Форум

Страницы: 1
RSS
Затянувшийся взлет: История самолета Ил-112В
 

Официально работы по его созданию ведутся с 2014 года, однако на деле фирма Ильюшина начала проектировать его в качестве гражданского воздушного судна как минимум в 1980-е. Ил-112В оказался детищем своего времени – многолетний постперестроечный развал промышленности, нестабильное финансирование от госзаказчика и, наконец, накопившиеся проблемы в конструкторском бюро привели к тому, что уже готовый проект самолета пришлось переделывать на ходу. "Авиадрайв" попытался разобраться в том, когда же все-таки ждать в войсках новый транспортник.


Проект легкого военно-транспортного самолета от ильюшинцев, способного перевозить до пяти тонн груза, победил на конкурсе Минобороны России еще в 2004 году. Первый опытный образец обещали сначала в 2006-м, затем в конце 2010-го, но потом внезапно выяснилось, что финансирования работ попросту не будет. Основной причиной называлась нехватка средств, но были и претензии технического характера к силовой установке. При этом проблема устаревающего авиапарка двадцать шестых  и двадцать четвертых "аннушек" никуда не делась, просто военные планировали решить ее за счет грузовой модификации Ан-140Т. У этого воздушного судна, правда, тоже были свои недостатки – например, отсутствие грузовой рампы и частые отказы.

Ситуация изменилась в конце 2012 года – Главкомат ВВС представил министру обороны Сергею Шойгу обоснования для возобновления проекта Ил-112В. Его и тогда называли "небезупречным", но так или иначе дело сдвинулось с мертвой точки. Государственный контракт с Минобороны РФ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию Ил-112В, по сообщению фирмы Ильюшина, был заключен в декабре 2014 года. 

Фюзеляж первого Ил-112В был собран на Воронежском авиазаводе (ВАСО) к декабрю 2016 года. 


Еще через два года образец самолета был передан на летно-испытательную станцию. Уже тогда в прессу начали просачиваться слухи о многочисленных проблемах проекта – перетяжеленной конструкции и сильно нарушенной центровке. Дата первого вылета неоднократно переносилась.

Первый полет Ил-112В состоялся 30 марта 2019 года. Самолет впервые оторвался от взлетно-посадочной полосы аэродрома ВАСО и провел в воздухе 45 минут на скорости 250 км/ч. Экипажем командовал шеф-пилот ОКБ Ильюшина, Герой России Николай Куимов. По неподтвержденным данным, посадка самолета сопровождалась техническими сложностями, которые удалось преодолеть только благодаря колоссальному опыту и мастерству Куимова. Алексей Рогозин, занимавший на тот момент пост гендиректора ПАО "Ил", сообщил журналистам, что есть определенные проблемы, связанные с избыточной массой новой машины, пояснив, что это стандартные проблемы для любого первого опытного изделия.

Спустя четыре дня после этого знаменательного события со ссылкой на источники появилась информация, что проект необходимо дорабатывать около года до соответствия техническому заданию Минобороны РФ. Чуть позже министр обороны РФ Сергей Шойгу был вынужден официально заявить, что масса самолета оказалась выше заложенной в тактико-техническом задании.

Одновременно на фирме Ильюшина происходила интенсивная смена начальников: с 2014 по 2020 годы предприятием успели поруководить пять человек – Юрий Юдин, Сергей Сергеев, Сергей Вельможкин, Алексей Рогозин и Юрий Грудинин. При этом до 2014 года, за 81 год работы (!) у знаменитого конструкторского бюро было всего три руководителя: Сергей Владимирович Ильюшин (с момента основания в 1933 году до 1970 года), его ученик Генрих Васильевич Новожилов (с 1970 по 1997 год) и Виктор Владимирович Ливанов (с 1997 по 2014 годы).

Тем не менее, 27 декабря 2019-го в пресс-службе ПАО "Ил" сообщили, что предприятие планирует наладить серийное производство новых легких военно-транспортных самолетов Ил-112В с 2022 года и довести его объем до более 10 машин в год. Второй полет обещали в апреле 2020-го.

По состоянию на октябрь 2020-го серийное производство Ил-112В обещают запустить в 2023 году. При этом глава Минпромторга Денис Мантуров, не так давно побывавший на ВАСО, заявил журналистам, что первые два самолета планируется передать военным до конца 2021 года. По его словам, конструкторам удалось убрать около 800 кг лишнего веса самолета. Правда, проблема в том, что всего требуется "скинуть" около двух тонн. Чтобы не было разночтений, процитируем реплику министра полностью: "В общей сложности нужно скинуть где-то 2 тонны. Уже почти 800 кг лишнего веса мы убрали за счет разного рода работ, связанных с применением облегченных конструкций, которые снижают вес, но не уменьшают прочности и не снижают качество конструкции", - сказал глава Минпромторга информационным агентствам.

Правда, еще в ноябре 2019-го на предприятии официально сообщали, что конструкторам ПАО "Ил" удалось снизить массу первого опытного образца Ил-112В "более чем на тонну" за счет новых материалов и доработанного оборудования. 

Передача двух самолетов Минобороны из так называемой установочной партии закреплена контрактом, который был подписан с Объединенной авиастроительной корпорацией летом 2020 года на форуме "Армия-2020". Глава ОАК Юрий Слюсарь тогда отдельно отмечал, что "это два самолета с уже реализованными мероприятиями по снижению веса".


До сих пор несостоявшийся второй полет самолета объяснили реконструкцией взлетно-посадочной полосы ВАСО. При этом специалисты завода, согласно официальным сообщениям, уже приступили к производству еще двух экземпляров нового военно-транспортного самолета.

Не сидят сложа руки и двигателисты: исполнительный директор "ОДК-Климов" Александр Ватагин говорил, что его предприятие, изготавливающее для Ил-112В силовую установку ТВ7-117СТ, планирует на 10% снизить ее массу. По его словам, собрать первый облегченный двигатель планируется в 2021 году.

На 2023 год намечен запуск в серию и гражданского турбовинтового "собрата" – регионального Ил-114-300. Его первый полет глава ОАК Юрий Слюсарь пообещал президенту России Владимиру Путину еще в сентябре, однако до сих пор этот самолет, по-видимому, проходит наземную отработку и готовится к вылету.

Отметим, что ситуация с Ил-114 несколько иная – этот проект был разработан в восьмидесятые годы прошлого века, в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении, было выпущено около 20 машин. Затем развал Советского Союза поставил крест на воздушном судне, предназначенном для местных авиалиний.

Согласно заявлению разработчика, что Ил-114 является всепогодным и может использовать грунтовые полосы. На авиазаводе в Луховицах планируется производить до 12 таких самолетов в год. Самолет рассчитан на 68 пассажиров, скорость машины составит 500 км/ч.

Все вышеизложенные обстоятельства ставят под вопрос своевременную реализацию обоих проектов. К такой ситуации привела совокупность факторов. Увы, ничего нового тут нет – это хроническое недофинансирование НИРов и опытно-конструкторских работ, "чехарда" с руководством на предприятиях и в конструкторских бюро, постоянно меняющиеся требования госзаказчика, развал производственной кооперации и неспособность возобновить или выстроить полноценное производство новой авиационной техники на многих производственных площадках нашей страны.

При этом потребность военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил России оценивается в объеме более 100 легких самолетов Ил-112В.

Летно-технические характеристики Ил-112В:

    Длина самолета - 24,15 м;

    высота - 8,89 м;

    размах крыла - 27,15 м;

    площадь крыла - 65 кв. м;

    диаметр фюзеляжа - 2,29 м;

    размеры грузовой кабины: 2,45 х 2,42 х 8,4 м;

    двигатели - два ТВ7-117СТ мощностью 3 тыс. 500 лошадиных сил каждый;

    винты однорядные шестилопастные АВ-112 диаметром 3,9 м;

    максимальная взлетная масса - 21 тыс. кг;

    максимальная полезная нагрузка - 5 тыс. кг;

    крейсерская скорость - 450-500 км/ч;

    максимальная высота полета - 7 тыс. 600 м;

    дальность полета с полезной нагрузкой 3 тыс. 500 кг - 2 тыс. 400 км;

    потребная длина взлетно-посадочной полосы - 1 тыс. 200 м.

    экипаж - два человека.

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)