US-2: «Летающая лодка» Морских сил самообороны Японии

Вызывающие восхищение технологические традиции и перспективы на будущее.

На сегодняшний день, принадлежащие флоту Морских Сил самообороны Японии (the Japan Maritime Self-Defense Force - JMSDF) и нацеленные на выполнение поисково-спасательных миссий самолеты-амфибия, участвовали в более 960 поисково-спасательных операциях, благодаря чему были спасены жизни множества людей, в том числе диктора Дзиро Шимбо (Jiro Shinbo), и слепого мореплавателя Мицухиро Ивамото (Mitsuhiro Iwamoto), чья яхта перевернулась в Тихом океане 21 июня 2013 года. Новейшая модель US-2 считается лучшим в мире, разработанным с использованием самых передовых технологий, гидросамолетом.

Министерство обороны Японии дало официальное разрешение на использование данного воздушного судна в гражданском секторе. А поскольку правительство Японии рассматривает возможность послабления в Системе жестких самоограничений, касающихся правил экспортного контроля Японии над продукцией военного назначения, известной под названием «Три принципа» («Three Principles»), другие страны, (в число которых входит и Индия), проявляют заинтересованность в приобретении этих самолетов.

Область применения многоцелевых самолетов-амфибия ShinMaywa US-2 (как в Японии, так и во многих других странах) становится все шире (начиная с проведения полицейских операций, направленных на борьбу с незаконный рыболовным промыслом и наблюдения за морской средой, до оказания помощи при стихийных бедствиях). 02 августа 2013 года авторы статьи посетили, находящийся вблизи города Кобе (Kobe), принадлежащий компании ShinMaywa Industries завод Конано (Konan Plant), на котором выпускаются US-2. Там они получили подробные разъяснения, касающиеся не только производственного процесса, используемых технологий, конструктивных особенностей, летно-технических характеристик самолета, спроса на рынке, областей применения, но также технологических и эксплуатационных перспектив. Кроме того, 10 октября того же года они побывали на принадлежащей JMSDF авиационной базе Ацуги (Atsugi) и осмотрели, находящиеся в состоянии предварительной готовности самолет US-2 и побеседовали с членами экипажа. О результатах этого визита и своих впечатлениях они рассказывают ниже.

Эволюция японских «Летающих лодок» и поплавковых гидросамолетов

- Императорский флот Японии

Первым японским производителем самолетов (такого типа) была, основанная в 1918 г. компания Nihon Hikoki (Nippon Aircraft Manufacturing Co.). Два года спустя один из со-учредителей покинул ее, и основал компанию Kawanishi Machinery Co., которая в 1928 году была переименована в Kawanishi Aircraft Co. Компания стала пионером японской авиационной промышленности, и до конца Второй Мировой войны (1945 г.) выпустила 2862 самолета. Позднее, (в 1949 г.) она превратилась в ShinMaywa Industries, и специализировалась на выпуске, предназначенных для спасения людей на море, «летающих лодок» для Морских Сил самообороны Японии.

В годы войны, благодаря, разработанной, и не имеющей себе аналогов технологии, в части касающейся создания летающих лодок и поплавковых гидросамолетов, Kawanishi Aircraft Co. выпустила целый ряд поистине выдающихся военных самолетов, включая Kawanishi E7K (серийный разведывательный гидросамолет Императорского флота Японии времен Второй мировой войны), и одноместные цельнометаллические истребители-перехватчики берегового базирования ВМС Kawanishi N1K-J Shiden и Kawanishi N1K2-J Shiden-Kai. Так в чем же разница между поплавковым гидросамолетом и летающей лодкой? У первого, имеются, находящиеся под фюзеляжем поплавки для стоянки и передвижения, а также взлетов с поверхности воды и посадок на нее. Тогда как у летающей лодки поплавков нет, и фюзеляж выполнен в виде лодки, для обеспечения плавучести и быстрого перемещения по поверхности воды. Если сравнивать с поплавковыми гидросамолетами, то летающие лодки могут быть большими по размеру, что позволяет им перевозить большие грузы. Среди, разработанных во времена Второй мировой войны летающих лодок, Kawanishi H8K (чей первый полет состоялся в 1941 г.) по праву считается самой лучшей, из когда-либо созданных. Это был большой четырехмоторный моноплан цельнометаллической конструкции. Из трех Kawanishi H8K, переживших войну, один забрали ВВС США и отправили в Соединенные штаты Америки для ознакомления, где (по имеющимся сведениям) конструктора были поражены летно-техническими характеристиками самолета. Позже он был передан ВМФ США и законсервирован. А спустя 34 года (в 1978 г.), благодаря усилиям предпринятым частной, некоммерческой, предоставляющей гранты организацией Nippon Foundation, он был возвращен назад в Японию. Далее самолет находился в токийском Музее изучения моря (Museum of Maritime Science), а затем был перемещен в Музей авиабазы Каноя (Kanoya Air Base Museum).


Летающая лодка Kawanishi H8K

Созданием поплавковых гидросамолетов для Императорского флота Японии занимался и ряд других производителей. Одна уникальная модель, получившая название Seiran («Сэйран») была выпущена одним из крупнейших японских производителей самолетов периода Второй мировой войны компанией Aichi Kokuki (Aichi Aircraft Co.). Это был многоцелевой цельнометаллический гидросамолет ПЛ- базирования. Тактико-техническое задание Императорского флота Японии предусматривало размещение ЛА со сложенным крылом в ангаре подводного авианосца. В задачи самолета входило внезапное нанесение бомбовых ударов по вражеским базам. На завершающем этапе Второй мировой войны (июнь 1945 г.) субмарины с 10 самолетами Seiran, (и летчиками-камикадзе) на борту были направлены для выполнения специальной задачи, заключавшейся в нанесение удара по стоящим на якорной стоянке у атолла Улити (Каролинские острова), американским авианосцам. Покинув, находящуюся в порту Оминато (префектура Аомори ) военно-морскую базу, они взяли курс на юг Тихого океана. Однако война закончилось до того, как подводные авианосцы смогли добраться до места назначения, а, находящиеся на борту Seiran, так никогда и не смогли совершить своего боевого вылета. Эти самолеты также попали в «руки» ВВС США и один из них, в настоящее время, выставлен в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики (Вашингтон, округ Колумбия, США).


Гидросамолет» Сэйран» (Seiran)

- Летающие лодки Морских сил самообороны Японии

Компания Shin Meiwa Industry Co. (в дальнейшем переименованная в Shin Maywa Industries), став в 1949 году наследницей, создавшей H8K компании Kawanishi Aircraft Co., продолжила работу по разработке и выпуску самолетов. В 1967 году ею, для JMSDF, был создан прототип летающей лодки PX-S, который после проведения летных испытаний, был переименован в PS-1, и стал первой летающей лодкой нового поколения. В то время считалось, что обнаружить подводную лодку с помощью самолета оснащенного гидроакустической станцией было намного эффективнее (поскольку он мог гораздо быстрее добраться до цели), чем использовать для этого надводные корабли. В следствии чего, началось серийное производство PS-1. Однако, благодаря достижениям в области технологий обнаружения воздушных судов, спрос на такие ЛА стал падать. В настоящее время все PS-1 выведены из эксплуатации и больше не производятся.

Как бы то ни было, но в то время, Морские силы самообороны Японии, учитывая потенциал летающих лодок в части касающейся проведения поисково-спасательных операций, разместили заказ на производство компанией Shin Maywa летающих лодок US-1 (для использования в качестве поисково-спасательного самолета) и PS-1 (в качестве противолодочной модификации). Первая модель была завершена в 1975 году (и позже была заменена на, оснащенную более мощным двигателем US-1A). При разработке и производстве последнего варианта (модели US-2) использовались самые новейшие технологии. Самолет был оснащен компьютерной навигацией, стеклянной кабиной с полноцветными дисплеями и т.д.

Под морскими поисково-спасательными операциями подразумевается поиск, потерпевших кораблекрушение судов или севших на воду самолетов, и спасение членов экипажей. К счастью, ни один из принадлежащих JMSDF кораблей или самолетов ни разу сами не терпели бедствие в открытом море.

В задачи 960-ти, упомянутых выше, поисково-спасательных миссий с участием самолетов-амфибия Морских сил самообороны Японии входили поиск и спасение членов экипажей, потерпевших аварию рыболовецких и грузовых судов, или проведение операций по устранению аварий и транспортировке пострадавших после стихийных бедствий с удаленных, труднодоступных маленьких островов, не имеющих собственных аэродромов и кораблей в открытом море. При транспортировке экстренных пациентов, JMSDF использовали различную терминологию, чтобы различать тех, кого перевезли, с островов Огасавара (Ogasawara Islands), а кого с морских судов. В ходе последней операции был задействован флот из 7 самолетов-амфибия (два из которых были модификации US-1A, а остальные пять - US-2).


Противолодочная модификация летающей лодки PS-1

Самолеты-амфибия Морских сил самообороны Японии, предназначенные для выполнения поисково-спасательных работ.

- Характерные особенности и летно-технические характеристики US-2

Длина, разработанного специально для JMSDF самолета-амфибия US-2, 33,25 м, высота – 10,06 м, размах крыла – 33,15 м. Он оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями, имеет одну вспомогательную силовую установку, и уникальную систему управления пограничным слоем (boundary layer control, BLC), с приводом от дополнительного пятого двигателя. Система BLC необходима для управления и сглаживания воздушного потока на входе в воздухозаборники, и предназначена для обеспечения лучшей управляемости самолета на малых скоростях полета, в том числе при взлете и посадке. Для плавного взлета и посадки с/на водную поверхность скорость при наборе высоты и заходе на посадку должна быть ниже, чем на земле, из-за возможности повредить корпус судна, когда на него со всей силой обрушиваются волны или потоки воды. Разработанная компанией Shin Maywa BLC-технология позволяет самолету US-2 оставаться в воздухе при скорости ниже 50 узлов (92,6 км/ч). Максимальная же его скорость – 315 узлов (588,4 км/ч). Практическая дальность полета (4500 км) позволяет US-2 выполнять поисково-спасательные операции, как на далеко на север - в сторону южной оконечности Камчатского полуострова, так и далеко на юг в сторону острова Минданао (Филиппинский архипелаг), а также далеко на восток в сторону острова Минамитори (Minami-Torishima).

Ко всему прочему следует добавить, что US-2 способен совершать посадку в штормовую погоду при высоте волн 3 м, что по праву позволяет считать его одним из лучших летающих гидросамолетов в мире.

Сравнительная таблица технических данных самолетов амфибий


* источник www.shinmaywa.co.jp

Отличительные особенности US-2


* источник www.shinmaywa.co.jp

Новые модернизированные двигатели, применение герметичной кабины позволили увеличить скорость и расширить диапазон применения самолета US-2 по сравнению с предыдущей моделью US-1A. Эти усовершенствования увеличивают возможности применения самолета при спасательных операциях.


* источник www.shinmaywa.co.jp

- 71-я поисково-спасательная эскадрилья 31-го авиакрыла: «Готова к дежурству»

Принадлежащие JMSDF гидросамолеты, состоят на вооружении, имеющей штаб-квартиру на авиабазе Ивакуни (Iwakuni Air Base), 71 поисково-спасательной эскадрильи, входящей в состав 31-го авиакрыла. Эскадрилья располагает 7 гидросамолетами (пять US-2, и два US-1A). Экипаж каждого гидросамолета обычно состоит из 11 человек (2 летчика, 1 координатор поисково-спасательной операции, 2 специалиста по техническому обслуживанию и ремонту, 3 дайвера, 2 парамедика и 1 оператор средств обнаружения). Два из семи гидросамолетов базируются на авиабазе Ацуги (Atsugi) и готовы оказать незамедлительную помощь в любых, близлежащих к Японии, морских районах.

10 октября 2013 года авторы статьи побывали на авиабазе Ацуги, где встретились с членами экипажа, дислоцирующегося там US-2, среди которых был и командир 71-ой поисково-спасательной авиационной эскадрильи Commander Shinji Nakahara и попросили их рассказать о US-2, и стоящих перед ним задачах. Commander Nakahara - ветеран Морских сил самообороны Японии. У него за плечам 6500 часов налета, включая полеты на US-2 и P-3C (модификация, построенного по лицензии в Японии, берегового патрульного самолета Lockheed P-3 Orion, созданного на базе Lockheed L-188 Electra). На гидросамолете US-2 он является координатором поисково-спасательных операций (следует отметить, что на US-2 - командир самолета - это либо летчик, либо координатор поисково-спасательных операций).

Самолеты-амфибия Морских сил самообороны Японии постоянно находятся в состоянии готовности, что позволяет им подняться в воздух не позднее, чем через час после произошедшей на море аварии или какого либо другого инцидента. Фактически, (по словам Накахара) они могут вылететь уже через 30 минут, при условии, что основные двигатели находятся в состоянии готовности.

В год, 71-я авиационная эскадрилья осуществляет от 30 до 40 поисково-спасательных операций и операций по ликвидации последствий стихийных бедствий. Сам Накахара побывал в самых разных ситуациях и принимал участие во многих миссиях, к одной из которых относится транспортировка с островов Огасавара (Ogasawara Islands) преждевременно рожающей женщины. Давая интервью он отметил, что был вне себя от радости и горд за свою эскадрилью, когда позже женщина прислала ему благодарственное письмо за то, что они смогли доставить ребенка в целости и сохранности.

Поисково-спасательная команда JMSDF может осуществлять свою деятельность и в других странах. Выдающиеся качества US-2 демонстрировались, на проходившей в 2011 году в Брунее Международной выставке и конференции вооружения и военной техники BRIDEX-2011. По мнению Накахара, US-2, возможно даже когда-нибудь, примет участие и в крупнейших в мире международных военно-морских учениях стран Азиатско-Тихоокеанского региона RIMPAC (Rim of the Pacific Exercise), при условии, что появится возможность проведения совместных учений, в части касающийся проведения поисково-спасательных операций

Поддержка внутреннего производства воздушных судов и будущее «летающих лодок»

В условиях снижения спроса на внутреннюю оборонную продукцию, одной из основных задач, является обеспечение поддержки технологического и производственного потенциала, используемого для разработки и изготовления самолетов JASDF. Если тенденция продолжится, то, используемые для производства ЛА технологии и, производственные возможности, трудолюбиво «взращиваемые» японцами еще с довоенных лет также пойдут на спад. Все это происходит на фоне усиливающегося спроса на гражданские самолеты. По прогнозам за два десятилетия (в период 2008-2028гг) спрос на них достигнет 26000 ед. (стоимость которых оценивается в 300 трлн. Йен). Таким образом, если оказать поддержку в части касающейся перевода, разработанных, Министерством обороны военных самолетов для использования их в гражданских целях, можно будет остановить спад технологического и производственного потенциала. Сделанные, в 2010 году по данному вопросу, рабочей группой МО выводы, привели к тому, что в 2011 г. от вице-министра обороны (по административным вопросам) поступило уведомление, относительно процедур, которых следует придерживаться при таких преобразованиях. В этом же году компании Kawasaki Heavy Industries и Shin Maywa Industries подали ходатайство на разрешение раскрытия секретной информации, касающейся использования военных технологий для применения их в гражданских целях. Находящиеся на данный момент на стадии рассмотрения, послабления в Системах жестких самоограничений, касающихся правил экспортного контроля Японии над продукцией военного назначения, добавляют дополнительный импульс не только к возможности конверсии военного производства и использования его, в гражданских целях, но также и экспорту многофункциональных «летающих лодок».

У гидросамолетов есть огромное (перед другими ЛА) преимущество, касающееся способности взлетать и садиться на водную поверхность, что в свою очередь, чрезвычайно расширяет области их применения. Если в будущем появится спрос на гидросамолеты со стороны различных кругов, то это может стать стимулом к разработке новых технологий и появлению усовершенствованных моделей. Благодаря своей большой грузоподъемности, US-2 могут доставлять гуманитарную и медицинскую помощь на, не имеющие аэродромов, отдаленные острова, или в места, где аэродромы, в следствии стихийных бедствий, стали непригодными к эксплуатации. Эти гидросамолеты могут также перевозить грузы на, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации в море, корабли, и даже могут быть модифицированы для использования в качестве пассажирских самолетов в таких странах, как Индонезия и Филиппины. Разумеется, найдется применение таким самолетам и, в проводимых ООН, миротворческих операциях.

Одним из особенно перспективных использований «летающих лодок» является борьба с пожарами, возникшими в следствии крупных землетрясений или цунами, а также в горных районах, куда не могут добраться пожарные машины. Самолеты амфибия US-2 могут быть адаптированы для перевозки и распыления 15000 л воды. Это более, чем в пять раз, превышает объем воды (2700 л), переносимый, используемыми в настоящее время Пожарным Департаментом Токио, многоцелевыми вертолетами AS332 Super Puma. Во многих странах, для борьбы с лесными и городскими пожарами, имеется свой собственный парк самолетов (с крылом неизменяемой геометрии): в Канаде – 54, в Италии – 24, в Испании – 21, и 2 в, расположенной в Юго-восточной Азии, Малайзии. Организация Объединенных Наций стремиться создать систему международного сотрудничества в области тушения пожаров посредством авиации, и Японии, в ответ на эти инициативы, придется принимать соответствующие меры. В отличии от традиционно используемых для тушения пожаров самолетов наземного базирования с крылом неизменяемой геометрии, которым каждый раз (чтобы пополнить запас воды) необходимо возвращаться на базу, самолеты-амфибия могут пополнять баки для воды автоматически, скользя по поверхности моря или кого либо другого водоема, а затем оперативно возвращаться обратно, к месту тушения пожара. Поскольку при борьбе с пожарами на счету каждая минута, то решение использовать для этих целей самолеты-амфибия, конечно же будет гораздо более эффективным.

Выпущенный летом 2013 года полнометражный анимационный фильм режиссера Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) «Ветер крепчает» («Wind Rises»), в беллетризованной форме рассказывал о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси (Jiro Horikoshi), известного, как конструктора очень удачного истребителя Второй мировой войны Mitsubishi A6M “Zero” (одноместный цельнометаллический истребитель-перехватчик корабельного базирования Императорского флота Японии). Главный герой фильма, выживший во время, произошедшего в 1923 г., Великого землетрясения Канто (Great Kanto Earthquake) – самого страшного землетрясения в истории Японии, начинает по прошествии времени превращать самолеты из своих снов в реальность. И хотя сам фильм является вымыслом, в нем есть и правдивое зерно, касающееся того, что Япония - небольшая страна с многочисленным (в то время, малоимущим) населением, и слаборазвитой авиационной промышленностью, смогла объединить все свои ресурсы, чтобы создать одни из самых лучших самолетов в мире, к числу которых относятся и «летающие лодки». Самым последним воплощением этих традиций, начавшихся с создания H8K, стал самолет-амфибия US-2. Сейчас производство воздушных судов в Японии подкрепляется самыми современными технологиями, что позволяет стране совершенствовать продукты и отрасли производства и процветать за счет торговли. Все это является напоминанием о том, что ни в коем случае нельзя позволять техническому и технологическому потенциалу идти на спад.

Источник

Интересные факты

Отличительной особенностью японского самолета-амфибии US-2 является отличная мореходность. Этот самолет единственный в мире который может совершать взлет и посадку на воду при волнении моря в 5 баллов и высоте волн – 3 метра.

Комментарии отсутствуют