публикации Секретная миссия старого МИГа

Секретная миссия старого МИГа

16 Сентября 2020
253

Известная русская поговорка гласит: «Все новое – это хорошо забытое старое». В качестве подтверждения этому, рассмотрим пример с МиГ-31.  На первый взгляд, вроде бы и старый, 40-летний «боевой конь». Однако, в скором времени, ему будет предоставлен второй, а возможно даже и третий шанс. 

МиГ-31, сильной стороной которого в 80-е годы прошлого века являлось выполнение задач по перехвату стратегических сверхзвуковых разведчиков ВВС США, (один из известных случаев – преследование на огромной скорости в районе Заполярья американского самолета-«шпиона» SR-71), был официально перепрофилирован и стал выполнять функции боевой платформы (самолета-носителя) для гиперзвуковых ракет «Кинжал», посредством которых Владимир Путин рассчитывает вернуть Россию в глобальную гонку вооружений. 

В принципе, здесь нет ничего особо интригующего. Что действительно, в последние два года, переполошило экспертов в области авиации, так это, переданная засекреченными самолетами-шпионами снимок МиГ-31, переносящего какую-то «таинственную» ракету по размеру, выглядящую даже больше, чем «Кинжал». К слову сказать, «Кинжал» отнюдь не маленькая ракета, поскольку весит она ни много ни мало - полтонны, а максимальная дальность поражения составляет 1200 миль (почти 2000 км). 

По мнению наблюдателей, новая, более крупная ракета, предназначена для поражения низкоорбитальных спутников США и их союзников. В апреле 2020 года американский веб-ресурс The Space Review опубликовал материал, Барта Хендрикса, где  специалист выдвигает гипотезу, отталкиваясь от информации о Российских военных контрактах и скупых официальных заявлений. Вывод Хендрикса таков: МиГ-31 является, неотъемлемой частью секретной противоспутниковой программы Кремля, получившей название «Буревестник» (Буревестник – морская птица, символ, приближающейся бури, воспетый в 1901 году в эпической поэме Максима Горького).   

Возникает естественный вопрос: «Почему именно МиГ-31»? Ну, во-первых, хотя бы потому, что он – большой. Можно сказать даже огромный. Поднявшийся в 1981 году в воздух для выполнения своей первой миссии МИГ-31, весил 42 000 кг (92 400 фунтов), что в полтора раза больше массы его советского современника - многоцелевого всепогодного истребителя СУ-27. Вооружен истребитель перехватчик был четырьмя ракетами класса «воздух-воздух»  большой дальности Р-33, которые были всего на 10 кг легче «Кинжала». Во-вторых, МиГ-31– один из самых быстрых, летающих на сегодняшний день самолетов. Его крейсерская (сверхзвуковая) скорость составляет М=2.4 (2896 км/ч), однако при необходимости он может «разогнаться» и до М=2.8. Практическая дальность полета МиГ-31 (еще до того, как в середине 1980-х годов он начал дозаправляться в воздухе), составляла 1250 км.      

Такую скорость МиГ-31 удается развить, когда полет проходит на больших высотах (примерно 20 км), что, в свою очередь, позволяет свести лобовое сопротивление к минимуму. На средних высотах самолет летит медленнее, но и здесь его скорость может достигать М=1.2. Теоретически, ракеты Р-33 могут поражать цели, находящиеся на расстоянии 300 км. В свое время, сочетание скорости и смертоносной огневой мощи снискало «Foxhound» («Лисья гончая» - МиГ-31 по кодификации НАТО) уважение со стороны его противников из НАТО. Группы из четырех самолетов МиГ-31 было вполне достаточно, чтобы контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту в 900 км и держать противника вдали от государственной границы. И опять, это только теория. Никто и никогда не проверял этого.  


Летчик-истребитель отрабатывает посадку МиГ-31 на условно поврежденную полосу аэродрома Елизово (Камчатский край)

Основным недостатком МиГ-31 было отсутствие универсальности. Первоначально, он разрабатывался для перехвата авиационных крылатых ракет и новых, на то время, американских бомбардировщиков, и якобы сдерживал противника от воздушного нападения на Советскую Родину. Весьма надуманный сценарий даже для 80-х годов прошлого века. Да, он закрыл советское небо «Черному дрозду» (американскому стратегическому разведчику SR-71), однако с появлением многофункциональных истребителей, таких как СУ-27 и американских F-14 и F-15, МиГ-31 перешел в разряд монофункциональных. «Он больше похож на ракету класса «земля-воздух», чем на самолет» - говорит, специализирующийся на военной и оборонной политике, вопросах безопасности России и стран постсоветского пространства аналитик корпорации CNA Майкл Кофман (Michael Kofman).     

После окончания «Холодной войны» слишком большой и «неуклюжий» для использования в ближнем воздушном бою и локальных конфликтах, «Foxhound» остался «не у дел», тогда как другие российские боевые комплексы переключились на «зарабатывание» на свое содержание за счет экспорта. За четыре прошедших десятилетия МиГ-31 не произвел ни одного боевого пуска и посредством экспортной торговли не заработал ни рубля для Кремля.   

У современных конфликтов совсем другой сюжет, поскольку, с точки зрения доминирования на поле боя, «ослепить» и подавить самолет противника в небе становится определяющим фактором. Вряд ли можно назвать чем-то новым идею перехватывать и уничтожать спутники противника, используя истребители. Во всяком случае, ВВС США успешно осуществили это однажды, еще в 1980-е годы, когда Рональдом Рейганом была запущена «Стратегическая оборонная инициатива», известная также как «Звездные войны». Тогда, ложная цель была поражена, выпущенной с истребителя F-15 ракетой ASM-135A. В ответ, Советы разрабатывают экспериментальную модификацию МиГ-31, способную нести противоспутниковую ракету 79M6. Было проведено несколько испытательных полетов, затем в России грянула «Перестройка» и все планы были отправлены в «долгий ящик». Дальность поражения гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал» составляет, если верить российской пропаганде, 1200 миль (1931 км), а это, как оказывается, как раз и есть максимальная высота полета низкоорбитального спутника. Таким образом, можно предположить, что огромная ракета «Х» в Жуковском – это ракета авиационного комплекса противоспутниковой обороны нового типа, являющейся близкой родственницей «Кинжала».     

Если в ваши планы входит уничтожение, находящихся на таком колоссальном расстоянии на орбите целей, то запуск ракет с мобильной платформы, с высоты 20 км дает значительные для этого преимущества. Во-первых, запуск ракеты с такой высоты, позволяет не только сэкономить колоссальное количество энергии, но и избежать излишних расходов. «Не менее важно и то, что МиГ-31 имел бы возможность уничтожать спутники 2в режиме 24/7» - говорит, работающий в Центре стратегических и международных исследований (Вашингтон, округ Колумбия) руководитель проекта по обеспечению безопасности воздушно-космических систем Тодд Харрисон (Todd Harrison). «Бывает, что системам наземного базирования приходится ждать день, пока спутник не пройдет в пределах их досягаемости, Пуск ракет с самолета-носителя дает нам более гибкие возможности» - объясняет он.   

Многие критически важные спутники США и НАТО перемещаются по геостационарным или средневысотным околоземным орбитам за пределами досягаемости «Кинжала»/Ракеты «Х» (там, же находятся и GPS-спутники). Но и низкая околоземная орбита заполнена объектами, которым также необходимо находиться в непосредственной близости  от театра военных действий, чтобы получать снимки с более высоким разрешением – говорит Кофман. Сейчас, как ни крути, сухопутные войска так же зависимы от спутниковой связи, как обычные граждане от домашнего интернета.  «Мы в значительной степени зависим от систем космического базирования, необходимых нам для использования высокоточного управляемого оружия, сопровождения целей в режиме реального времени. Это «костяк», определяющий исход современных конфликтов» - добавляет он. 

Российским военным придется приложить немало усилий и изрядно потратиться, чтобы МиГ-31 смог действительно вывести его их строя. Во всяком случае, способность истребителя переносить крупногабаритные новые ракеты дает «старичку», как минимум еще один «шанс». В 2015 году в Министерстве обороны России заявили, что до самой современной версии (МиГ-31ВМ) к 2030 году будет модернизировано 130 МиГ-31-х. Ну, Что ж, ветеран не сдается!


Аэродром Елизово. «Foxhound» ждет разрешения на запуск

Возможно, к концу 1970-х годов в СССР уже и начался процесс внутреннего распада, однако у государства все еще сохранялась воля и имелись немалые средства и возможности, чтобы противостоять США и идти «ноздря в ноздрю» в гонке вооружений. «Советский Союз разваливался, находясь на пике своего технологического могущества» - отмечает Кофман.  

Непосредственным толчком к скорейшей разработке нового самолета послужил угон в Японию в сентябре 1976 года летчиком ВВС СССР Виктором Беленко советского сверхзвукового истребителя – перехватчика МиГ-25 «Foxbat». Беленко попросил политическое убежище и раскрыл секретную информацию, непосредственно касающуюся данной модели истребителя. Хотя стоит отметить, что больше он рассказал о недостатках самолета, чем о его достоинствах. Аналитики стран свободного мира были «сражены наповал» информацией, касающейся скорости, которую мог развить «Foxbat» (M=3). Однако, как оказалось, не все так просто. Как следует из материалов, извлеченных из документальных источников, размещенных на сайте «Russia Beyond the Headlines», на скорости М=2.8 двигатели перегревались и четыре, подвешенные под крылом ракеты класса «воздух-воздух» начинали опасно вибрировать. Что касается лобового стекла, то оно, как правило обледеневало, поскольку технический персонал, обслуживающий самолет, мог перед взлетом выпить, пресловутый авиационный спирт, защищающий стекла кабины от замерзания. 

Через три года, прошедших после скандала с МиГ-25, существенно улучшенный МиГ-31 был готов к испытательным полетам. Двигатели у МиГ-31 были менее мощные, но зато работать они стали гораздо надежнее. Фюзеляж самолета стал длиннее. Это было необходимо для размещения штурмана-оператора - второго члена экипажа, занимавшегося вооружением и РЛС перехватчика. Но самым впечатляющим нововведением стала БРЛС «Заслон» (кодовое название НАТО – «Flash Dance»). Это был первый, установленный на истребителе допплеровский импульсный радар с пассивной сканирующей решеткой и цифровой обработкой сигналов. Публично радар (одновременно с МИГ-31) был представлен в 1991 году на парижском авиасалоне. По воспоминаниям летчика-испытателя МиГ-31 Валерия Меницкого, новый радар «Заслон» никого не оставил равнодушным и вызвал зависть у всех присутствующих на показе.

«Заслон» одновременно мог наводить оружие на шесть целей (хотя МиГ-31 мог переносить всего лишь четыре ракеты). Что особенно важно, появилась возможность обнаружения и поражения целей в нижней полусфере, что в свою очередь позволяло ракетам класса «воздух-воздух» R-33 (которыми обычно был вооружен МиГ-31) поражать цели на более низких высотах, например, такие как, крылатые ракеты. Для сравнения, МиГ-25 мог осуществлять пуск ракет только по высотным целям.  

Тем не менее, поспешность и амбициозность проекта наложили свой отпечаток. Сам Меницкий едва выжил после неудачного испытательного полета (отказ обоих двигателей из-за заклинивания и дефекта топливной системы). Когда указатель топливомера «таинственным образом» резко отклонился в сторону нулевой отметки, летчик принял решение экстренно посадить истребитель в Жуковском. При отсутствии тяги, на скорости 292 миль/час (примерно 470 км/ч) самолет, разрушив бетонное ограждение ВПП, прокатился еще примерно милю (1,6 км) и наконец остановился. Выбравшись из кабины целыми и невредимыми, Меницкий и второй пилот, чтобы немного успокоить нервы, закурили, но встревоженный пожарный выдернул сигареты у них изо рта. Все-таки запас горючего до конца израсходован не был, а сами пилоты стояли в луже керосина.   

Как рассказал впоследствии (в эпоху «гласности») историк авиации, российский журналист, Андрей Симонов, непосредственному начальнику Меницкого, заслуженному летчику-испытателю СССР Александру Федотову не повезло совсем. И вновь, причина – выход из строя топливной системы. В апреле 1984 года генерал-майор авиации А. Федотов и штурман В. Зайцев выполняли полет на отработку топливной системы МИГ-31. После нескольких минут полета загораются лампочки выработки всех баков (на самом же деле в баках оставалось 12,5 тонн топлива). Федотов принимает решение вернуться на базу и садиться на ходу. Тяжелый, с полными баками, МиГ сорвался в штопор с выполняемого на малой высоте виража и при столкновении с землей взорвался. Когда с полными баками МиГ уже почти соприкоснулся с землей, Федотов попытался катапультироваться. Оба пилота погибли. Герой Советского Союза А.Федотов, испытывал каждую модель МиГа начиная с 1960-х годов.


Входящий в состав авиационного полка Северного флота России в Мончегорске, «Foxhound» «ждет» своего пилота

К сожалению, (сетовал Меницкий) МиГ-31, так никогда и не получил заслуженного уважения за использованные при его создании прорывные инженерные решения. Не поспособствовала тому и жертва его друга. Его с самого начала затмил собой СУ-27, об исключительных качествах которого во время трансляции военного парада «в течении шести или семи минут» без устали, взахлеб разглагольствовали  комментаторы, практически напрочь забывшие о МиГ-31. «Некоторые руководители фирмы Sukhoi и их лоббисты из Министерства обороны поддержали кампанию, развернутую генеральным конструктором Sukhoi, по «полировке» имиджа Су-27 за счет МиГ-31» - кипя от возмущения, рассказывал Меницкий в своих воспоминаниях. 

«Какая то доля правды в этом есть» - считает, защитивший докторскую степень в Московском государственном строительном университете (до 1993 г. «Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева), преподающий в государственном университете в Буффало (Buffalo State SUNY) по специальности «Технология машиностроения» Илья Гринберг (IlyaGrinberg). Конструкторы МиГов - Артем Микоян и Михаил Гуревич - под руководством которых и разрабатывались легендарные самолеты (аббревиатура МиГ – начальные буквы их фамилий) умерли в 70-е годы прошлого века. И если их преемник - Ростислав Беляков всегда верил, что разрабатываемая ОКБ-155 (ныне АО «РСК «МиГ») продукция сама зарекомендует себя, то Михаил Симонов – генеральный конструктор «ОКБ Сухого» был «мастером болтовни и лоббирования». Как бы то ни было, но более легкий и маневренный Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker-B) оказался гораздо более подходящим для эпохи, начавшейся после окончания «Холодной войны». Эти самолеты, как и модификацию Су-35 Россия экспортирует чуть ли не в полдюжины стран мира. Более того, было налажено лицензированное производство многоцелевых истребителей Shenyang J-11 (являющихся аналогом Су-27) в Китае.

Однако была одна задача с выполнением которой мог справиться только МиГ-31, а именно: сопровождение SR-71-х вдоль бескрайних границ СССР и «почтительное удерживание» «Blackbird» в пределах международного воздушного пространства. Разработками для ЦРУ США стратегического сверхзвукового самолета – разведчика, получившего название SR-71 («Blackbird» - «Черный дрозд») занялось знаменитое сверхсекретное подразделение перспективных разработок Lockheed Skunk Works после того, как Советы в 1960 году  сбили, американский самолет-разведчик Lockheed U-2, летевший, казалось бы на «недоступной высоте (62000 футов – 18900 м), и захватили летчика Гарри Пауэрса, выполнявшего секретные задания для ЦРУ. Сначала, «Черный дрозд», выполняя задания ВВС США совершал разведывательные вылеты во Вьетнаме. Затем, в 1976 году переключился на наблюдение за Советскими боевыми кораблями, выполняя полеты по северному маршруту  - с находящейся в Англии военной авиационной базы королевских ВВС Великобритании, а также по гигантской дальневосточной петле с калифорнийской авиабазы «Бил» (Beale Air Force Base).

В частях ПВО СССР реально понимали, что у них нет никаких шансов сбить SR-71 с земли. Новый самолет мог летать с феноменальной скоростью (М=3.3) и делать снимки на высоте 80000 футов (24384 м) и более. «Это была уже совсем другая угроза со стороны противника, поскольку SR-71 мог безнаказанно летать, где угодно» - отмечает Гринберг.  

Ну, «безнаказанно», это все-таки громко сказано, поскольку летные характеристики МиГ-31 позволяли осуществить перехват американского разведчика. Да, «Foxhound» уступал «Черному дрозду», как по скорости (где-то 360 миль/ч - 560 км/ч), так и 3км-4,5 км по высоте полета. Однако совместными усилиями, эскадрильи могли удерживать одиночный SR-71 в пределах досягаемости ракет, тем более что американцы, для лучшего выполнения своих разведывательных миссий, летали по конкретным, более-менее точным маршрутам. В качестве подтверждения этому в отрывке книги Пола Крикмора (Paul Crickmore) «Lockheed Blackbird: Beyond the Secret Missions» приводятся воспоминания одного из первых летчиков, пилотирующих МиГ-31 - капитана Михаила Мягкого, несколько раз поднимавшегося в воздух для перехвата SR-71: «Если бы SR-71 нарушил воздушное пространство СССР, то по нему бы был произведен пуск ракет. У «американца» практически не было шансов «увернуться» от Р-33». Естественно, что на практике пилоты SR-71 столь смелое утверждение слова Мягкого не проверяли. Они время от времени «щекотали» границу СССР, но никогда ее не пересекали.   

Действительно, дважды в неделю, во время последнего всплеска напряженности в период холодной войны (в годы правления Рональда Рейгана), самый быстрый в мире самолет устраивал в районе Заполярья, над неприступными берегами Новой Земли и Северного моря секретный сверхзвуковой «балет». Однажды Мягкому удалось подойти достаточно близко, чтобы невооруженным глазом увидеть своего врага. Распечатку записи полета он сохранил себе на память в качестве сувенира. «На высоте 22000-23000 м инверсионный след бывает очень редко. Но в тот день, стояла отличная погода и воздух был прозрачен. Я «прошел» под SR-71, который находился в 3000-4000 м над нами и даже сумел разглядеть его черный силуэт» - вспоминает летчик. 

Во всяком случае, погоня за SR-71 придала, изолированным на унылых базах от Мурманска до Камчатки экипажам МиГ-31, уверенности в своих силах, граничащих порою с манией величия. В мемуарах Валерия Меницкого его коллеги из ВВС США представлены, как люди, живущие в постоянном кошмаре. «Появление МиГ-31 приводил летчиков SR-71 в трепет. В своих докладах к вышестоящему руководству они сообщали, что, совершая полеты вдоль границ СССР, они находятся под постоянным психологическим давлением и просили изменить маршруты полетов на нашем Дальнем Востоке. В скором времени полеты были прекращены» - писал он.

Более объективные историки склонны придерживаться другого мнения. Валерий Романенко - украинский эксперт по вопросам в области военной авиации России, помогавший Крикмору со сбором информации для его книги, вообще не уверен в том, что американские летчики знали, что за ними «охотится» МиГ-31. В публичной версии американские генералы, принявшие в 1989 году решение вывести SR-71 из эксплуатации, ссылались на стоимость самолета и на появление альтернативных вариантов – возможности получать более эффективные разведданные со спутников.


Истребитель Миг-31 с подвешенной, «породившей массу слухов и предположений огромной и таинственной массо-габаритной ракетой нового типа является ли она возможным противоспутниковым оружием, или средством обороны с несколькими боеголовками, предназначенным для того, чтобы сбивать приближающиеся гиперзвуковые ракеты?

Для МиГ-31, оставшегося без своего «заклятого врага», и не стесненной в средствах, развалившейся два года спустя советской «военной машины», наступили трудные времена. Ходили слухи, что Китай в 1992 году задумывался о покупке двадцати четырех «Foxhound» с намерением в дальнейшем создать свою собственную отечественную версию МиГ-31,  но вместо этого свой выбор остановил на СУ-27 – еще один удар по Валерию Меницкому и другим фанатичным сторонникам МиГ-31-х. Когда-то Валерий Романенко, в ходе беседы с чиновниками, занимавшимися закупками для Вооруженных сил Нигерии и подумывавших о приобретении Миг-31-х, (совмещавших функции перехватчика и самолета AWACS - дальнего радиолокационного обнаружения и управления) отговорил их от этой затеи. В качестве одного из аргументов он приводил тот факт, что количество боевых полков, летающих на Миг-31 в России, сократилось с семи до двух. Из этого урезанного парка самолетов, (согласно официальной информации, собранной Романенко и Гринбергом) в   период  с 1995 г. -2016 г. разбилось и сгорело 14 машин, к счастью все пилоты, при этом, остались живы.   

Согласно исследованию Барта Хендрикса, первый намек на возвращение МиГа появился в 2009 году, когда главнокомандующий ВВС России объявил, что «на данный момент проводится усовершенствование МиГ-31, и впоследствии он будет выполнять те же (что и во времена СССР)  задачи в космосе». Больше, на этот счет (вплоть до начала 2017 года) не было практически никакой информации. Тогда, уже другой высокопоставленный начальник в своем интервью информационному агентству Министерства обороны «Звезда», поделился информацией, касающейся того, что, установленная на МиГ-31, новейшая ракета сможет поражать цели в ближнем космическом пространстве». 

В марте 2018 года интрига закрутилась еще сильнее, после того, как Владимир Путин публично рассказал о существовании российского гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал». В июле того же года ТАСС дало официальное сообщение, что после успешно прошедших учений, МиГ-31 теперь официально назван «основным носителем гиперзвуковой ракеты «Кинжал». В сентябре, под хештегом ShipSash появляется, опубликованная российским папарацци, и наделавшая много шума, пресловутая фотография МиГ-31 с закрепленной в нижней точке подвески на корпусе истребителя ракетой «Х».

Означает ли все это вместе взятое, что Миг-31 станет важнейшей составляющей военного арсенала возрождающейся России, раз уж поле боя перемещается на низкую околоземную орбиту? Если великие державы вновь начнут выяснять отношения, то вполне вероятно, что театр военных действий переместится в космос. Ведь уничтожить спутники в этом случае будет довольно просто. Если уж на то пошло, их орбиты неизменны, а значит, и уклониться от наносимых ударов, им будет отнюдь нелегко.

Насколько целесообразным является уничтожение вражеских спутников. 

По словам Харрисона, одной из причин по которой в 80-е годы прошлого века в рамках Программы США по оказанию противодействия в космосе, был уничтожен лишь один проходящий испытания спутник, был объем обломков, оставшихся после попадания в него ракеты, которые могли нанести вред любому из 1000 космических  аппаратов,  находящихся на тот момент на низкой околоземной орбите. «Противоспутниковое оружие воздушного базирования представляет собой не только серьезную, но и реальную угрозу. Однако я не думаю, что это принесет хоть какую-то пользу, если использовать его так как видят это русские. Будущее, по его мнению – за лазерными системами, которые могут временно ослеплять или разрушать оптические системы разведывательных спутников противника, не разрывая их при этом на куски.  В тоже время, оружие направленной энергии может быть использовано скрытно, поскольку, подвергшаяся нападению страна, возможно захочет сохранить атаку в тайне. «Если мы скажем что-то, то это может быть расценено, как фактическое признание атаки. Так что скорее всего никто никогда ничего не узнает» - объясняет Харрисон. 

Россия, со своей стороны, также может предпринять попытку «ослепить» своего противника посредством противоспутникового ракетного комплекса наземного базирования «Нудоль», размещенного на полигоне Плесецк. Во всяком случае, начиная с 2014 года, в России были произведены десять испытательных запусков ракеты системы «Нудоль».

Если Россия действительно захочет вывести из строя спутник противника, есть способы сделать это, не полагаясь на меткость 40-летнего ветерана. Но недооценивать стареющий «Foxhound», было бы ошибкой. И как опять тут не вспомнить русскую поговорку: «Новое (а в данном случае еще и представляющее угрозу) – это хорошо забытое старое».

Источник

вернуться назад

Материалы по теме

Комментарии отсутствуют