публикации Наполненное событиями прошлое и яркое настоящее легендарных "Яков"

Наполненное событиями прошлое и яркое настоящее легендарных "Яков"

5 Апреля 2017
352

Преобладающее число моделей учебных самолетов было разработано в стенах Конструкторского бюро им. А.С. Яковлева. Знаменитых Як-52 и Як-18 было выпущено несколько тысяч, и все они направлялись в летные училища и аэроклубы для обучения юных покорителей неба. На этих самолетах летали курсанты и лица, далекие от военной авиации.

Учебные самолеты стали визитной карточкой ОКБ им. А.С. Яковлева. В 30-х гг. XX века их выпуск стал необходимостью: создавались истребители нового поколения, и молодых летчиков надо было обучить управлению ими. Имеющийся на тот период аппарат У-2, созданный в ОКБ-51 Н.Н. Поликарпова, помочь в достижении поставленных целей не мог. Тогда разработку учебного самолета нового образца поручили перспективному авиаконструктору А.С. Яковлеву. В его профессиональном списке уже был успешный проект – маневренный спортивный самолет АИР. С новой задачей Яковлев справился не менее эффективно – в КБ были разработаны и выпущены большими партиями двухместный аппарат УТ-2 для начинающих летчиков и одноместный УТ-1 для курсантов, перешедших на более сложный уровень обучения.

УТ-2 впервые поднялся в небо в июле 1935 г. За 10 лет, с 1935 по 1948 год, он был выпущен более 7243 раз в нескольких модификациях. Первый полет на УТ-1 был зафиксирован почти годом позже – в мае 1936. В период с 1937 по 1939 годы заводские цеха выпустили 1240 аппаратов. В послевоенное время потребовались учебные самолеты с другими параметрами. Их разработка была вновь поручена Яковлеву.

На пути к успеху

Первое июльское утро 1955 года выдалось солнечным. На площадке аэроклуба выстроились в ряд самолеты Як-18. Несколько курсантов находятся в предвкушении своего первого полета. В самолете под номером шесть, несмотря на волнение, мечтает подняться в небо парень с обаятельной улыбкой. Он получает задание совершить один круговой полет. В кабину инструктора садится нач. летной части аэроклуба К. Пучик. Первое задание с блеском выполнено. Второе задание – посадить самолет с якобы отказавшим двигателем. И с этой задачей курсант справился на «отлично». На предложение Пучика совершить полет самостоятельно парень дал уверенное согласие. В тот день он еще два раза взмывал в воздух и приземлялся уже без страховки инструктора. А вечером поделился своими впечатлениями в письме для газеты «Боевой листок», выпускаемой Саратовским аэроклубом. В конце письма стоит подпись – Юрий Гагарин.


Спустя 6 лет этот молодой летчик прославится на весь мир, а самолет, на котором он провел первый самостоятельный полет, станет экспонатом местного музея.

Самолет за 4,5 месяца

Во время II мировой войны силы отечественной авиации были брошены на производство военных самолетов. На несколько лет выпуск учебных летательных аппаратов был приостановлен. Когда по окончании войны потребовалось возобновить обучение, выяснилось, что имеющиеся в наличии деревянные УТ-2 для этих целей уже не пригодны.

Прототипом нового учебного самолета стал УТ-2Л, сконструированный еще в военное время. За основу была взята не вся конструкция, а только закрытая кабина и форма киля. Новый летательный аппарат был сделан из алюминия и оборудован убирающимся шасси, а также винтом с функцией настройки шага. Модель получила название Як – 18, ее конструирование началось в декабре 1945 года. Руководил проектом К.В. Синельщиков. Схемы будущего самолета были готовы уже в начале весны, и спустя два месяца по ним создали первый самолет. Он был серебристого цвета, и, помимо красных звезд, фюзеляж и крылья украсили нарисованными гвардейскими лентами.

На разработку и производство нового учебного самолета ушло 147 дней. Через 11 дней после первого запуска, 17 мая 1945 года, в небо поднялась вторая машина. Все лето и первый месяц осени проходили испытания самолета на полигонах НИИ ВВС. Летчики отметили превосходство Як-18 перед УТ-2 по многим показателям. Серийный выпуск самолетов осуществлялся на Харьковском, Ленинградском и Арсеньевском авиазаводах. В 1967 году в Смоленске был произведен 4-местный учебный аппарат для перевозки пассажиров Як-18Т.

Спустя всего 5 лет после окончания ВОВ все курсанты гражданской и военной авиации, включая воспитанников аэроклубов, начинали практиковаться на Як-18.

Начиная с 1947 года, было выпущено 8 тыс. машин в 7 модификациях. Базовая версия самолета, на которой впервые полетел Юрий Гагарин, была оборудована шасси с хвостовым колесом. Боевая машина Як-18А, выпущенная в сентябре 1951 года, отличалась от предыдущих модификаций мощным мотором и убирающейся носовой стойкой. Спортивные версии самолета, рассчитанные на одного пилота, получили название Як-18П, Як-18ПМ и Як-18ПС.

Из воспоминаний А.С. Яковлева

В своей книге «Цель жизни» авиаконструктор пишет, что Як-18 не был конечной задачей. Он стал прототипом аппарата спортивно-пилотажного типа Як-18П. Отличием стали одноместная кабина пилота и возможность совершения пилотажа в обратном положении. До этого советские летчики-спортсмены летали на чехословацких Zlin Z-226 Trener. Отечественный вариант был мощнее, безопаснее и надежнее – об этом свидетельствуют победы советской команды в чемпионатах мира.

Самое интересное, что проект спортивного самолета Як-18П создавался и воплощался в чертежах группой энтузиастов, которой руководил Сергей Яковлев. Молодые люди работали на общественных началах, не предполагая, что через какое-то время их детище станет самолетом-победителем международных соревнований.

Кинематографический опыт

Съемки легендарного фильма «В бой идут одни «старики»» режиссера Леонида Быкова были под угрозой срыва из-за отсутствия в 1973 году военных самолетов времен, описываемых в киноленте. Не было как советских истребителей Ла-5ФН (на них летал 5-й гвардейский истребительный авиаполк, о котором рассказывалось в фильме), так и вражеских немецких боевых машин. Лишь из Польши были привезены два самолета У-2 для женщин-летчиц.


Леонид Быков обратился к маршалу авиации А.И. Покрышкину, возглавлявшему в те годы ЦК ДОСААФ. Поначалу он скептически отнесся к просьбам режиссера, но после прочтения сценария оказал содействие: предоставил к съемкам 4 учебных самолета Як-18П и один пилотажный Zlin Z-226 Trener. Советские машины переконструировали в Ла-5ФН, а чешский аппарат сыграл роль немецкого Messerschmitt Bf.109. Сцены в воздухе отрабатывали летчики ДОСААФ, которых лично отбирал для съемок маршал Покрышкин.

Производство за рубежом

На смену Як-18ПС пришел одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-50, а после него звездой отечественной авиации стал Як-52.

Разработка Як-50 была поручена молодым специалистам-комсомольцам из конструкторского бюро. Руководил проектом Вячеслав Кондратьев. Первая машина этой модификации поднялась в небо в 1972 году. Спустя год началось его массовое производство в цехах Арсеньевского авиазавода. В 1976 советские спортивные летчики участвовали в чемпионате мира и заняли первое место.


Як-52 создавался в двух версиях: с одноместной и двухместными кабинами. Первый вариант использовался в спортивных целях, второй – для проведения учебных полетов. Прототип самолета совершил свой дебютный полет под управлением летчика-испытателя Юрия Митикова в августе 1974 года. Массовое производство было организовано спустя 4 года на румынском авиазаводе I. R. Av. Bacau, а с 1991 года – на Aerostar S. A. На территории Румынии прототип Як-52 был создан в 1978 году, его испытывал в воздухе Теодор Коман. С 1979 года производство Як-52 в Румынии проводилось по лицензии.

Учебно-тренировочный самолет находил применение, преимущественно, в аэроклубах. Часть отправлялась в летные училища. Як-52 был настолько легок и безопасен в управлении, что летать на нем разрешалось 16-летним подросткам.

С 1991 года закупка летательных аппаратов прекратилась. Целый год самолеты не собирались, но возросший интерес со стороны отдельных иностранных государств возобновил производство Як-52. Самолеты выпускались в новых модификациях, с учетом пожеланий зарубежных заказчиков. К 2013 году насчитывалось более 1900 модификаций Як-52.

Не так давно ДОСААФ выступил с инициативой восстановить учебно-тренировочные полеты для воспитанников интернатов, кадетов и учащихся специализированных классов. Это позволит подросткам определиться с дальнейшим выбором профессионального пути и установить их пригодность к обучению в среднем образовательном звене-летных училищах. Начальную подготовку молодые люди будут проходить в ДОСААФ. Сейчас в России порядка 15 учреждений, в дальнейшем планируется увеличить до 25. Подготовка предусматривает приобретение навыков управления Як-52 и Як-18Т, а также вертолетами Ми-2.

Помимо российской пилотажной группы, на Як-52 летает команда из Британии Aerostars Aerobatic Display Team. В ее распоряжении 5 самолетов Як-52TW с хвостовой опорой и два самолета Як-50. Эта группа примечательна тем, что один из Як-52 окрашен аналогично самолету Ла-7, которым во время ВОВ управлял трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.

Источник

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют