публикации Вопреки всем обстоятельствам наши самолеты продолжают летать

Вопреки всем обстоятельствам наши самолеты продолжают летать

16 Сентября 2017
171


В России для пассажирских авиаперевозок традиционно используются американские Boeing и французские Airbus. В последнее время участились случаи крушений или опасных ситуаций, связанных с зарубежными самолетами. В связи с этим у россиян зародились сомнения в их качестве. Тем более, что по многим показателям экспортируемая техника сильно уступает аппаратам, эксплуатируемым на родине.

Чтобы не быть голословными, сравним технических характеристик иностранных и российских самолетов.

В зарубежных летательных аппаратах крайне низко установлены двигатели под крыльями – расстояние до земли минимально. Небольшой клиренс может привести к попаданию в мотор чужеродных предметов и его порче. При разработке отечественных самолетов учитывались эти риски и особенности погодных условий, поэтому клиренс увеличили.

Разница в скоростях незначительная: Ан-148 и Airbus 320neo развивают одинаково до 870 км/ч, ТУ-154 движется на 100 км быстрее Boeing 737-800 со скоростью 850 км/ч.

Уровень прочности зарубежных самолетов невысок, поэтому отсутствует полная гарантия удачного приземления на неровную грунтованную поверхность. Российские аппараты отличаются большей надежностью – о чем свидетельствуют события сентября 2010 года в Ижме, когда Ту-154 совершил вынужденную посадку из-за отключения бортовых навигационных систем на не пригодной для этих целей ВВП. Прибытие в аэропорт назначения или использование ближайшего запасного аэродрома были невозможны. Экипаж проявил недюжинную выдержку и профессионализм, когда посадил самолет с 72 пассажирами на полосе без приводных радиостанций и светосигнальных фонарей, принадлежащей бывшему аэропорту г. Ижма. Площадка не была предусмотрена для посадки каких-либо самолетов, но командиру и пилотам удалось совершить невозможное. При этом серьезных внешних повреждений на самолете обнаружено не было.

Еще один пример в пользу российского авиапрома: в конце сентября 2006 года в киргизском аэропорту «Манас» произошло столкновение находящегося на взлете Ту-154 авиакомпании «Кыргызстан» и находящегося на полосе американского КС-135. Американский топливозаправщик не успел покинуть ВВП после приземления, когда его задел крылом российский самолет, отправившийся по маршруту Бишкек – Ош – Москва. В результате, заправщик полностью сгорел, а российский самолет успешно приземлился, но без части плоскости крыла. После ремонтно-восстановительных работ он снова в строю. Пострадавших и человеческих жертв нет.

Трагичный, но показательный случай 5-летней давности произошел в Тюмени с турбовинтовым самолетом ATR-72 (производство Франция-Италия) от компании «Ютейр». Авиалайнер, двигающийся по маршруту Тюмень – Сургут, упал на землю через 42 секунды после взлёта, что привело к мгновенной гибели 31 человека, еще 2 раненых умерли спустя время в больнице. Техническое обслуживание лайнер прошел за 2 года до крушения – неполадок обнаружено не было. На момент аварии он налетал более 35 000 часов и совершил более 49 000 циклов «взлет – посадка». По официальной версии, причиной трагедии стало отсутствие противообледенительной обработки поверхности самолета. Снежно-ледяные отложения ухудшили аэродинамические свойства воздушного судна и привели к самопроизвольному крену. Экипаж не определил переход лайнера в режим сваливания и не предпринял соответствующих мер. Самолет упал с высоты 210 м, разрушился и почти целиком сгорел. Сейчас эти летательные аппараты сняты с эксплуатации в северных широтах, но к этому решению подтолкнуло крушение 19 самолетов. Основная причина – наледь на двигателях, приводящая к сбоям в работе и поломке. ATR-72 подходит для эксплуатации в регионах с теплым климатом, но и по своим техническим свойствам эта модель самолета сильно уступает Ан-140 и Ан-24.

Иностранные летательные аппараты отличаются слабой устойчивостью к перепадам температур и отрицательным метеоусловиям. Они не летают при показаниях термометра ниже 30°С, а в жаркую погоду эксплуатируются только по ночам. Тогда как Ту-334 поднимался в воздух на одном работающем двигателе в горах Ирана.

Что бы ни говорили производители о комфортном перелете в зарубежных самолетах, тяжесть турбулентности лучше переносится на борту отечественных аппаратов. Да и общее мнение о качестве поездок в Boeing и Airbus негативное. Пассажиры нередко жалуются на плохую или неработающую систему функционирования, сломанные розетки, невкусную еду, низко расположенные иллюминаторы, тесные проходы между рядами и узкие кресла. Наличие всего 2 туалетов в хвосте самолета ведет к формированию очередей с середины салона. Жалобы поступают как от пассажиров эконом-класса, так и летающих классом повышенной комфортности.

Плохую роль может сыграть особенность зарубежных самолетов, которой так любят щеголять их разработчики, – управление с помощью компьютерных технологий. Джойстик соединяется с рулевыми поверхностями посредством электрического сигнала. Это значит, что любой сбой в подаче электричества, попадание молнии или действия более-менее продвинутого хакера могут сбить настройки, что приведет к трагедии. Вывести систему из строя удастся спутнику недружественного государства, как это произошло с комплексами ПВО в Ираке во время операции «Буря в пустыне».

На этом фоне продолжается успешная эксплуатация отечественных самолетов Як-42Д, Ан-148 и Ту-204-100 авиакомпаниями «Ред Вингс», «Ижавиа», «КрасАвиа», «Саратовские авиалинии». По всем показателям авиационная мощь страны должна только усиливаться, а имеющиеся в этой отрасли проблемы носят, скорее, экономический характер. Но решать их надо, иначе недалеко и до угрозы национальной безопасности РФ. Восстановление авиапрома займет много времени, поскольку более двух десятков лет отрасль пребывала в кризисе, и не так просто выйти на прежний уровень. Но все предпосылки к этому имеются.

Источник

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют