публикации Ми-26 для Арктики и другие вертолетные новинки

Ми-26 для Арктики и другие вертолетные новинки

28 Июля 2020
264

Пока российский оборонно-промышленный комплекс оживает после «ковидной спячки» и готовится к форуму «Армия-2020», информационное пространство несколько дней подряд было заполнено новостями про новинки вертолетостроительной отрасли. И это неудивительно – в подмосковных Панках и других интересных местах нашей необъятной Родины проходят испытания новые винтокрылые машины военного назначения.

Ми-8АМТШ-ВН


Фото: Олег Подкладов.

Этот транспортно-боевой вертолет – достойный продолжатель славного милевского семейства. И если его гражданский «брат-близнец» Ми-171А2 наворочен как  Rolls-Royce, то «восьмерку» в комплектации АМТШ-ВН можно сравнить с Bentley Bentayga – вроде бы внедорожник, но самый дорогой в мире.

Контракт на поставку первых 10 транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан» был подписан между Минобороны РФ и холдингом «Вертолеты России» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019». Эта машина предназначена для российских сил специальных операций и создана с учетом опыта боевых действий в Сирии.

Генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский в беседе с журналистами сообщил, что долгожданные испытания «Сапсана» наконец-то начались. Судя по добыче споттеров на форумах, летающую машину можно увидеть в Подмосковье, где расположен Национальный центр вертолетостроения им. М.Л.Миля и Н.И.Камова.

«Спасан» будет проходить испытания как минимум до конца года. Скорее всего, литеру «О1» ему присвоят либо совсем «под елочку», либо в начале 2021 года. Серийное производство будет вестись на Улан-Удэнском авиационном заводе.

Чем же так хорош наследник старой доброй милевской «восьмерки»? Во-первых, у него полностью обновлена несущая система: Ми-8АМТШ-ВН получил новый несущий винт, рулевой X-образный винт и обновленную трансмиссию. Вертолет оснащен турбовальными двигателями ВК-2500-03 с улучшенными высотно-климатическими характеристиками. Цифровая система управления типа FADEC (электронная система управления двигателем с полной ответственностью) позволит увеличить ресурс «горячей» части силовой установки и повысить ее запас газодинамической устойчивости. На обслуживание двигателей летно-технический состав будет тратить меньше времени, обещают двигателисты. 

Во-вторых, для повышения боевой живучести ВН оснащен цифровым автопилотом, бортовым комплексом обороны, который в автоматическом режиме распознает пуск ракет по вертолету. Кабина экипажа и основные агрегаты вертолета защищены новой броней из титанового сплава, для защиты личного состава пол грузовой кабины, а также борта вертолета до уровня иллюминаторов закрыты съемной облегченной кевларовой броней.

В-третьих, «начинка» вертолета включает в себя новое пилотажно-навигационное оборудование, гиростабилизированную оптико-электронную систему, поисковый прожектор с инфракрасным излучателем и двухдиапазонное светотехническое оборудование. По заверениям разработчиков, Ми-8АМТШ-ВН адаптирован под применение очков ночного видения. Сочетание классических «будильников» - аналоговых приборов, а также элементов «стеклянной кабины» также должно, по мысли конструкторов, не слишком сильно раздражать летчиков, а в случае  непредвиденных обстоятельств также повышать шансы на спасение экипажа и машины.

Но главная изюминка этого «летающего танка» - новое управляемое ракетное вооружение. По данным из открытых источников, еще предыдущая версия вертолета – Ми-8АМТШ – должна была вооружаться новым универсальным ракетным комплексом «Гермес-А» с дальностью поражения целей до 20 км.

Помимо управляемых ракет, Ми-8АМТШ-ВН вооружен до зубов блоками неуправляемых реактивных снарядов, крупнокалиберными пулеметами, подвесными контейнерами с авиационными пушками и автоматическими гранатометами.

Вертолет уже демонстрировался на многих российских выставках, включая даже HeliRussia. Увидеть «Сапасана» в ближайшее время можно будет на выставке «Армия-2020» в подмосковном парке «Патриот». Скорее всего, после постановки в серию военные его перекрасят, но пока опытная машина выглядит изумительно в своей пиксельной ливрее темно-зеленого цвета. 

Ми-26Т2В


Следующее заявление Андрея Богинского касалось самого большого военно-транспортного вертолета в мире. Военные уже давно ждут Ми-26Т2В, который является дополненной и улучшенной версией строевой «двадцать шестой» машины.

Итак, по словам главы российского вертолетного холдинга, модернизированный вертолет Ми-26Т2В будет готов к серийному производству в начале 2021 года. Изменения, в основном, коснулись радиоэлектронной начинки этого гиганта. 

От базовой модели Ми-26 новый вертолет отличается современным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), который значительно упрощает пилотирование. Кроме того, он позволяет в автоматическом режиме выполнять полет по маршруту, выход в заранее заданную точку, заход на посадку, а также предпосадочное маневрирование и возврат на основной или запасной аэродромы. Иными словами, строевая братия, летающая на Ми-26, получит полноценный автопилот, заметно облегчающий жизнь и повседневные полеты «по коробочке». 

Ми-26Т2В также получил новый бортовой комплекс обороны «Витебск», не только обнаруживающий факт угрозы вертолету, но и противодействующий атакующим средствам с инфракрасными головками самонаведения. Впрочем, выбрасывателем тепловых ловушек нынче никого не удивишь – главное, чтобы система мгновенно отслеживала сам факт наведения на вертолет вражеского оружия.

Одну из главных, на наш взгляд, новинок Ми-26Т2В незаслуженно обходят стороной. Это новые ударогасящие кресла экипажа – такие же, как, например, на Ми-28Н. Амортизационные вертолетные кресла, созданные в НПП «Звезда», способны погасить значительную ударную нагрузку при аварийной посадке. Например, кресло «Памир», устанавливаемое в кабины «Ночных охотников», способно погасить удар до 15 g при ударе вертолета о грунт. 

Способен «двадцать шестой» работать и с очками ночного видения. Сейчас опытная машина находится в Ахтубинске, где ждет возобновления летных испытаний. Военные и летчики-испытатели Национального вертолетного центра будут работать на нем приблизительно до конца этого года.

Арктический Ми-26

Но самая главная интрига заключается в том, будет ли на основе военного Ми-26 создан арктический вариант вертолета. Решение об этом военные должны принять по итогам государственных совместных испытаний Ми-26Т2В. Богинский сообщил, что такие работы обсуждаются и с МЧС.

Чем будет отличаться арктический вариант от базовой версии? Пока открытых данных об этом немного, но в принципе, все решения так или иначе лежат на поверхности. Из-за низких и экстремально низких температур в Заполярье, основная мука инженерного состава и летчиков всегда заключается в предварительном прогреве машины перед запуском. Следовательно, конструкторы наверняка пойдут по пути установки дополнительных элементов подогрева для двигателей, трансмиссии, горюче-смазочных материалов и аппаратных блоков в кабине.

Также придется утеплить грузовой отсек и – вполне возможно – установить сантехнический модуль хотя бы в гражданской версии вертолета. Ведь обзавелся же вместительным туалетом военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Почему и бы и в самом большом в мире вертолете, летающем на дальность более 500 км с загрузкой в 15 тонн, не предусмотреть утепленный «полярный горшочек»?

Обновленный «Аллигатор»


Вертолетостроители с нетерпением ожидают форума «Армия-2020» еще и потому, что на форуме этого года, как ожидается, будет заключен контракт на модернизацию строевых вертолетов Ка-52. Здесь официальных подтверждений пока нет, но учитывая ранее сделанные заявления, есть все основания для скрепления ранее достигнутых договоренностей.

В прошлом году был подписан контракт на выполнение ОКР по совершенствованию систем вооружения и наведения Ка-52, а также улучшению отдельных элементов конструкции самого летательного аппарата. Военные потребовали увеличить дальность применения управляемого вооружения с Ка-52, усовершенствовать его оптико-электронные системы и повысить эксплуатационные характеристики. 

При этом многие решения по модернизации уже прошли проверку реальными боевыми условиями в Сирии. По итогам большой модернизации, Ка-52М станет более зорким и точным. Испытания и доводка опытных образцов до серии запланированы на ближайшие два года.

А с учетом недавно заложенных в Керчи универсальных десантных кораблей проекта 23900 «Прибой» «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», можно надеяться, что и морская версия Ка-52К обретет новую жизнь.

Фото: Вертолеты России

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют