Новый "десантник" в небе: знакомимся с Ми-38Т
Первый транспортно-десантный вертолет Ми-38Т, созданный на Казанском вертолетном заводе (КВЗ, входит в холдинг "Вертолеты России"), планируется передать Воздушно-космическим силам России в 2019 году.
В мае его осмотрел президент России Владимир Путин, а позднее, на форуме "Армия" в Подмосковье машину мог осмотреть вблизи каждый желающий.
С нетерпением ждут полетов Ми-38Т и на авиасалоне МАКС-2019, который пройдет с 27 августа по 1 сентября.
фото: пресс-служба "Вертолеты России"
Транспортно-десантный вертолет Ми-38Т, занимающий место между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26, был создан на базе сертифицированного гражданского вертолета Ми-38 и унаследовал не только его облик, но и основные тактико-технические характеристики.
Многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности, предназначенный для замены Ми-8, специалисты Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля начали разрабатывать в середине 1980-х годов. Проект получил свое нынешнее обозначение в 1983 году. К 1990 году был окончательно определен его внешний облик. В ходе работы над проектом Ми-38 конструкторы стали рассматривать его как машину, способную взять на себя часть задач, ранее выполнявшихся вертолетами Ми-6 и Ми-10.
Интересно, что при планировании этой программы изначально предполагалось международное сотрудничество. В частности, канадская фирма Pratt&Whitneyвызвалась создать для Ми-38 газотурбинный двигатель PW-127.
фото: пресс-служба "Вертолеты России"
Первый полет гражданский вертолет совершил 22 декабря 2003 года на территории летно-испытательного комплекса Казанского вертолетного завода. С 2004-го испытания опытной машины стали проводиться в Подмосковье, на территории МВЗ им. М.Л. Миля. В 2012 году на Ми-38 опробовали российский двигатель ТВ7-117В разработки фирмы "Климов".
К 2013 году команда летчиков-испытателей МВЗ официально установила на Ми-38 несколько мировых рекордов: высота полета без груза на борту (8620 м), с грузом в 1 тонну (7900 м), 2 тонны (7000 м), а также скороподъемность на высоту 3000 м и 6000 м.
В начале 2019 года гражданский Ми-38 завершил дополнительные сертификационные испытания в условиях экстремально низких температур. Специалисты Московского вертолетного завода подтвердили возможность технического обслуживания вертолета, его подготовки к полету и надежного запуска двигателей при температуре наружного воздуха ниже минус 45°С.
Первый полет транспортно-десантной версии Ми-38Т состоялся 23 ноября 2018 года на территории КВЗ. Недавно вертолет получил новую ярко-зеленую окраску вместо традиционно серой "войсковой" ливреи.
Это вертолет классической одновинтовой схемы с двумя газотурбинными двигателями ТВ7-117В мощностью 2800 лошадиных сил каждый. У Ми-38Т шестилопастной несущий винт диаметром чуть более 21 метра и Х-образный хвостовой винт диаметром 3,84 метра.
Вертолет максимальной взлетной массой 15,6 тонн способен взять на борт 5 тонн полезного груза – на одну тонну больше, чем Ми-8. Несмотря на солидный вес, дополнительные опоры на шасси позволят ему садиться на мягкий грунт и снег.
Ми-38Т может развивать максимальную скорость 290 км/ч (против 250 км/ч у Ми-8МТВ-1) и летать на дальность до 800 км (такой же дальности полета может достигать новый гражданский вертолет Ми-171А2).
В конструкции вертолетов типа Ми-38 есть ряд новшеств. Прежде всего, это улучшенные аэродинамические обводы фюзеляжа и обтекателя силовой установки, капотирование (защита) втулки несущего винта и автомата перекоса. Вместо традиционного размещения двигателей перед главным редуктором впервые в отечественном вертолетостроении реализована схема с их "задним" расположением. Это позволило снизить аэродинамическое сопротивление и уровень шума в кабине, а также повысить безопасность при аварийной посадке.
Для увеличения дальности полета на Ми-38Т предусмотрена установка дополнительных топливных баков и специальное дооснащение для решения транспортно-десантных задач. Он может быть переделан и в санитарную машину.
По аналогии с Ми-26Т2В можно утверждать, что Ми-38Т, скорее всего, получил новые пилотажно-навигационные приборы и метеорадиолокатор, аппаратуру навигации и посадки, цифровой пилотажный комплекс вертолета, а также бортовой комплекс обороны (БКО).
БКО включает в себя:
- ультрафиолетовые пеленгаторы обнаружения фактов пуска ракет;
- радиолокационную аппаратуру обнаружения фактов пуска;
- лазерную станцию оптико-электронного подавления;
- устройство выброса ложных тепловых целей.
БКО обеспечивает защиту вертолета от ракет с инфракрасными головками самонаведения.
Сейчас Ми-38Т ждет большой цикл испытаний, а затем – передача в войска.
1 комментарий
войтиПосмотрим сколько ещё будет тянуться эта история с Ми-38.