на вертолеты Wildcat(введенные в эксплуатацию в 2015 году) для крепления ракетного вооружения, в частности легких и тяжелых ракет FASGW.

Необходимые крепления и электропроводка будут установлены на всех 28, состоящих на вооружении Королевского флота Великобритании вертолетах Wildcat.  Стоит отметить, что крыльевые узлы подвески вооружения, можно легко снять, когда в них отпадает необходимость. Однако, пока не ясно, сколько комплектов крыла для подвески вооружения будет поставлено в общей сложности. 

В начале 2018 года Leonardo представила первые изображения базовой конструкции неаэродинамического носителя вооружения, которая впоследствии была значительно усовершенствована.  Изготовленные из алюминиевого сплава и композиционного материала из углеродного волокна крылья, способны создавать с каждой стороны, выполняющего горизонтальный полет вертолета, аэродинамическую подъемную силу до 360 кг, что в свою очередь способствует уменьшению дополнительного лобового сопротивления и потребности в топливе при переноске оружия. 02 июля 2019 года в Йовиле (Yeovil) начались летные испытания (первоначально в аэродинамической чистой конфигурации, на различных скоростях и высотах), чтобы определить какое влияние все это оказывает на летно-технические характеристики воздушного судна.  

У «крыла» четыре узла подвески вооружения. Что касается его аэродинамических характеристик, то они гораздо выше характеристик носителей вооружения, установленных на британских многоцелевых вертолетах Westland Lynx. Все это вместе взятое позволяет вертолетам Wildcat переносить 20 ракет Martlet (в четырех грузовых корзинах по пять боеприпасов) или 10 ракет Martlet (в двух грузовых корзинах по пять боеприпасов) с двумя легкими противокорабельными ракетами Sea Venom, либо просто 4 противокорабельных ракеты Sea Venom. Пока не ясно, будут ли разнородные боеприпасы переноситься во время боевых вылетов или это будет только лишь обоснованное тактическое требование, поскольку способы и цели поражения для указанных выше ракет существенно отличаются. (Вертолеты Lynx могли одновременно переносить противокорабельные ракеты Sea Skuas и легкие противолодочные торпеды Sting Ray. Однако эксплуатационным требованием это никогда не являлось). 

Как уже говорилось выше, «Martlet» это легкая многоцелевая ракета, полностью соответствующая своему обозначению, поскольку весит всего 13 кг.  Вес же полного, состоящего из 20 ракет комплекта, будет равен примерно 260 кг.  Для сравнения, ракеты «SeaVenom» намного тяжелее (вес каждой равен 120 кг). Следовательно, подвешенный из четырех ракет комплект, добавит еще 480 кг веса. На высокой скорости, создаваемая крылом подъемная сила, с лихвой компенсирует вес груза, поможет уменьшить расход топлива, и напряжение на втулку несущего винта. Конечно же, перемещение боеприпасов на наружной подвеске в какой-то степени скажется на маневренности вертолета, его скорости и дальности полета. Однако стоит отметить, что вертолеты «Wildcat» изначально разрабатывались с учетом оснащения их современными мощными двигателями, с запасом на добавочную нагрузку и для выполнения полетов на больших высотах в условиях высоких температур.


Оперативно-тактические вопросы

После того, как в 2021 году ракеты Martlet будут объявлены достигшими «начальной эксплуатационной готовности» (Initial Operating Capability) впереди еще останется много работы. Ожидается, что противокорабельные ракеты «Sea Venom» будут приняты на вооружение в 2022 году. Но полной эксплуатационной готовности вышеупомянутых ракет можно ожидать не раньше 2024 года. На стандартные рабочие процедуры, разработку основных принципов боевого применения, а также на полную наземную и летную подготовку членов экипажа к полетам с новым видом вооружения уйдет еще три года. 

Безусловно, ракеты Martlet предоставят королевскому флоту Великобритании гораздо больше возможностей, особенно, когда дело касается, так называемых «swarm attacks» (атак «роев»). Но поскольку это новый, вводимый в эксплуатацию, тип оружия, существует масса требующих решения вопросов. В районах повышенной опасности, вооруженный ракетами Martlet вертолет Wildcat, находясь на палубе военного корабля в полной боеготовности, сможет среагировать на быстро развивающуюся ситуацию. Перед находящимися на палубах фрегатов и эсминцев вертолетами стоят также и другие задачи, включая ведение противолодочного наблюдения, организацию противолодочной обороны и общие обязанности по транспортировке. После установки на вертолеты крыла для подвески ракетного вооружения не осталось места для крепления вертлюжной установки для авиационного крупнокалиберного пулемета Browning50Cal M3M, который, в ряде случаев может быть более универсальным и подходящим оружием. Ангарные мощности в кормовой надстройке эскадренных миноносцев типа 45 (Type 45 destroyers) и фрегатов типа 26 (Type 26 frigates) рассчитаны на два вертолета «Wildcat». Возможно вполне целесообразно иметь один, готовый к борьбе с надводными целями, оснащенный ракетами Martlet/Sea Venom вертолет «Wildcat», поддерживаемый вторым, выполняющим другие задачи, воздушным судном. При взаимодействии с Авианосной ударной группировкой (Carrier Strike Group) было бы интересно выяснить, эксплуатируются ли Wildcatsнепосредственно с авианосцев, или сопровождаются эскортом, который образует оборонительный кордон вокруг авианосца.   

Как показывает практика, флот малых боевых кораблей может держаться вполне невинно, лишь в последний момент (еще до того, как вертолет успеет подняться в воздух)  переходя на  массированные удары. Иранские катера частенько «досаждают», находящимся в Персидском заливе, боевым кораблям коалиции, проплывая в непосредственной близости от них. Однако несмотря на то, что для «Martlet» и автоматической 30 мм пушки они являются «легкой добычей», командиры кораблей всегда стараются не обострять ситуацию, не давая конфликту в «серой зоне»» перерасти в реальные боевые действия. Хотя у вертолетов есть преимущество в скорости, маневренности, хорошем обзоре и способности обнаруживать и поражать цель на гораздо более безопасном расстоянии от корабля, наличие на фрегатах и эсминцах, интегрированных в дистанционно-управляемые боевые модули, ракет Martlet,  имеет место быть, поскольку их можно использовать, как еще один «слой» ближней обороны. В качестве оружия, предназначенного в первую очередь для противодействия ассиметричным угрозам, наиболее сложной проблемой для экипажа Wildcat, вооруженного ракетами Martlet, возможно будут  Правила ведения боевых действий и принятие моментальных решений, касающихся  того, производить пуск ракет или нет.

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют