Форум

Страницы: 1
RSS
Что мы знаем о тяжелом беспилотнике "Охотник"
 

Ударный беспилотный летательный аппарат "Охотник" разработки конструкторского бюро Сухого 3 августа совершил первый полет. Это знаковое событие для российского "беспилотья", учитывая, что взлетная масса этой машины (согласно открытым источникам) может достигать 20 и больше тонн.


фото: pravda-tv.ru

Для сравнения – максимальная взлетная масса легкого истребителя МиГ-29 составляет около 18,5 тонн. Так что если параметры "Охотника", указываемые в многочисленных публикациях, близки к истине, то Россия в скором времени может совершить определенный прорыв в области строительства "необитаемых" летательных аппаратов.

Осталось дождаться зримого подтверждения полета "Охотника", запечатленного на видео, а пока можно вспомнить, что это за машина и какими свойствами она обладает.

О том, что компания "Сухой" выбрана разработчиком проекта тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата, с тало известно в 2011 году. Тогда никаких подробностей об этом проекте, разумеется, не приводилось. Среди прочего, было известно, что созданием разведывательного БЛА "Альтаир" массой до пяти тонн занимались казанское ОКБ "Сокол" (ныне – ОКБ им. Симонова) и петербургская компания "Транзас" (ныне – Группа "Кронштадт"). Однако этот проект в силу различных трудностей в 2018 году был передан Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА). "Кронштадт" продолжил работу в области беспилотной тематики и занимается созданием и обкаткой разведывательного БЛА "Орион" массой в 1 тонну.

О разработке тяжелого беспилотника в 2017 году сообщал и гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" Илья Тарасенко, отметив, что речь идет о целой линейке аппаратов взлетной массой от 1 тонны до 15 тонн.

Но если уж говорить о еще более ранних временах, то на авиасалоне МАКС-2007 был показан полноразмерный макет ударного беспилотника "Скат", выполненного по схеме "летающее крыло". Этот аппарат с достаточно причудливым внешним видом создали в ОКБ "МиГ". Работы по "Скату" на какое-то время прекращались из-за отсутствия финансирования, но в этом году Тарасенко сообщил, что тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник "Скат" все-таки планируется утвердить в Минобороны до конца 2019-го.

За минувшее десятилетие, пока остальные проекты переживали не самые спокойные времена, фирма Сухого планомерно развивала не только истребитель пятого поколения Су-57, но и его беспилотного "младшего брата". Конечно, был использован и задел конца 1980-х годов, когда каждое авиационное конструкторское бюро в стране занималось, в том числе, ударной беспилотной тематикой,  но уже не успело воплотить задуманное в жизнь до развала Советского Союза.

В 2014 году директор дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), экс-главком ВВС России Владимир Михайлов рассказал, что в ОКБ Сухого ведут научно-исследовательские работы по созданию тяжелого ударного беспилотника. Теперь уже доподлинно неизвестно, из его ли уст впервые прозвучало название "Охотник", но постепенно этот проект обрастал новыми подробностями.

На сегодняшний день известно, что "Охотник" выполнен с применением технологии стелс, имеет аэродинамическую схему "летающее крыло" (у него отсутствует хвостовое оперение), а взлетная масса аппарата достигает 20 тонн. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать в полете скорость около 1000 км/ч. В отношении элементов искусственного интеллекта и автономности "Охотник" является прототипом российского истребителя шестого поколения. 

Первый макет аппарата для проведения наземных испытаний был создан в 2014 году, а в 2017-м по сети разошлась первая фотография "Охотника".

В ноябре 2018 года российские СМИ со ссылками на источники сообщили, что "Охотник" совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода, достигнув скорости 200 км/ч. Примерно в это же самое время в Новосибирские были сделаны более отчетливые изображения, дающие понимание истинных размеров этого БЛА.

Зимой 2019 года стало известно о том, что бортовые радиоэлектронные системы "Охотника" проходят испытания на борту истребителя Су-57. 

В конце января перспективный летательный аппарат перевезли в Ахтубинск – на базу 929-го Государственного летно-испытательного центра имени В.П. Чкалова. В мае его, по неофициальным данным, осмотрел президент России Владимир Путин, прибывший в Ахтубинск с рабочей поездкой.

На форуме "Армия-2019", проходившем в парке "Патриот" в подмосковной Кубинке с 25 по 30 июня, была впервые продемонстрирована радиоуправляемая модель "Охотника".

Третьего августа 2019 года российское военное ведомство распространило официальное сообщение, в котором, в частности, было указано, что первый полет "Охотника" состоялся в 12:20 по московскому времени и продолжался более 20 минут.

"В рамках программы испытаний совершил первый полет военный БЛА большой продолжительности полета "Охотник". <...> Летательный аппарат под управлением оператора совершил несколько облетов аэродрома на высоте около 600 м и совершил успешную посадку", - говорилось в сообщении Минобороны.

"Охотник", напомнили в ведомстве, выполнен по схеме "летающее крыло" с применением специальных материалов и покрытий, которые делают его практически незаметным для радиолокационных средств обнаружения. Беспилотник оснащен аппаратурой для оптико-электронной, радиотехнической и других видов разведки.

Если говорить об иностранных аналогах, то авиационные эксперты называют, прежде всего, американский беспилотный летательный аппарат RQ-170 Sentinel, также созданный по принципу "летающего крыла" компанией Lockheed Martin. Стоит, правда, отметить, что этот аппарат, как следует из открытых источников, совершил свой первый полет как минимум десять лет назад. 

В декабре 2018 года министр обороны Сергей Шойгу заявлял, что разведывательно-ударные беспилотники средней дальности начнут поступать в войска в 2019 году. Когда у российских военных появится первый тяжелый ударный БЛА, пока неизвестно, но первый полет "Охотника" внушает определенную надежду, что отставание нашей страны в этой высокотехнологичной сфере еще можно преодолеть.


Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)