публикации Японское «чудо-оружие»

Японское «чудо-оружие»

25 Августа 2020
473


Опытный истребитель бомбардировщик Nakajima Kikka («Цветок апельсина»), выставленный в Центре Стивена Удвара-Хази

Представьте себе 1945 год, где события развиваются не по хорошо известному, исторически сложившемуся, а совсем другому, альтернативному сценарию: Идет Вторая мировая война. Проводимая США, кампания стратегических бомбардировок набирает обороты, поскольку попытки американцев разрушить портовую и промышленную инфраструктуру противника наталкиваются на все более решительное его сопротивление. Совершенно неожиданно американские войска сталкиваются с совершенно новыми, представляющими нешуточную опасность «иноземными» самолетами. Поколение экзотических, обладающих высокими летно-техническими характеристиками, винтовых самолетов, бросает вызов самым лучшим, выпускавшимся в Америке в то время, самолетам. И пока, принципиально новые, оснащенные реактивными и ракетными двигателями истребители, вносят смуту в ряды американских бомбардировщиков и истребителей, новейшие управляемые ракеты наносят безжалостные удары по странам - членам антигитлеровской коалиции. Так неожиданно появившееся, едва ли ни в последнюю минуту, «чудо оружие» не только меняет ход войны, но и угрожает продлить эту, длящуюся уже не один год, беспощадную, сопровождающуюся гибелью огромного числа людей, войну, а может даже и свести на нет, то, что многие уже считали решительной победой Союзников. Кто-то может подумать, что все это относится к технологически развитой Германии, вокруг которой многочисленные историки так любят моделировать ситуацию, рассказывая, «что было бы, если бы…». Нет. На самом деле речь идет о Японии. И вопрос стоит ставить следующим образом: «Что было бы, если бы, спроектированное Японией, новое оружие в достаточном количестве поднялось бы в небо, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.             

К счастью для союзников, описанного выше сценария не произошло. На поверку, Япония испытывала острый дефицит в сырье, квалифицированной рабочей силе и времени. Несмотря на это, в последние месяца войны, в надежде остановить неумолимо наступающих союзников Второй мировой войны, в стране разрабатывалось множество перспективных летательных аппаратов. Столкнувшись с угрозой, исходящей от американских истребителей и бомбардировщиков, японские авиастроители в первую очередь стремились не только модифицировать существующие конструкции ЛА, но и создать новые самолеты, в которых использовались бы мощные двигатели с турбонаддувом, сопоставимые с лучшими американскими, или даже превосходящие их. У Сухопутных войск Императорской Японии уже стоял на вооружении одноместный цельнометаллический истребитель Nakajima Ki-84 (кодовое название «Frank»), не уступавший американскому одноместному истребителю дальнего радиуса действия North American P-51 Mustang, и активно использовавшийся японцами в Китае и на Филиппинах. Но, чтобы противостоять растущей, исходящей от антигитлеровской коалиции (и в первую очередь - от американских тяжелых бомбардировщиков дальнего действия Boeing B-29 «Superfortress», наносивших удары в самое сердце страны) угрозе, Японии требовались более совершенные самолеты. 

Перспективные винтовые самолеты 

Чтобы иметь возможность ответить на вызов, авиастроительная компания Nakajima AircraftCompany сосредоточилась на разработке и подготовке для серийного производства Ki-87 – высотного истребителя, который должен иметь мощное вооружение, приводиться в движение одним двигателем (оснащенным системой с турбонаддувом)  мощностью 2400 л.с. Максимальная скорость, которую мог бы развить самолет должна быть не менее 440 миль/ч (708 км/ч). Однако, проблемы, возникшие, с двигателем, привели к тому, что серийное производство самолетов было отложено. В итоге, был выпущен лишь один прототип Ki-87. Между тем, Tachikawa (другая авиационная строительная компания Японии) ведет разработки Ki-94-II - аналогичного истребителя, предполагаемая максимальная скорость которого – 450 миль/ч (724 км/ч). Поскольку выглядело это весьма многообещающе, был сделан заказ на производство 18 опытных Ki-94-II. Однако, первый полет был запланирован лишь на 18 августа 1945 года (т.е. три дня спустя после капитуляции Японии).

Истребитель Kyushu J7W1 Shinden («Сотрясающая молния»), ориентировочно 1945 г

Другие компании, такие, например, как Kawasaki и Mitsubishi также не теряли времени даром. В тот период, как в стадии постройки, так и в виде «бумажных проектов» находилось много других перспективных винтовых истребителей. Но, пожалуй, самая необычная схема ЛА была у, построенного для Императорского флота Японии, истребителя Kyushu J7W1 Shinden(аэродинамическая схема «утка», при которой у ЛА горизонтальное оперение расположено впереди основного крыла), приводимого в движение шести лопастным толкающим винтом. С располагавшимся в задней части гондолы двигателем, и рулем высоты (в передней части), J7W1 был единственным самолетом, такой аэродинамической схемы, заказ на производство которого, во время Второй мировой войны был сделан кем-либо из воюющих сторон. Идея такой необычной компоновки принадлежала капитану технического штаба японского флота Цуруно Масаёси (Masaoki Tsuruno), который надеялся, что впоследствии, поршневой двигатель с толкающим винтом будет заменен на радиальный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-43 12 (MK9D) мощностью 2130 л.с. Как бы то ни было, но в июне 1944 года было выдано разрешение и начались работы над столь необходимым высотным истребителем, в котором так отчаянно нуждалась Япония. Десять месяцев спустя был готов первый прототип (всего их было построено два). К сожалению для Японии, из-за проблем, связанных с вибрацией двигателя и сильным реактивным моментом винта, летные испытания были отложены до начала августа 1945 года. При предполагаемой максимальной скорости 466 миль/ч (750 км/ч) Shinden мог бы стать сильным противником, а уж оснащенный реактивным двигателем (модификация J7W2), и тем более.


11 августа 1945 г. Истребитель-бомбардировщик Nakajima Kikka («Orange Blossom») перед своим вторым (но прерванным) полетом. В кабине находится летчик-испытатель Lt. Cmdr. Susumu Takaoka. Перед крылом и сзади, недалеко от хвоста, видны члены обслуживающей технической команды.

Турбореактивный двигатель Технологии

Создается впечатление, что в процессе разработки самолета не было области, в которой японские конструктора не хотели бы что-то подкорректировать или изменить. Не стали исключением и технологии, используемые при создании турбореактивного двигателя. В сентябре 1944 года начались работы по проектированию Nakajima Kikka – опытного турбореактивного самолета ВМС Императорской Японии, конца Второй мировой войны. Напоминавший по очертаниям Messerschmitt Me 262, Kikka был миниатюрнее и имел складное крыло, что позволило бы скрыть базирование самолетов, спрятав их в горных районах и пещерах. Когда стало понятно, что турбореактивный двигатель Ne-12 не может обеспечить достаточную тягу, изобретательные конструктора, основываясь исключительно только на фотографиях немецкого турбореактивного двигателя BMW 003, спроектировали и построили свой турбореактивный двигатель Ne-20, который и был установлен на Kikka. Оснащенный двумя силовыми установками, вырабатывающими тягу в 475 кг (каждая), самолет мог развивать максимальную скорость, равную 435 миль/ч (700 км/ч). Первый полет Kikka состоялся 07 августа 1945 года (еще один пример того, что все произошло слишком поздно). Был построен и второй прототип, который так никогда и не взлетел, как и 18 других машин, находившихся на различных стадиях сборки. Планировалось создание и более «быстрой» модификации, оснащенной двумя более мощными двигателями Ne-130, каждый из которых вырабатывал тягу в два раза большую, чем его предшественник. Однако война закончилась еще до того, как были проведены испытания.


Реактивный истребитель Императорского флота Японии периода Второй мировой войны Mitsubishi MXY8 Akigusa («Осенняя трава»), прототип планера J8M Shusui, построенного в Dai-Ichi Kaigun Koku Gijitsusho.

Ракетные истребители-перехватчики

Потенциально, еще большую опасность для стран антигитлеровской коалиции представляла разработка истребителей-перехватчиков, оснащенных ракетными двигателями. В конце 1943 года у официальных лиц Японии вызвала беспокойство угроза, исходящая от американских тяжелых бомбардировщиков дальнего действия Boeing B-29 Superfortresses. Будучи осведомленными о том, что у Японии нет перехватчика, который мог бы атаковать B-29 на высоте более 30000 футов (9 км), находящиеся в Берлине, военные атташе Японии приобрели лицензию на производство в Японии принципиально нового немецкого ракетного истребителя-перехватчика Messerschmitt Me 163 и, устанавливаемого на нем, жидкостного ракетного двигателя Walter HWK 109-509. Me 163 могли не только летать со скоростью 596 миль/ч (959км/ч), (почти на 200 миль/ч (322 км/ч) быстрее, чем мог развить любой истребитель стран – участников антифашисткой коалиции), но и набирать высоту с поразительной скоростью- 10000 фут/мин (50,8 м/с). И хотя (из-за установленного инновационного двигателя) дальность полета самолета была не велика, и сам полет длился где-то 10 минут, Me 163, судя по всему, идеально подходил для решения проблем с B-29.

Отправить документацию и двигатель Walter HWK 109-509 было решено на двух подводных лодках, одна из которых была потоплена. В связи с этим, японцы получили в пользование лишь скудную техническую информацию. Несмотря на неудачу, в июле 1944 года была выдана спецификация на изготовление реактивного перехватчика. Компании Mitsubishi было поручено разработать собственную версию самолета. Получившийся самолет, стал продуктом совместной разработки армии и флота (его флотское обозначение - J8M, и армейское – Ki-200). Возглавил проект инженер Мидзиро Такасахи (Mijiro Takahashi).  К декабрю того же года был представлен планер аналогичной конструкции. Его испытания прошли успешно. Работы над первым опытным флотским самолетом J8M были завершены в июне 1945 года. Однако первый его полет окончился катастрофой. Тем временем война закончилась, внести какие-либо изменения в двигательную установку не успели, а ее модернизация, так и не была завершена.

Камикадзе

Начиная с октября 1944 года (во время освобождения Филиппин американскими войсками) и вплоть до окончания конфликта, страны антигитлеровской коалиции постоянно сталкивались с новым смертоносным и эффективным «оружием» - камикадзе. Сотни японских летчиков, чтобы нанести ощутимый удар противнику, вызвались добровольно пожертвовать своими жизнями, обрушив свой, снаряженный взрывчатым веществом, летательный аппарат на вражеские боевые корабли США и Великобритании. По сути, камикадзе – это самолет-снаряд, управляемый «живым компьютером» - человеком. В большинстве случаев, для атак камикадзе использовались обычные истребители или бомбардировщики. Однако для этих целей, ВМФ Императорской Японии специально разработал Ohka Model 11 – «крылатую бомбу» с ракетным двигателем, которой управлял пилот-смертник. Поскольку у «Ohka» не было ни взлетных двигателей, ни посадочных шасси, в воздух его поднимал самолет-носитель (специально разработанная модификация бомбардировщика Mitsubishi G4M «Betty»), от которого он отделялся только тогда, когда находился в прямой видимости кораблей ВМФ США. Сброшенный бомбардировщиком «Ohka», планировал до момента стабилизации его пилотом и наведения на цель. После включения ракетных ускорителей, сближался с целью вплоть до столкновения, вызывавшего детонацию заряда. Справедливости ради стоит отметить, что лишь очень немногие «Ohka» когда-либо приближались к кораблям ВМФ США, поскольку барражирующие американские истребители, сбивали большинство «Betty» прежде, чем у них появлялась возможность запустить снаряд.

Реактивный самолет-снаряд японских камикадзе Kugisho MXY7 Ohka (Cherry Blossom) 22, представленный в аэрокосмическом центре Стивена Удвара-Хази (Steven F. Udvar-Hazy Center)

Чтобы решить эту проблему, ВМФ Императорской Японии дал распоряжение разработать самолет-снаряд повышенной дальности полета. Так на свет появилась вторая боевая модификация «Ohka», известная как Model-22 («Цветок вишни»). Переносить, оснащенный простейшим турбореактивным двигателем Tsu-11, «Ohka Model-22», должен был, выполнявший функции самолета-носителя, более быстрый, чем Betty, бомбардировщик Yokosuka P1Y1. Была надежда, что скорость P1Y1 и дополнительная дальность полета Model-22, позволят производить пуск самолетов-снарядов вне зоны патрулирования палубных истребителей ВМФ США. Как бы то ни было, но, в итоге, было построено пятьдесят «Ohka Model-22».  Однако, ни один из них так и не был запущен. «Ohka Model-33» - представлявший собой улучшенный вариант «Ohka Model-22», должен был иметь более мощный турбореактивный двигатель Ne-20, обеспечивающий ему дополнительную скорость и дальность полета. В качестве самолета-носителя планировалось использовать, находившийся в стадии разработки, оснащенный четырьмя двигателями тяжелый бомбардировщик Императорского флота Японии G8N1 «Rita». Ни «Model-33», ни «Rita», также не успели закончить своевременно.


Nakajima Ki-115 Tsurugi - японский специализированный самолет для камикадзе периода Второй мировой войны. Вид справа

Крылатая фраза гласит: «Времена отчаяния требуют отчаянных мер». В то время как, авиационная промышленность Японии прилагает максимум усилий, пытаясь создать новый, технологически продвинутый самолет и наиболее перспективные, опять же, с технологической точки зрения, виды оружия, нехватка сырья и квалифицированной рабочей силы вынуждает, как отрасль, так и военных обратить внимание на более простые идейные концепции. Исходя из этого, в январе 1945 года Императорская армия Японии обязывает компанию Nakajima создать простой и легкий в сборке «самолет-смертник», который можно было бы поставить на поток и выпускать в достаточном количестве, необходимом для того, чтобы остановить грядущее вторжение участников антигитлеровской коалиции в Японию. Построенный из дерева и стали, допускающий оснащение его любыми, существующими на тот момент, радиальными двигателями, прототип Ki-115 Tsurugi был изготовлен всего лишь за три месяца. Он мог переносить авиабомбу весом 1700 фунтов (771 кг), и мог после взлета сбрасывать шасси, поскольку был рассчитан на полет только в один конец. На решение проблем, связанных с плохой и довольно сложной управляемостью ЛА при движении по земле, было отведено три месяца. В результате было построено 104 экземпляра, однако ни одному из них, так и не пришлось принять участие в бою.

Потенциальные возможности и потенциальный успех этого «чудо-оружия» были пугающими. Кто знает, что было бы, если бы эти самолеты-снаряды поступили на вооружение? Однако, «безжалостные» бомбардировки B-29, проведенная странами антигитлеровской коалиции кампания по минированию важных для снабжения японских островов акваторий, а также необычайно успешная морская блокада, лишила Японию жизненно важных для нее запасов топлива и ресурсов, одновременно уничтожив японские заводы и инфраструктуру, что поставило под сомнение судьбу японского «чудо-оружия».

Центр Стивена Удвара-Хази. Экспозиция прототипа истребителя-перехватчика Kyushu J7W1 Shinden («Сотрясающая молния»)

Национальному музею воздухоплавания и астронавтики Смитсоновского института (TheSmithsonian’s National Air and Space Museum) посчастливилось сохранить несколько из этих, вызывающих такой острый интерес, самолетов. Среди представленных многочисленных японских экспонатов – единственно сохранившийся прототип истребителя перехватчика KyushuJ7W1 Shinden, последний опытный Nakajima Kikka, единственный самолет-снаряд Ohka Model22 и один, из четырех оставшихся, специализированных самолетов для камикадзе NakajimaTsurugis

вернуться назад

Комментарии отсутствуют