публикации Lockheed Martin F-35: впечатляющее несчастье.

Lockheed Martin F-35: впечатляющее несчастье.

15 Февраля 2016
2533

В адрес самолета F-35 не прекращается волна критики со стороны СМИ и военных. Считается, что он не соответствует современной философии воздушного боя и из-за этого ВВС США рассматривают возобновление производства истребителей F-15 и F-16. Давайте разберемся, что плохого в F-35? Может, просто его изобретатели сделали такую же ошибку, как и Берия.

Действия истребителей строились по схеме, предложенной еще во время Второй мировой войны первым асом СССР Александром Покрышкиным. Суть её такова «высота-скорость-маневр-огонь» и «пуля-дура, самолет-молодец».

Иными словами, внимание акцентируется на том, чтобы самолет был способен догнать противника и приблизиться к нему на расстоянии поражения ракетой «воздух-воздух» или пушечного выстрела. Если имеет место быть маневренный воздушный бой, то обязательно превзойти противника в рамках пилотажных качеств. Но инженеры, начиная с 3-го поколения этих самолетов всё дальше стали отходить от закона «пуля-дура», основной акцент, делая на интеллектуальное преображение воздушной машины.

Появились импульсные радары и ракеты с инфракрасной головкой наведения. Теперь цели, находящиеся за пределами видимости может легко и быстро поражать боровое оборудование, оснащенное инновационной системой.

Советские самолеты МиГ-19 и МиГ-21, американские F-4 «Фантом» и F-104 «Старфайтер» являются типичными представителями этого поколения истребителей. Оснащение интеллектуальным оборудованием военного вооружения со временем только усиливается и особенно это проявлено в 4-м и 5-м поколении самолетов.

Универсально и экономично

Перед инженерами F-35 стояла дилемма «платформа или собачья свалка». Самолет классического типа обычно строится в рамках формулы Покрышкина, однако разработка истребителей интеллектуально типа, которые могут использовать средства поражения на большой дистанции, по мнению инженеров F-35, уменьшает функциональность этих воздушных машин до обычной платформы компьютеризированного типа.

Основная задача этой платформы заключается в том, что быть «стартовой площадкой» и центром управления одновременно. Давно уже относительно боевых машин все чаще используют термин «комплекс», который подчеркивает интеграцию интеллектуализации вооружения в «интеллект» воздушной машины Унивпера.

Вы можете себе представить, что с помощью платформы не только возможно избежать попадания в место действия ПВО противника, но и не нужно будет догонять, скрываться от самолета неприятеля или вести с ним маневренный воздушный бой, называемый еще «собачьей свалкой». Ракета, которая запущена с большого расстояния сама найдет цель еще до того, как та увернется от удара.

В случае, когда воздушной машине придется участвовать в решении боевых задач в небе, контролируемом неприятелем, то лучше, если акцент будет сделан на систему, которая сможет сбить ракету с толку. Еще более оптимальным вариантом станет ситуация при которой неприятель самолет просто не увидит. Вот поэтому конструкторы F-35 значительное внимание уделили разработке радиолокационной малозаметности машины.

Вооружения и оборудование высокоинтеллектуального типа одна из многих отличительных способностей этого самолета. Чиновники военного ведомства запланировали создание воздушной машины для 3-х видов вооруженных сил Америки - морской пехоты, ВВС и ВМС. И действительно, к чему затрачивать усилия и денежные ресурсы на разработку трех разных типов истребителей, если можно сделать один самолет с незначительными, как тогда казалось военным, модификациями? Это и объяснение парадоксу: к чему при уже созданном самолете 5-го поколения типа F-22, в Америке стали конструировать F-35.

Первый самолет предназначен для воздушного боя и может наносить молниеносные удары по любым объектам и, конечно, уничтожать истребители противника. Второй самолет многоцелевого назначения, у него в зависимости от типа модификации, истребление наземных вражеских объектов и поддержки союзников на поле боя имеют такую же важную роль, как и уничтожение вражеских самолетов.

Индюк и ошибка Берии

Пьер Спрей, являющийся одним из основных конструкторов самолета F-16 в своем интервью, которое он дал журналисту американского сайта Diff.com, назвал F-35 «индюком». В США эта птица считается символом сытости и глупости. Спрей говорил, что любые попытки сконструировать универсальный истребитель типа F-35 обречены на провал.

Если рассматривать этот самолет вертикального взлета, который предназначен для морской пехоты, то огромная двигательная установка просто «съест» существенную часть грузоподъемности воздушной машины. Что же касается крыльев, то их небольшая величина не способна обеспечить нужную маневренность ни для поддержки наземных сил, ни для воздушного боя.

Еще одним минусом, который, кстати, тоже касается маневренности, будет отличие вариантов, разработаных для ВМС и ВВС. Наибольшая скорость этого самолета составляет 1,6 Маха, что совсем не поражает воображение, потому как у современных воздушных машин США, России и Европы, например, таки как F-15 и F-16, скорость или аналогичная или превышает 2 Маха.

F-35 обладает определенной «невидимостью», но она, исходя из данных, размещенных на американском сайте Fool.com, возможна только в том случае, если самолет несет все свои ракеты и бомбы внутри, а такое бывает лишь при задействованных 17% из его возможностей. Если вооружение находится на внешних подвесках, то истребитель будет заметен точно так же, как и обычные самолеты.

В связи с этим вспоминается одна история, рассказанная бывшим замом генерального конструктора воздушных машин Андрея Туполева Леонидом Кербером в своей книге «Туполевская шарага».

Лаврентий Берия еще до начала ВОВ прикладывал все усилия для того, чтобы убедить Сталина начать строительство некого суперсамолета. Туполев же выдвигал предложение о строительстве пикирующего бомбардировщика среднего типа, который впоследствии и сконструировали, назвав Ту-2.

«Товарищу Сталину было доложено о ваших предложениях», - пояснил Берия Туполеву. Вождь согласился с моим мнением, что в настоящее время нам необходима не такая воздушная машина, а дальний, высотный, пикирующий четырехмоторный самолет под названием ПБ-4. Мы не хотим наносить уколы булавкой (палец Берии указал на чертеж АНТ-58 – ТУ-2 в будущем) и не станем убивать дикого зверя в его берлоге!...Поэтому подумайте (он кивнул сторону заключенных, среди которых был и Туполев) и сделайте все, чтобы через 30 дней были готовы предложения по ПБ-4. Я всё сказал!».

Такое задание можно назвать бредовым. Ограниченный выбор: герметичная кабина, высотный, соответственно, ограниченный обзор. А пикировщику, который прицеливается своим самолетом, как раз таки необходим максимальный обзор.

Дальний и четырехмоторный самолет будет по определению тяжелым. Потому как во время пике ПБ-4 постоянно бы подвергался гораздо бы более интенсивным перегрузкам, чем, например, при бомбометании во время горизонтального полета.

Он должен обладать только прочной конструкцией, но это в конечном итоге привело бы к утяжелению веса воздушной машины. И пикирование предназначено для воздушных ударов с небольшой высоты, а такой огромный самолет в этой ситуации превратился бы в удобную мишень для противника. И, в конце концов, воздушная машина не может без маневренности, которой не будет у этого тяжеловоза.

«Иными словами, - по воспоминаниям Кербера, - много «против» и нет «за», кроме простейшей мысли о том, что американцы и немцы уже обладают одномоторными самолетами, и мы в СССР обязательно должны их переплюнуть, назвав машину даже не «царь-колокол», а «царь-пикировщик!».

Немного подумав, Туполев принял решение, что строительство такого монстра возможно, но делать этого не нужно. Он отстоял свою точку зрения и в конечном итоге летчики СССР стали летать на лучшем самолете ВОВ Ту-2. Конечно, разработчики F-35 не приняли к сведению опыт «туполевцев» и вероятно даже не имели представления о нем.

«Старики» выигрывают в бою

Американский журнал Popular Mechanics назвал F-35 «впечатляющим несчастьем», а один летчик-испытатель этого самолета считает, что воздушная машина «не стоит и гроша». Кроме того, издание, ссылается на рассекреченный документ, случайно или неслучайно попавший на страницы ресурса War is Boring, который раскрывает информацию о проведенных тестовых воздушных боях между самолетами F-35 и F-16, уже более 40 лет находившимися на вооружении США.

F-16 был нагружен топливными баками, а F-35 летел в облегченном варианте, однако, первый самолет в условиях реального боя показал гораздо лучшие качества, чем у конкурента. Даже шлем пилота F-35, который стоил 400 000 долларов не смог обеспечить весь необходимый спектр информации и оказался слишком большим, чтобы быть удобным и позволять летчику при необходимости оглядываться назад.

Компания «Локхид Мартин», являющаяся разработчиком не стала принимать участие в дебатах, оспаривающих выводы пилота. Представители «Локхид Мартин» лишь заявили, что F-35 нужен, как самолет, способный уничтожить вражескую воздушную машину до начала боя».

Скорее всего, подобные тесты, помимо высокой стоимости F-35, стали еще одной причиной, согласно которой Пентагон начал рассматривать решение о закупки 72 самолетов типа F-15, F-16 и даже F/А-18. Хотя эти машины были сконструированы еще 40 лет назад. Конечно, собирались приобретать не первые модели, а их модернизированные версии, которые вместе с 300 самолетами F-15 и F-16 смоли бы существенно усилить F-22 и F-35 в рамках реального воздушного боя.

Согласно планам Пентагона, F-15 и F-16 останутся на службе до 2045 года, а может быть и дольше. И это значит, что «старики» по количеству значительно превысят F-22 и F-35 до 2020 года.

Вопрос о воли

Министерством обороны США планируется к 2038 году закупить 2547 воздушных машин типа F-35. Сумма сделки составит более 400 млн долларов, что делает этот проект самым дорогим в истории Америки. Если сравнить с другими фактами, то, например, то общая стоимость лунного проекта «Апполон» с учетом инфляционных рамок на 2005 год не превысила 170 млрд долларов. А здесь средства потрачены не только на закупку F-35, но и еще на эксплуатационное обслуживание до момента списания последнего такого самолета. Иными словами, американские военные в конечном итоге заплатят из кармана налогоплательщиков 1 триллион долларов, если не больше. И при этом такой самолет совсем не оправдывает надежд, которые на него возлагались.

Британский журнал The Week считает, что «пора это все заканчивать». «Единственный момент, исходя из которого, никаких таких шагов не было принято до сих пор – это потраченные огромные денежные средства». Некоторые военные аналитики придерживаются мнения, что боевые задачи могут быть наилучшим образом решены с помощью самолетов F-16 и F-18, нежели чем дорогостоящего F-35, - рассказывает автор журнала.

«А как насчет постоянно афишируемого превосходства Америки в воздухе и надобности иметь парк суперсамолетов XXI века, предназначенных для сдерживания Китая?» - спрашивает журналист. – У нас нет такого самолета, а мог бы быть.

Лучшей мотивацией для конструкторов, производящих военные самолеты – это разработка качественной техники и демонстрация того, что Америка способна «сбить» находящуюся в настоящий момент в «полете» не функционирующую программу, которая стоит 1,3 триллиона долларов. Будет ли у правительства США политическая воля для такого решения?»

Надуманная доктрина и её жертва

Что же всё-таки произошло с F-35? Похожая ситуация была с истребителем МиГ-3, произведенным в СССР незадолго до ВОВ. Популярная в то время доктрина о возможных боях на больших скоростях и высотах определила внешний облик этого самолета. Но в жизни получилось совсем по-другому, немецкие пилоты не стали устраивать соревнования с советскими самолетами, а предпочли вести бои на средних и малых высотах, к тому же далеко не на «полном газу».

И получилось так, что созданный для боев на больших высотах МиГ-3 оказался слишком неповоротливым и тяжелым на малых и средних высотах, что в конечном итоге повлияло на решение о его выводе из «первой линии» и применении только в подразделениях противовоздушной обороны.

Самолеты F-35, как и МиГ-3 можно назвать жертвой действующей доктрины, которая не соответствовала современным технологиям ведения боя. Давайте вспомним, что говорили о F-35 его разработчики, «этот самолет рассчитан на быстрое уничтожение вражеских воздушных машин до начала маневренных боевых действий».

Но, как выяснилось впоследствии во время летных испытаний, характерологические особенности воздушной машины F-35 не гарантируют ему возможность осуществить это. И, скорее всего, истребителю не уйти от «собачьей свалки», где уже находятся «МиГи» и «Су» из России и спроектированные по их подобию китайские самолеты, выигрывающие в плане маневренности у F-35.

Ситуация с F-35 могла бы быть в Америке не столь драматичной, если бы не продолжающаяся эра стратегического партнерства Бориса Ельцина и Билла Клинтона. В этом случае США могли бы не испытывать беспокойства о вероятных стычках в ближайшем будущем между американскими и российскими самолетами.

Но пришли перемены, и Россия стала проводить активную международную политику, которая иногда идет вразрез с планами США. Война в Сирии представляет собой наглядную демонстрацию военной авиации России.

К сожалению сейчас весьма реальна возможная перспектива военного столкновения между Россией и НАТО, в этом плане всё гораздо сложнее, чем было 20 лет назад. И США необходимо думать о том, что они могут противопоставить «МиГам» и «Су» из России.

А усовершенствованные «старики» F-16 и F-15 по своим техническим характеристикам, маневренности и динамике, скорее всего, гораздо лучше подойдут для этой роли, чем инновационный самолет F-35.

Источник

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют