публикации Каким стал 2019 год для авиации России

Каким стал 2019 год для авиации России

27 Декабря 2019
1736

Какое событие уходящего года можно назвать ключевым для российской авиационной отрасли? Мастерскую посадку самолета "Уральских авиалиний" в подмосковном кукурузном поле? Несомненно. Долгожданный контракт с Минобороны РФ на 76 истребителей пятого поколения? Конечно, да. Однако не обошлось и без потерь – так, в мае уходящего года в Шереметьево потерпел катастрофу авиалайнер Sukhoi Superjet, а 24 декабря, буквально за несколько дней до передачи в войска под Комсомольском-на-Амуре разбился первый серийный истребитель пятого поколения Су-57. Краткий обзор итогов года – в материале "Авиадрайва".

Чудо на кукурузном поле


И все-таки главным событием даже не года, а, как минимум, десятилетия стало спасение всех пассажиров и экипажа во время аварийной посадки A321 под Жуковским 15 августа 2019 года. В тот день авиалайнер Airbus A321-211 "Уральских авиалиний" должен был выполнить плановый рейс U6 178 по маршруту Москва – Симферополь, но почти сразу же после взлета столкнулся со стаей чаек. Из-за отказа обоих двигателей экипаж под управлением Дамира Юсупова вынужден был принять решение об аварийной посадке полностью заправленного самолета прямо на кукурузное поле, так как для разворота обратно на полосу не было ни высоты, ни времени. Все находившиеся на борту самолета 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, лишь 74 человека получили травмы различной степени тяжести.

Эту посадку называют невероятным сочетанием удачи и умения летчиков и просто настоящим чудом. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин были удостоены званий Героев России, а остальные члены экипажа получили ордена Мужества.

Долгая дорога Су-57


Россия наконец-то официально вступила в клуб авиационных держав, обладающих не просто технологиями производства истребителей пятого поколения, но и официальным государственным заказом на серию таких машин. В 2019 году на форуме "Армия" с российским военным ведомством был заключен исторический контракт на поставку 76 самолетов Су-57. В Комсомольске-на-Амуре началось их серийное производство.

Однако в этой бочке меда не обошлось без ложки дегтя: 24 декабря первый серийный Су-57, который рассчитывали "под елочку" передать российскому военному ведомству, потерпел крушение в Хабаровском крае во время испытаний двигателя. Для летчика все закончилось хорошо – он успешно катапультировался и был эвакуирован с места происшествия вертолетом Ми-8, не получив, по заверениям врачей, никаких травм. Машина упала в безлюдной местности, на земле также нет жертв и разрушений.

Причиной первой в истории России потери истребителя пятого поколения источники называют технический отказ системы управления самолетом.

Это происшествие чревато и задержкой выполнения гособоронзаказа, и имиджевыми потерями. Изначально в 2019 году планировалось передать Минобороны РФ два Су-57, но сначала на 2020-й сдвинулась передача второго самолета, а теперь вообще неизвестно, когда первая пара новых летательных аппаратов пойдет в войска.

Что касается имиджевых потерь, то их еще предстоит оценить. Известно, что Россия даже предлагала локализовать производство отдельных компонентов экспортной версии истребителя пятого поколения Су-57 в тех странах, которые им интересовались. Речь, в частности, идет об Индии и Объединенных Арабских Эмиратах. Теперь, по-видимому, с этим придется повременить.

Именно в этом году Су-57 впервые был представлен публике на статической экспозиции авиасалона МАКС в Жуковском. Его осмотрели президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган.

Вертолетные достижения


На той же "Армии-2019" был заключен еще один долгожданный контракт на поставку в войска 100 модернизированных "Ночных охотников" Ми-28НМ. И хотя испытания вертолета продолжаются по сей день, первые две машины проходят их в войсках, а серийное производство Ми-28НМ уже началось в Ростове-на-Дону.

Также в 2019 году российские Воздушно-космические силы впервые получили два транспортно-десантных Ми-38Т. Эти вертолеты, как уже писал "Авиадрайв", занимают промежуточное положение между средними Ми-8 и тяжелыми Ми-26.

Кстати, программа военно-транспортных вертолетов Ми-26 тоже не стоит на месте: в конце декабря стартовали государственные совместные испытания Ми-26Т2В, созданного по заказу военных. Эта версия вертолета существенно отличается от базовой обновленной радиоэлектроникой, наличием энергопоглощающих кресел для экипажа, бортовым комплексом обороны и еще массой других нововведений.

Более того – ВМФ РФ сейчас подумывает над тем, чтобы в перспективе заказать холдингу "Вертолеты России" Ми-26 в арктическом варианте для Северного флота. 

В рамках форума "Армия" также был подписан контакт на поставку первой партии из 10 новейших военно-транспортных вертолетов Ми-8АМТШ-ВН. Поступают на вооружение и первые арктические Ми-8АМТШ-ВА.

Есть надежда, что в 2020 году могут быть подписаны контракты на выполнение следующих этапов НИР на разработку перспективного скоростного вертолета, создаваемого конструкторским бюро им. М.Л. Миля. Продолжается работа и над вертолетом морского базирования "Минога".

Также в 2020 году в холдинге "Вертолеты России" рассчитывают заключить с министерством обороны России контракты на поставку ударных вертолетов Ка-52 в новом техническом облике и модернизировать строевые машины. В настоящее время уже ведутся соответствующие опытно-конструкторские работы.

Первый полет "Охотника"


Третьего августа 2019 года в воздух поднялся тяжелый беспилотный летательный аппарат "Охотник" весом около 20 тонн. Он был создан конструкторским бюро фирмы Сухого и выполнен по схеме "летающее крыло" с применением специальных материалов и покрытий, которые делают его практически незаметным для радиолокационных средств обнаружения. Этот беспилотник оснащен аппаратурой для оптико-электронной, радиотехнической и других видов разведки. Минобороны РФ обнародовало видео, на котором "Охотник" летает в паре с истребителем Су-57, и эти кадры не только уникальны, но и очень красивы.

В августе 2019 года Минобороны РФ также продемонстрировало видео первого полета тяжелого аппарата "Альтиус-У" массой 6 тонн. Разведывательный беспилотник большой продолжительности полета "Альтиус" был впервые представлен в качестве экспериментальной модели на форуме "Армия-2015". Изначально такое название носила научно-исследовательская работа (НИР), в результате которой несколько лет назад был создан БЛА "Альтаир". Этой разработкой занималось казанское ОКБ "Сокол" (позднее – ОКБ им. М.П. Симонова).

Кроме того, в августе первый  раз от земли оторвался новый беспилотный летательный аппарат "Форпост-Р" – тактический разведывательный БЛА семейства Searcher (англ. – "искатель"), разработанного концерном "Авиационная промышленность Израиля" (IAI, Israel Aerospace Industries) еще в начале 1990-х годов. В России этот проект по лицензии производит Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Дальняя авиация


В этом году стало известно о том, что компания "Туполев" начала сборку первого летного образца перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), однако сроки его выкатки и первого полета не называются. Занимавший ранее пост замминистра обороны РФ Юрий Борисов отмечал, что новый стратегический бомбардировщик может совершить первый полет в 2025-2026 годах и пойти в серию к 2030 году. 

Также российское военное ведомство не оставляет без внимания возобновление производства стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 в варианте Ту-160М2. В начале 2019-го во время визита министра обороны РФ Сергея Шойгу на ПАО "Туполев" стало известно, что отечественные Вооруженные силы рассчитывают получить четыре Ту-160М2 уже к 2023 году. На предприятии уточнили, что первый самолет, планер которого был сделан в советское время, уже летает, а к концу 2022 года заказчику будут сданы еще три абсолютно новых Ту-160М2.

Кроме того, Казанский авиационный завод им. Горбунова модернизирует ракетоносцы Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М с существенно улучшенными боевыми характеристиками. Первый полет нового Ту-22М3М состоялся в декабре 2018 года.

Первый полет Ил-112В


Этот турбовинтовой военно-транспортный самолет, разработанный с нуля в постсоветский период, все-таки совершил первый полет в марте 2019 года. Правда, этот полет был пока единственным, так как многострадальный проект, запущенный еще в 1990-х, пришлось снова переделывать. 

Проблемы с Ил-112В начались давно. В частности, потому, что самолет получился перетяжеленным. Косвенно это пришлось признать даже заказчику: министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что опытный образец самолета Ил-112В "находится на комплексной доработке, в том числе с целью снижения массы".

По официальным данным, второй раз Ил-112В поднимется в небо только в 2020-м, но когда он будет сдан военным, неизвестно.

МС-21 и SSJ


В гражданской авиации России двумя основными "китами" отечественного производства являются Sukhoi Superjet и МС-21. Испытания второго идут своим чередом: 16 марта 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет третьего опытного самолета МС-21-300. В сентябре 2019-го он был представлен широкой публике на МАКС-2019. Зарубежной премьерой МС-21 стал перелет и демонстрация на фестивале авиации, космоса и технологий TEKNOFEST в Стамбуле.

Проект "Суперджета", помимо нерешенных проблем с отказами эксплуатантов, несомненно, понес новые имиджевые потери после крушения в мае 2019-го в Шереметьево. После того как в пожаре на аварийно приземлившемся борту погиб 41 человек, Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в мае 2019 направила обращение в Минтранс РФ с просьбой перепроверить соответствие типовой конструкции самолета сертификационным требованиям. Под сомнение были поставлены системы защиты от поражения статическим электричеством, прочностные характеристики топливных кессонов в крыле, защищенность пассажиров салона от внешнего пожара и программы подготовки летного и кабинного экипажа, рекомендованные разработчиком.

В конце 2019 года стало известно о том, что Минпромторг намерен выделить дополнительно почти 15 млрд рублей на разработку самолета Superjet New, в котором максимальное количество деталей будет производиться в России.

вернуться назад

Комментарии отсутствуют