Форум

Страницы: 1
RSS
Знакомимся с новым сверхзвуковым учебным самолетом T-7A "Red Hawk."
 


Будь то Вторая мировая война, или век высоких технологий, летчики оттачивают свои навыки на учебно-тренировочных самолетах.

Если вы умеете водить автомобиль, то скорее всего проходили обучение в автошколе, где во время практических занятий рядом с вами в машине сидел инструктор. Отчасти, то же самое касается и летчиков-истребителей: они начинают летать на учебно-тренировочных самолетах, где в кабине рядом с неопытным «новичком» находится инструктор.

В сентябре этого года американский авиастроительный концерн Boeing объявил, какое официальное название будет носить новый учебно-тренировочный самолет ВВС США: RedHawk T-7A (сверхзвуковой самолет, длиной 47 футов (14 м), с двух-килевым, окрашенным в красный цвет, оперением). В компании рассчитывают, что к 2023 году воздушное судно будет готово к поставкам. Пока же изготовлено только два из них.     

Работая над созданием нового T-7, специалисты компании отталкивались от того, что оба летчика (курсант и инструктор) сидят тандемом, также, как и в учебно-тренировочном NorthropT-38 Talon, на замену которому и должен прийти Red Hawk T-7A. Но есть и новшество: рассадка будет, как на стадионе («stadium seating» - кресло инструктора располагается  выше кресла  курсанта). Это означает, что у сидящего сзади инструктора будет полная зона обзора – и он сможет наблюдать за действиями курсанта, во время приземления, или в ходе обучения маневрам в воздушном бою.  

В автошколах на многих машинах на рабочем месте инструктора установлены дублирующие органы управления для создания условий, необходимых для овладения практическими умениями и навыками вождения, обеспечения безопасности движения на дороге и т.д. RedHawk T-7A также оснащен дублирующими органами управления. Таким образом и курсант, и инструктор могут управлять самолетом со своего рабочего места.  «Расположенные тандемом кабины Red Hawk T-7A практически идентичны, за исключением того, что передняя оснащена пилотажно-проекционным дисплеем (Head-Up Display – HUD) – говорит главный инженер Пол Нивальд (Paul Niewald).


При том, что самолетом можно управлять из любой кабины, инструктор может, если потребуется, полностью взять на себя управление воздушным судном. «Если действия курсанта во время полета могут привести к возникновению аварийной или нежелательной ситуации, летчик-инструктор может исключить его из участия в управлении самолетом» - объясняет Дэн Дрегер (Dan Draeger) – главный летчик испытатель компании Boeing. На T-7 для каждого летчика предусмотрено свое собственное катапультное кресло Aces 5, которые настраиваются таким образом, что, потянув одну рукоятку катапультирования, инициируется запуск обоих кресел.

Цель у нового учебно-тренировочного самолета такая же, как и у других учебных самолетов: подготовить летчиков к полетам на современных, находящихся в эксплуатации, боевых самолетах. «Когда вы летаете на T-7, вы летите на самолете, который очень похож на фронтовой истребитель, такой, например, как F-16 или F -15» - говорит Draeger. (буква «T» - в обозначении T-7 соответствует слову «учебный», а буква «F» - «боевой истребитель»).  

И хотя у истребителя F-16V (новая версия  истребителя F-16 Fighting Falcon, где «V» в индексе самолета обозначает «Viper» - «гадюка»)  имеется модификация с установленным вторым креслом в задней кабине, Однако, Draeger отмечает, что покупка и эксплуатация учебно-тренировочного самолета обойдется дешевле, чем использование для этих целей фронтового истребителя  - F16V - спарка. Говоря другими словами, T-7 это - полностью отвечающий критерию «стоимость-эффективность», и ничем не хуже боевого F-16, самолет.  

T-7 спроектирован таким образом, что нос воздушного судна самопроизвольно опускается вниз, если самолет выходит на закретические углы и режим сваливания. «И даже, если во время полета курсант все делает не так, нос сам опускается вниз, и самолет вновь начинает набирать скорость» - объясняет Draeger.

Учебно-тренировочные самолеты существуют уже на протяжении многих десятков лет. На них готовили американских летчиков в годы Второй мировой войны. Сейчас они по-прежнему «в строю»: их выкатывают для показов на авиационных шоу, или участия в различных соревнованиях по всей стране. В сентябре этого года мне посчастливилось «прокатиться» на заднем кресле в кабине учебного самолета T-6 (North American T-6 Texan – американский легкий учебный самолет) 1942 года выпуска. Самолет «стартовал» со взлетно-посадочной полосы аэропорта Reno Stead Airport (штат Невада, США), пролетел на High Desert (High Desertобычно относится к областям пустыни Мохаве, и как правило, термин «High Desert» используется местными СМИ), выполнил «бочку», и совершил посадку. Поскольку T-6 относится к разряду старых исторических военных самолетов, в его кабине не предполагается наличие современного, приподнятого над передним, и гарантирующего широкий обзор, заднего кресла. Таким образом, единственное, что я видел во время полета – это затылок летчика перед собой. 

  

«Это лучший из, когда-либо созданных, учебных самолетов» - говорит Bill Muszala, летающий на аналогичном самолете 1940 года - SNJ-5. «Когда вы начинаете думать, что «взяли над ним верх», он кусает вас за задницу» - добавляет Bill. 

 «Самолеты подобные T-6 (в частности Texan AT-6C) - это «рабочие лошадки», на которых американские летчики оттачивали свои навыки, прежде, чем пересесть на P-51 Mustang(американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия периода Второй мировой войны) или B-17 (Boeing B-17 Flying Force  - первый серийный американский цельнометаллический тяжелый четырехмоторный бомбардировщик). Для всех, обучавшихся в годы Второй мировой войны летчиков, самолеты Texan стали неотъемлемой частью их жизни» - говорит Джереми Кинни (Jeremy Kinney), из Национального музея воздухоплавания и астронавтики (National Air and Space Museum). 

На «стареньком» AT-6C (на котором мне довелось полетать) имелись «старомодные», классические бортовые приборы для измерения скорости и высоты. Двухместная кабина BoeingT-7, куда в недалеком будущем пересядут курсанты и инструктора ВВС США, будет оснащена двумя сенсорными дисплеями (которые будут установлены, как на рабочем месте обучаемого, так и на рабочем месте обучающего). На них будут отображаться карты и информация, касающаяся состояния воздушного судна. Размер более крупного из двух дисплеев (так называемого широкоформатного дисплея - large area display) составит 8 на 19 дюймов (20 см на 45 см).

 «Мы создали кабину, в которой уже нет такого огромного количества кнопок и выключателей. Она стала более интуитивно понятной и удобной в использовании, что немаловажно для молодых пилотов, привыкших пользоваться сенсорными экранами и iPads» - рассказывает Нивальд (Niewald) инженер компании Boeing.

Источник


Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)