публикации Итоги авиасалона МАКС-2017

Итоги авиасалона МАКС-2017

25 Июля 2017
2613

В минувшее воскресенье завершил свою работу XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017, который проходил с 18 по 23 июля в подмосковном Жуковском.

Расскажем об основных итогах.

Участники

За шесть дней работы мероприятие посетили 452 тыс. 300 участников и гостей, которые наблюдали за полётами восьми пилотажных групп и 90 воздушных судов. Воздушно-космические силы Российской Федерации представили группы «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России», в полётах приняли участие российские пилотажные группы «Первый полет», «Русь» и Chelavia Team, а также зарубежные ассы Baltic Bees Jet Team (Латвия) и Fursan Al Emarat (ОАЭ).

Всего в мероприятии приняли участие более 880 компаний, в том числе около 180 иностранных производителей из 35 стран мира. На выставке были представлены 10 национальных павильонов: Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Чехии, Китая, Индии, Канады, Беларуси и Ирана.

Сделки

Объём контрактов и соглашений о намерениях достиг 394 млрд рублей, а деловой потенциал МАКС-2017 превысил 600 млрд рублей.

Пожалуй, самыми крупными сделками салона стали твёрдый контракт на поставку 20 самолётов Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» и контракт на поставку в операционный лизинг 16 самолётов МС-21 авиакомпании Red Wings.

Кроме того, были подписаны соглашения о намерениях с авиакомпаниями «Алроса», «ВИМ-АВИА», «Ангара» и «Саратовские авиалинии» по самолёту МС-21. Авиакомпания «Азимут» готова приобрести четыре Sukhoi Superjet 100, а Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) приобретёт до 50 самолётов Ил-114-300.

Также ГТЛК подписала соглашения о приобретении 12 вертолётов Ми-8АМТ, 12 «Ансат» и шести Ми-171. Два «Ансата» получат «Русские вертолётные системы» в 2018 году. Китай договорился о приобретении 13 российских вертолётов: семь «Ансат» в медицинской комплектации, четыре Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС.

Пока эксперты оценивают результаты, давайте посмотрим, какие экспонаты были представлены на выставке.

Новинки

МиГ-35

Истребитель поколения 4++ МиГ-35 должен заменить устаревший МиГ-29. Может использоваться для нанесения ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Он оснащен бортовой радиоэлектронной станцией «Жук-А», новыми двигателями РД-33МК производства «Климов», которые делают самолет более маневренным. Увеличены запас топлива и боевая нагрузка. Понижена радиолокационная заметность.

Максимальная скорость – 2 560 км/ч (на высоте) и 1 450 км/ч (у земли). Практический потолок: 17 500 м.

Илья Тарасенко, генеральный директор АО «РСК «МиГ», отметил, что первые МиГ-35 могут поступить на вооружение либо в конце 2018-го, либо в течение 2019 года.

Вертолет Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор»

Вертолет Ми-8АМТШ-ВА был создан для работы в северных регионах страны при температурах до минус 60°С. Название «Терминатор» получил его прототип, который показывали на авиасалоне в Фарнборо. Вертолет оснащен системой подогрева агрегатов трансмиссии, благодаря которой при отрицательных температурах можно запустить двигатели вертолета на открытом воздухе.

Наш вертолет не только справляется с экстремально низкими температурами, но еще оснащен специальной арктической теплоизоляцией и мощной системой обогрева, к этому добавим штатное оборудование для разогрева еды и воды. Вертолет с чайником на борту. Звучит смешно, если бы там не было так холодно.

Для полетов в условиях местности без ориентиров или полярной ночи он оснащен цифровым автопилотом и инерциальной системой навигации, для работы которой не нужны спутниковые сигналы.

Дальность полета – более 1 400 км (при установке дополнительных баков). Продолжительность полета – более 7 часов.

Учебно-тренировочный самолет Як-152

Первый полет учебно-тренировочного самолета Як-152 состоялся 29 сентября 2016 года. Это двухместный моноплан с крылом и убирающимся шасси, оснащенный системой катапультирования СКС-94М. В комплект для обучения кроме самолета входят компьютерный класс и средства объективного контроля.

Разработка самолета велась с 2014 года. Испытания могут быть завершены в этом году, после чего начнется серийное производство машины.

В ОКБ имени Яковлева считают, что эксплуатация учебно-тренировочного Як-152 и учебно-боевого Як-130 позволит организовать полный цикл подготовки пилота. Дело в том, что Як-152 является «ступенькой» для обучения на Як-130; именно такой комплексный подход вызывает большой интерес как иностранных, так и отечественных клиентов.

Вертолет для спецназа

На авиасалоне был впервые показан новый вариант советского и российского вертолета Ми-8 – Ми-171Ш-ВН. За пол века было создано более 90 различных модификаций легендарной машины: поисково-спасательных, транспортных, ударных, медицинских, разведывательных. Теперь пришел черёд спецназа – Ми-171Ш-ВН создан специально для него.

При формировании технического облика новой машины был учтён опыт эксплуатации армейской авиации в Сирии. Подчеркивается, что Ми-171Ш-ВН будет гораздо живучее и эффективнее своих предшественников. Во-первых, вертолет оснащен двигателями с улучшенными высотно-климатическими характеристиками, что позволяет использовать его в любую погоду. Во-вторых, на машину установили новые композитные лопасти и Х-образный рулевой винт. Благодаря этому максимальную скорость удалось увеличить до 280 километров в час.

В-третьих, Ми-171Ш-ВН получил управляемое ракетное вооружение и два бортовых пулемета калибра 12,7 мм. И наконец, в-четвертых – на вертолет установили новейший комплекс бортовой обороны «Президент-С», способный сбить со следа зенитные ракеты противника, а пол кабины экипажа и грузового отсека закрыли кевларовой броней. Таким образом, новая реинкарнация легендарного ветерана станет самой защищенной и тяжеловооруженной из всех существующих.

Новый старый знакомый

Очередная модернизация старого знакомого региональной авиации с 1970-х годов – чешский L-410, рассчитанного на 15-19 пассажиров. В СССР эта машина успешно работала на местных воздушных линиях, осуществляя перевозку пассажиров и грузов на расстояние примерно 300-500 километров. На ней учились будущие летчики транспортной авиации. «Элка» зарекомендовала себя как простая и надежная рабочая лошадка советской авиации.

Интересным является то, что этот чешский самолет теперь делают в России. В марте этого года со стапелей Уральского завода гражданской авиации сошли два новеньких L-410 «Turbolet». Ранее самолет строился на чешском заводе «Let», который был спасен от краха Уральской горно-металлургической компанией. Пять лет назад она приобрела 49% акций предприятия.

По понятиям Евросоюза страны восточной Европы не должны иметь собственное авиационное производство, ну разве работать по лицензии, поэтому чешский завод был обречен, если бы не наши. Теперь этот нужный нашей стране самолет производится у нас в Екатеринбурге. Уровень локализации уже достиг 70% и продолжает расти. Обновленный L-410 снова будет летать в нашей стране, только это будет уже наша «Элка».

Частники в небе

Удивительно, но немало интересных новинок представили частные компании!

Самая яркая и удивительная разработка российских частников – реактивный учебно-тренировочный СР-10 с обратной стреловидностью крыла (-10°). На текущий момент ООО КБ «САТ» (Москва) изготовила один прототип, который поднялся в воздух 25 декабря 2015 года. На МАКС-2009 был представлен макет СР-10, а спустя 8 лет – в Жуковском была размещена побывавшая в воздухе модель опытного самолёта.

Основным заказчиком СР-10 также будет Минобороны. Изначально самолёт разрабатывался как спортивно-пилотажная машина, но направление мысли создателей изменилось после проявленного интереса со стороны военного в ведомства.

Многоцелевой биплан ТВС-2ДТС

ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина» создали биплан по программе перспективного легкого многоцелевого самолета (ЛМС). По сути, это «прокачанная» версия старого советского труженика – «Кукурузника» Ан-2, со смелыми обводами крыльев и композитными материалами.

Первый полет он совершил в июле 2017 года. Универсален, может использоваться для перевозки пассажиров, грузов и в сельскохозяйственных целях. Оснащен турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлетной мощностью 1 100 л.с. производства США.

Казанские аппараты

Ещё один самолёт в помощь фермеру – МВ-500 компании МВЕН из Казани: поршневой двигатель Lycoming O-540 мощностью 235 л. с., максимальный взлётный вес 770 кг, полезная нагрузка 500 кг.

4-местная «Мурена» – тоже продукт компании МВЕН: двигатели «Rotax-914» мощностью 115 л. с. каждый, нормальная взлётная масса 1 260 кг., грузоподъёмность 462 кг, максимальная скорость 330 км/ч.

Бросается в глаза полное отсутствие у малой авиации отечественных движков.

Беспилотники

Очень порадовало разнообразие на стендах отечественных беспилотников. Российский разведывательный беспилотник «Бриз». При взлётной массе 37 кг полезная нагрузка составляет 12 кг, радиус действия до 60 км.

Беспилотный вертолёт БПВ-500. Взлётная масса 500 кг, радиус действия 500 км, крейсерская скорость 180 км/ч, время полёта до 8 часов. Основное назначение – оперативный мониторинг с воздуха больших площадей и протяжённых участков земной, водной и ледовой поверхности в труднодоступной местности в целях обеспечения поисково-спасательных работ, патрульно-охранных и контртеррористических мероприятий. Проведения ледовой разведки. Определения масштаба последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Контроля состояния линий электропередач, трубопроводов и лесных угодий. Разведки косяков промысловой рыбы. Экологического контроля местности, акваторий, атмосферы и т. п.

Беспилотный вертолёт VRT-300 был представлен на авиасалоне в двух версиях: Arctic Supervision – машина, оснащенная радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики, и Opticvision, предназначенный для развития системы диагностики, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций при добыче и транспортировке энергоресурсов.

По словам разработчиков, комплекс может использоваться для транспортировки продуктов и медикаментов с корабля на полярную станцию и обратно, поисково-спасательных работ на море, диагностики воздушных линий электропередачи, картографирования, мониторинга экологической обстановки. Взлётная масса 300 кг, грузоподъёмность 70 кг, радиус действия 70 км.

Беспилотная автоматическая система «БАС ЮРИК» – тяжелый дрон для спасения людей, способный поднимать в воздух грузы массой до 120 килограммов. При этом вес пустого аппарата составляет 110 кг. Дальность полета на одном заряде аккумуляторных батарей – до 50 км. Аппарат комплектуется системой управления, которая может функционировать в отсутствие сигналов систем спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС.

Главный итог

МАКС-2017 показал, что несмотря на серьезные экономические трудности в стране и западные санкции, российская гражданская и военная промышленность не только удерживают ранее занятые передовые рубежи на многих ключевых направлениях, но и продолжают производить конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на мировом рынке. В то же время на авиасалоне вскрылись участки аэрокосмической отрасли, на которых Россия отстает от конкурентов. А это – уже повод для серьезного разговора и анализа в «высоких» правительственных кругах.

По материалам сайтов aviasalon.com, rambler.ru, ria.ru, kp.ru

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют