Форум

Страницы: 1
RSS
От винта и в море: какими будут новые вертолетоносцы России
 


Новое десятилетие началось для российской авиации и флота с целой серии новостей, посвященных созданию вертолетоносцев. Учитывая, что в ближайшие годы нашему Отечеству, скорее всего, не видать большого авианесущего корабля, сравнимого с американскими гигантами "Нимиц" и "Форд", строительство кораблей водоизмещением от 20 до 30 тысяч тонн могло бы стать хоть какой-то альтернативой для морской авиации России.

Как стало известно накануне, первые два российских универсальных десантных корабля (УДК) будут заложены на судостроительном заводе "Залив" в Крыму в начале мая в честь 75-летия Дня Победы. 

В конце декабря прошлого года в интервью "Красной Звезде" заместитель министра обороны Алексей Криворучко сообщил, что контракт на строительство универсальных десантных кораблей должен быть подписан в 2020 году.

Новые корабли, по данным источников информационных агентств, получат названия "Севастополь" и "Владивосток". Водоизмещение каждого из них будет составлять 25 тыс. тонн, максимальная длина - около 220 м, авиагруппа - более 20 тяжелых вертолетов. Один УДК сможет перевозить до 900 морпехов и получит доковую камеру для десантных катеров.

Не лишним будет напомнить, что два универсальных десантных корабля-дока типа "Мистраль", которые Россия собиралась приобрести у Франции, также должны былиносить имена "Владивосток" и "Севастополь". На них планировалось разместить 16 вертолетов: восемь боевых Ка-52К и восемь транспортных Ка-29. В зависимости от поставленных задач конфигурация авиакрыла могла меняться.

О том, нужны ли России вертолетоносцы в виде гибрида с крейсером или в виде классического корабля-дока, знатоки флота и морской авиации спорят не менее горячо, чем по поводу авианосцев. Впервые этот вопрос встал перед Советским Союзом еще в 1960-е годы, когда появление ракетных подводных лодок в составе военно-морских сил ведущих морских держав потребовало создания кораблей противолодочной обороны, способных обнаруживать и уничтожать субмарины противника на значительном расстоянии.

Проект был поручен специалистам ЦКБ-17, в 1967 году переименованном в  Невское проектно-конструкторское бюро. В начале 60-х годов прошлого века началась разработка проекта первого советского противолодочного корабля дальней зоны с групповым базированием противолодочных вертолетов. Головной корабль проекта 1123 "Москва" был построен на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве и сдан флоту в 1967году. В 1969 году вступил в строй второй однотипный противолодочный крейсер-вертолетоносец "Ленинград". А с 1965 года в Союзе стартовало серийное производство палубных ударных и многоцелевых вертолетов Ка-25. Базовая противолодочная модель – Ка-25ПЛ – верой и правдой служила военным на протяжении нескольких десятилетий. Вертолеты в середине 1960-х годов наконец-то сумели обратить на себя внимание военных и заслужить их доверие.

Два советских вертолетоносца несли службу в составе Черноморского флота и работали, в основном, в Средиземном море. По различным данным, их мореходные качества оставляли желать лучшего, однако в качестве плавучей площадки для размещения и приема вертолетной техники "Москва" и "Ленинград" подходили отлично.

В конце 60-х специалисты Невского ПКБ предложили Главкомату ВМФ новый проект увеличенного в размерах корабля, но дальше дискуссий дело так и не сдвинулось. Все-таки в СССР наибольшее распространение получили большие десантные корабли. Например, БДК проекта 1174 водоизмещением 14 тысяч тонн несли всего четыре вертолета Ка-29, зато могли высаживать на урез воды морпехов и их технику, включая даже десантные катера на воздушной подушке.

Пресловутые "Мистрали", так и не купленные Россией, в 2015 году приобрел Египет. УДК под новыми именами "Анвар Садат" и "Гамаль Абдель Насер"  были переданы ВМС Египта в июне 2016 года. Осенью того же года египетская сторона обратилась к России с просьбой продать им 50 вертолетов Ка-52К и Ка-29/31, ранее предназначавшихся для "Мистралей". Переговоры, по существу, продолжаются по сей день, хотя египетские военные, по данным из открытых источников, эксплуатируют уже как минимум три таких машины. Недавно вертолеты камовского семейства "засветились" на кадрах учений Qadir-2020, проходивших у средиземноморского побережья.

Между тем, в Крыму готовятся к производству новых российских кораблей, а холдинг "Вертолеты России" готов полностью обеспечить их авиакрылом. Как сообщал журналистам глава холдинга Андрей Богинский, речь идет не только об ударных вертолетах Ка-52К, но и о перспективном комплексе морского базирования "Минога". Этот вертолет-загадка уже не первый год будоражит умы знатоков авиации, гадающих о его облике и технических характеристиках.

Глава "Вертолетов России" уточнил, что в холдинге не располагают точной информацией о том, на какой стадии находится проект создания российских УДК, но, на его взгляд, это "движение в правильном направлении". Со своей стороны, в холдинге планируют как развивать имеющиеся проекты морской тематики, так и "другие типы летательных аппаратов, которые будут востребованы заказчиком номер один для данных кораблей"
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)