Форум

Страницы: 1
RSS
От Як-152 до МС-21: лучшие самолеты ОКБ Яковлева
 

Ведущие опытно-конструкторские бюро и авиационные предприятия России готовятся к международному авиасалону МАКС-2019, который откроется 27 августа в подмосковном Жуковском. В ходе выставки будут представлены различные новинки и уже зарекомендовавшие себя воздушные суда. О том, над какими проектами сейчас работает Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева и что планирует показать на выставке, порталу "Авиадрайв" рассказал заместитель генерального директора ОКБ по летным испытаниям, Герой России Роман Таскаев.

Одна из наиболее примечательных новостей - летно-конструкторские испытания учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки Як-152 планируется проводить совместно с военными. 

"Пока мы самостоятельно ведем работу по проекту Як-152. Надеемся, что сразу после авиасалона МАКС во взаимодействии с военными начнем летно-конструкторские испытания. Согласно документам, полеты могут проводиться как в Раменском (на базе ЛИИ им. Громова), так и на базе Государственного летно-испытательного центра в Ахтубинске", - рассказал он.

По словам Таскаева, в ОКБ рассчитывают, что новый этап испытаний самолета Як-152 продлится не менее полугода. Многое будет зависеть от погодных условий, так как испытания стартуют осенью.

В ближайшее время Як-152 смогут увидеть все участники и гости авиасалона МАКС-2019. Один борт будет стоять на статической экспозиции, а второй под управлением летчика-испытателя Андрея Воропаева будет выполнять одиночный пилотаж в рамках летной программы выставки. Один из самолетов Як-152 получил традиционную красно-белую "яковлевскую" окраску, второй – в ливрее серого "военного" цвета.

Рассказал Таскаев и о большой премьере, которая ожидает МАКС в этом году. В летной программе запланирован премьерный показ нового российского пассажирского самолета МС-21-300 ("Магистральный самолет XXI века") – долгожданного детища ОКБ Яковлева. Пилотировать лайнер будут летчики-испытатели Олег Кононенко и Василий Севастьянов.

Традиционно высшим пилотажем зрителей МАКСа порадует и учебно-боевой самолет Як-130, который сейчас проходит комплекс испытаний с лазерным дальномером. Несмотря на то, что специалисты ОКБ Яковлева неустанно трудятся над улучшением этой машины, в данный момент заказов от Минобороны РФ на Як-130 нет, отметил Таскаев. 

"Наши военные считают Як-130 слишком дорогой машиной. Тем не менее, самолетом активно интересуются инозаказчики", - подчеркнул замгендиректора ОКБ.

 

Як-152


Конкурс под шифром "Птичка-ВВС" на разработку и создание учебно-тренировочного самолета Як-152 для Минобороны РФ был объявлен в 2014 году. Стоимость контракта на создание поршневого учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки была определена Минобороны в 300 млн рублей. В том же году определился победитель - Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева, входящее в состав корпорации "Иркут". 

Первый полет Як-152 состоялся 29 сентября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода. Ожидалось, что он станет самолетом первоначальной летной подготовки для летных школ и первых курсов училищ. Затем курсанты должны были пересаживаться на учебно-боевой самолет Як-130.

Новый самолет рассчитан на достаточно серьезные перегрузки - до 7 единиц. Он оснащен катапультными креслами и убираемым шасси. Кабина рассчитана на двух летчиков (инструктора и обучаемого пилота), двигатель дизельный (RED– немецкого производства), винт - как у поршневых самолетов.

В 2017 году глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на Международном военно-техническом форуме "Армия" сообщал, что испытания Як-152 планируется завершить до конца 2017-го. Он не уточнял количество самолетов, которые планирует приобрести Минобороны, добавив, что этот вопрос обсуждается.

Юрий Борисов, занимавший пост заместителя министра обороны РФ, сообщал, что Министерство обороны России планировало в 2017 году заключить с Иркутским авиационным заводом контракт на поставку первых трех учебно-тренировочных самолетов Як-152. Экс-главком ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев говорил, что серийное производство этого самолета рассчитывали запустить в марте 2017 года.

Як-152 похож на своего "старшего брата" Як-130 по многим показателям, например, по средствам индикации и размеру кабины. 

 

Як-130


Учебно-боевой Як-130 совершил первый полет еще в 1996 году, а в 2002 году был выбран базовым самолетом ВВС для подготовки летчиков. Многие системы Як-130 имеют четырехкратное дублирование, что позволяет свести вероятность их отказа практически к нулю. Серийное производство Як-130 ведется на Иркутском авиазаводе.

Бортовая система имитации режимов боевого применения Як-130 обеспечивает "видимость" воздушного боя, взаимодействие с другими самолетами в группе, наземными и воздушными пунктами управления, а также имитацию атак наземных целей с пуском ракет "воздух-поверхность". Максимальная боевая нагрузка самолета составляет 3 тонны. 

Опытный экземпляр Як-130 оснащен лазерным дальномером и подвесными контейнерами с системами радиоэлектронной борьбы. На авиасалоне МАКС-2015 летчики-испытатели ОКБ Яковлева впервые представили обновленную летную программу самолета, оснащенного дымогенераторами. Несмотря на отсутствие управляемого вектора тяги, Як-130 способен выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа - например, "Колокол" или вращение на предельных углах атаки.

По данным из открытых источников, учебно-боевые самолеты Як-130 эксплуатируются в Алжире, Бангладеш, Белоруссии, Мьянме и Лаосе.

ОКБ Яковлева предлагает различные варианты модернизации Як-130, включая корабельный учебно-тренировочный самолет, штурмовик, истребитель-бомбардировщик, постановщик помех, разведчик и даже беспилотный разведывательно-ударный самолет (степень доработки базовой модели при этом составит 60%).

 

МС-21


Разработка пассажирского ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21 велась на базе несостоявшегося в 1990-х годах проекта Як-242. 

МС-21 совершил первый полет 28 мая 2017 года. Это второй гражданский самолет, созданный "с нуля" в новейшей истории России (первый - региональный Sukhoi Super Jet-100, эксплуатируется с 2011 года). МС-21 отличается от него большей дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и количеством посадочных мест. По данным 2017 года, портфель заказов на МС-21 составлял 315 судов.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)