новости Шотландия открывает перспективы для рынка электросамолетов

Шотландия открывает перспективы для рынка электросамолетов

7 Ноября 2019
28

Осуществляемый шотландской региональной авиакомпанией Loganair, и, продолжающийся всего лишь минуту, перелет между Уэстрей и Папа Уэстрей (Papa Westray) – небольшими островами, находящимися на севере Оркнейского архипелага в Шотландии - считается самым коротким в мире. Более того, он может также стать одним из первых, который будет электрифицирован, поскольку короткие полеты между островами, по всей вероятности, станут стартом для ввода на рынок коммерческой авиации электрических самолетов.   

Британский консорциум Cranfield Aerospace Solutions (CAeS) запустил Project Fresson - поддерживаемая государством программа конвертации девятиместного поршневого пассажирского самолета Britten-Norman Islander (используемого компанией Loganair для коротких перелетов между островами) в гибридный летательный аппарат, на которую планируется потратить 18 миллионов фунтов стерлингов (22 миллиона долларов США).  

Следует отметить, что производящийся британской авиастроительной компанией Britten-Norman, легкий Islander (также известный как BN-2) будет не только не единственным, но и не первым гибридным летательным аппаратом, совершающим короткие полеты между островами. Австралийский производитель электродвигателей компания-стартап MagniX по заказу канадской чартерной авиакомпании Harbour Air, уже установила электродвигатель Magni500 мощностью 560 кВТ (750 л.с.) на многоцелевой самолет короткого взлета и посадки deHavilland Canada DHC-2 Beaver, тем самым, завершив «превращение» поршневого гидросамолета в электрический. Первые летные испытания запланированы на конец ноября 2019 года.    

Коммерческую эксплуатацию данных воздушных судов в рамках проекта ePlane авиакомпания Harbour Air, штаб-квартира которой находится в городе Ричмонд (британская Колумбия) планирует начать в 2022 году. На первоначальном этапе полет полностью электрических Beaverбудет ограничен 10-20 минутами. Однако, по словам главы MagniX Роя Гонзарски (RoeiGanzarski), по мере дальнейшего развития технологий, дальность полета будет увеличиваться.  

Базирующаяся в Лос-Анджелесе, американская компания стартап Ampaire, на основе легкого двухмоторного воздушного судна Cessna 337 Skymaster создала шестиместный гибридный электрический самолет Ampaire Electric EEL. Находящийся в хвостовой части двигатель был заменен на электрический. После, прошедшего в июне этого года, первого полета экспериментального ЛА, компания занимается модификацией второго Skymaster. Запланированные на начало следующего года на острове Мауи (Maui) испытательные рейсы, будут проводиться совместно с региональной авиакомпанией Hawaiian Mokulele Airlines, и будут проходить по маршруту между городами Кахулуи (Kahului) и Хана (Hana).  

Преобразование, используемых на маршрутах малой протяженности, существующих сертифицированных самолетов, похоже, является самым быстрым способом продвижения электрических двигателей на коммерческий рынок. В рамках проекта Fresson, консорциум CAeS планирует отвести на создание летных образцов и проведение их испытаний - 30 месяцев. В течении следующих 6-12 месяцев, разработчики рассчитывают получить дополнительный сертификат типа (STC) переоборудованного варианта ЛА.    

 «Конвертация хорошо зарекомендовавшего себя воздушного судна, и как следствие получение STC – самый быстрый и короткий путь, позволяющий перейти непосредственно к пассажирским перевозкам. А наиболее оптимальная область применения таких воздушных судов – короткие перелеты между островами, которые как раз и совершают Islanders» - отметил в своем интервью генеральный директор концерна CAeS Пол Хаттон (Paul Hutton). 

 «Не стоит забывать, что Islanders используются в районах с большим количеством возобновляемых источников энергии. Это и Северо-Шотландское нагорье и острова, прилегающие к Шотландии, а также такие страны, как Норвегия, поставившая себе цель, чтобы все внутренние рейсы в стране к 2040 году осуществлялись бы исключительно электрическими самолетами» - добавил он.  

Возможность получения водорода из возобновляемых источников стало одной из причин, по которой американская компания-стартап ZeroAvia, разрабатывающая совместно с учеными из британского университета Крэнфилда, водородные двигатели для небольших региональных самолетов, планирует провести на Оркнейских островах (Шотландия) испытания самолета с водородной топливной установкой в рамках проекта HyFlyer, на реализацию которого министерство транспорта Великобритании выделило финансирование в размере 2,7 млн фунтов стерлингов.  

Компания ZeroAvia поддерживает партнерские отношения с консорциумом CAeS, британским разработчиком топливных элементов компанией Intelligent Energy и Европейским морским энергетическим центром (European Marine Energy Center), который производит «зеленый» водород на Оркнейских островах с использованием энергии ветра и энергии приливов. 

В проекте Fresson помимо консорциума CAes принимают участие компания Rolls-Royce(управление электропитанием), разработчик электродвигателей – британская компания DenisFerranti Group, поставщик аккумуляторных батарей британская инжиниринговая компания DeltaMotorsport и Warwick Manufacturing Group (академический отдел при Университете Уорика, отвечающий за обеспечение исследований, образование и передачу знаний в области машиностроения, производства и технологий). 

Как сказал Хаттон, собственником STC станет консорциум CAeS. И именно он займется поставкой на рынок преобразованных Islanders. В настоящее время в эксплуатации находятся около 800 Islanders, при этом три четверти из них (почти 600 самолетов) используются для коротких перелетов между островами, и пригодны для переоборудования. 

Помимо электрических моторов, которые придут на замену, установленным на Islanders двум поршневым (есть версии с турбовинтовыми) двигателям, будет добавлена еще и вспомогательная силовая установка – двигатель внутреннего сгорания с генератором для подзарядки аккумуляторных батарей. Предполагается, что продолжительность полета гибридного самолета составит 60 минут плюс 30 минут резервного запаса.      

Ожидается, что расходы на электроэнергию преобразованного самолета составят менее 20% от стоимости топлива, необходимого для ныне используемого поршневого Islander. «Мы рассчитываем, что за три года оператор сможет возместить расходы на конвертацию, за счет затрат на электроэнергию и сокращения расходов на техническое обслуживание» - сказал Хаттон. 

Следует отметить, что есть и другие проекты, нацеленные на рынок самолетов, летающих на короткие расстояния между островами. Так, консорциум Scylax, куда входят немецкие компании Elektra Solar и EADCO, намерен приступить к разработке, получившего обозначение E10, десятиместного, полностью электрического самолета для региональных перевозок. В качестве акционера к Scylax присоединилась небольшая, осуществляющая прогулочные полеты на Восточно-Фризские острова, региональная немецкая авиакомпания FLN Frisia Luftverkehr, в парк которой входят и самолеты Islander. Предусматривается, что в течении трех лет будет создан демонстрационный образец, после чего Frisia приступит к его опытной эксплуатации.  

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют