Модернизированный Су-25СМ или второе рождение "Грача"

Проектирование самолёта СУ-25 было начато в конструкторском бюро имени Сухого ещё в 1968 году. Использовать штурмовик вначале предполагалось для оказания поддержки действующим войскам над полем боя. Он проектировался в качестве простой в эксплуатации боевой реактивной машины, обладающей увеличенным уровнем живучести и хорошими маневренными характеристиками.

С 1987 года проводились испытания воздушной машины госкомиссией СССР. Изготавливали штурмовики Су-25 на тбилисском авиационном заводе, первую модель тестировал лётчик-испытатель конструкторского бюро имени Сухого Егоров Ю.А.

Основной особенностью этого самолёта, предназначенного для прикрытия во время боевых действий на территориях, оснащённых средствами ПВО, является повышенная живучесть. Для её обеспечения инженерам пришлось приложить огромные усилия и выполнить работы в рамках обширного комплекса различных мероприятий: на штурмовике теперь есть бронированная кабина пилота, топливные баки заполнены пенополиуретаном, (что гарантирует взрывобезопасность), имеется протектирование и др.

Все нововведения перед внедрением в конструкцию штурмовика прошли многочисленные тесты в стенах конструкторского бюро имени Сухого, что в дальнейшем обеспечило высокую эффективность в процессе боевых вылетов самолёта на территории Афганистана.

Конечно, штурмовик, который был разработан ещё в 1970-х годах прошлого века, с большой натяжкой относится к машинам современного типа. Но, несмотря на свою огромную живучесть, подтвержденную многочисленными испытаниями, к началу 21 века этот самолёт устарел. На текущий момент он не отвечает принятым сейчас требованиям, предъявляемым к составу бортовой радиоэлектроники и высокоточному оружию. Модернизация самолёта до версии Су-25СМ решила все имеющиеся проблемы.

В 2001 году в конструкторском бюро имени Сухого началась программа модернизации знаменитого Су-25 в усовершенствованную версию штурмовика Су-25СМ. 5 марта 2002 года этот обновлённый самолёт совершил свой первый вылет под управлением лётчика-испытателя конструкторского бюро имени Сухого Соловьева И.Е.

Основным организатором программы был 121-й авиаремонтный завод Министерства обороны РФ, находящейся в городе Кубинка. Весь спектр работ по усовершенствованию самолётов проходил под руководством инженеров ОКБ. Сейчас 121-й авиаремонтный завод представляет собой ОАО и является одним из самых крупных предприятий по усовершенствованию и ремонтным работам авиадвигателей и штурмовиков боевой авиации.

На сегодняшний день завод лидирует в области ремонта самолётов в РФ. Работы по модернизации самолёта Су-25 в усовершенствованную версию Су-25СМ стали одними из наиболее важных и приоритетных для 121-го завода в Кубинке. Инженеры решили создать практически новый штурмовик, переклепав даже центроплан предыдущей версии самолёта. Стоимость этой машины будет гораздо меньше, чем, если бы самолёт создавался с нуля. Завод, хотя и специализируется на ремонте штурмовиков во всем мире, но в основном здесь проходят этапы модернизации только самолёты ВКС России.

Модель Су-25СМ считается довольно недорогим самолётом, который производится в сравнительно короткие сроки и рассчитан на массовое применение в условиях военного времени. Из-за этого и было принято решение об уменьшении финансирования на проведения модернизации штурмовика и на мероприятия по переподготовке лётного состава и обслуживающего персонала. В том числе, Му-25СМ в отличие от многих зарубежных штурмовиков получил один МФЦ, а не два. Оправданность этого решения подтверждено проведёнными исследованиями.

Штурмовик Су-25СМ представляет собой усовершенствованный вариант самолета Су-25. Основные отличия этого самолета в новой авионике заключаются в многофункциональном дисплее, расположенном в кабинете пилота и добавленном индикаторе на лобовом стекле. Начиная с 30.09.15, штурмовики Су-25СМ в составе смешанной авиационной группы ВКС России совершают боевые полёты, направленные на уничтожение террористов в Сирии.

Создавался модернизированный самолёт Су-25СМ (Т-8СМ) для использования в рамках сложных погодных условий, которые чаще всего и наблюдаются на территории Центральной и Восточной Европы, где нижний край облачности на высоте от 400 метров можно наблюдать в 75% дней в году. Поэтому высота бомбометания в рабочем режиме должна быть 200-300 метров. К тому же сбрасывать боеприпасы лётчику нужно, как со сложных маневров, обеспеченных точностью попадания в цель, так и в рамках горизонтального полёта. Модернизация первых 4-х штурмовиков на 121-м заводе в Кубинке прошла ещё в 2002-2004 годах. Государственные лётные испытания нового самолёта были закончены в 2005 году. Специальные лётные испытания проводились в течение 2006 года. После их прохождения штурмовик рекомендовали в качестве массовой модернизации. В 2007 году два первых Су-25СМ, прошедшие все необходимые мероприятия по модернизации были рекомендованы для боевого применения/ обучения на них экипажа и отправлены в Центр в Липецке. Бортовые номера этих штурмовиков 87 красный и 19 красный.

Инженерами в процессе усовершенствования самолёта было полностью обновлено БРЭО. От старого БРЭО они оставили только «Клен-ПС» - лазерный прицел-дальномер и его в ближайшее время планировали заменить на другой вариант, обладающий повышенной мощностью и точностью. Но вот планер самолёта был полностью сохранён от предыдущей модели, изменений здесь никаких не производилось. Поэтому, в имеющейся фюзеляж штурмовика, который сохранил свою первоначальную конфигурацию, добавили новые детали, а именно электрические жгуты и радиоэлектронные системы и блоки.

Руководством завода было принято решение, что не имеет смысла в процессе усовершенствования штурмовика, модернизировать силовую установку (2 ТРД З-95Ш с тягой по 41000 кгс каждый), до этого доказавшую во время боевых вылетов свою надежность и живучесть. Кроме того, был учтён и тот факт, что у штурмовиков имелся резерв по повышению своих ресурсов. Доработка на двигателях Су-25СМ, которая была связана с помпажом, всё-таки проводилась по аналогии с вариантом Су-25Т. Всё это значительно расширило возможные режимы использования вооружения во время любых вылетов самолёта. После этого производились доработки силовой установки в рамках системы сигнализатора вращающегося срыва электронного типа, у двигателей теперь стал другой индекс Р-95Ш Литера СМ. Во время капитального ремонта на этом самолёте стала возможна установка двигателя Р-195.

Экономия примерно 300 кг бортовой аппаратуры стала возможна за счет перехода самолёта на новейшую авионику. Посредством этого инженеры смогли перенести из хвоста штурмовика, представляющего наибольшую уязвимость при обстреле ПЗРК и ракетами, важные блоки в носовую часть самолёта, которая более надежна защищена. Кроме того, осуществлённый объём доработок значительно повысил живучесть самолёта. Какие-то из них раньше уже были на последних самолётах Су-25. Для осуществления мероприятий по модернизации в рамках 121 завода в Кубинке вначале были штурмовики поздних годов выпуска, производимые с 1987 года. Они обладали неплохим ресурсом, который ещё не до конца был выработан, поэтому, как никто другой, подходили для модернизации по увеличению живучести. После всех усовершенствований вес штурмовика оставался практически прежним.

Возможности этого самолёта во время боя были значительно увеличены из-за установки на нём новейшего комплекса ПрНК-25СМ прицельно-навигационного типа «Барс», который был специально разработан для этого штурмовика. В состав комплекса теперь входили системы обработки и отображения информации, станция радиотехнической разведки, системы ближней и спутниковой навигации, цифровая вычислительная машина, автоматический радиокомплекс, бортовая система «Карат-Б-25» и другие нововведения.

Также самолёты Су-25СМ оснащены станцией предупреждения о радиолокационном облучении Л-150. В передней части штурмовика была установлена «Клен-ПС» - лазерная станция дальнометрирования и подсвета, направленная на обеспечение наведения на цель УР посредством лазерных головок самонаведения. Штурмовики в версии Су-25СМЗ, прошедшие модернизацию с 2013 года будут оснащены и новой станцией РЭБ «Витебск-25» и, помимо этого, им станет доступна расширенное управляемое вооружение, в том числе корректирующие авиационные бомбы с телевизионным и лазерным наведением. К 2020 году количество усовершенствованных Су-25, входящих в состав ВКС России планируется довести до 130 единиц. Модернизация в версию Су-25CМЗ будет доступна и для обычных Су-25, а также для уже усовершенствованных Су-25СМ.

Кабина пилота модернизированного штурмовика теперь имеет многофункциональный цветной индикатор, который предназначен для вывода полётной, тактической, картографической или прицельной информации. Доступна проекция информационных данных на цифровой географической карты местности о зонах действия имеющихся ПВО, текущем расположении фронтовой линии и др. Широкоугольный индикатор, расположенный на лобовом стекле (ИЛС) был установлен вместо авиационного прицела АСП-17БЦ-8. Новый прибор оборудован специальной электронно-лучевой трубкой, обеспечивающей повышенную яркость, что даёт возможность пилоту применять ИЛС при прямых солнечных лучах. Помимо этого посредством индикатора на лобовое стекло доступен вывод любой информацией, необходимой для атаки на противника. Автопилот на обоих самолетах (Су-25СМ и Су-25) отсутствует.

На модернизированной версии штурмовика имеется встроенная система бортовой автоматики, что позволило значительно сократить трудовые затраты во время подготовки самолёта к повторному полёту. Время, необходимое для технического обслуживания штурмовика, уменьшилось до 30%.

В модернизированном самолёте в 2-3 раза выросла точность боевого применения и навигационных систем, а что касается бомбардировочного применения, то здесь она стала соизмерима с управляемыми средствами авиационного поражения.

Итог проведенной модернизации - новая версия штурмовика Су-25СМ представляющая собой самолёт, эффективность боевого применения которого выросла в 1,5 раза. Инерциально-спутниковая навигационная система способствовала точности определения координат без применения спутниковой коррекции около 15 метров, а с коррекцией около 200 метров. Помимо всего этого новый самолёт оснащён переменным темпом стрельбы из авиационной пушки, что значительно повысило возможности удачных атак на цель. Пушка ВПУ-17А, оснащенная двуствольной 30-мм пушкой ГШ-2-30 (9-А-623) сейчас обладает темпом стрельбы 1:1, 1:4, 1:8, 1:16. В КБ были реализованы и новейшие режимы в рамках боевого применения самолёта, позволяющие использовать УР класса «воздух-поверхность» во время горизонтального полёта посредством использования точных программно-корректирующих установок цели.

Штурмовики Су-25СМ способны к поражению одновременно двух целей во время одной атаки, штурмовики Су-25СМ3 могут поразить четыре цели в рамках одной атаки с применением управляемых боевых средств. Стандартной поражающей задачей стало для самолётов Су-25 использование в рамках сложных метеорологических условиях навигационного бомбометания.

Номенклатура вооружения для Су-25 СМ3, кроме осколочных, бетонобойных, фугасных неуправляемых авиационных бомб и ракет, начиная от С-5 калибра 55-мм до С-25 калибра 340-мм, включает в себя: авиабомбы корректирующего типа КАБ-1500 и КАБ-500 (вместо Р-60 и Р-60М на штурмовиках Су-25) и УР воздух-воздух Р-73 и УР класса «воздух-поверхность» — Х-25 и Х-29.

Сегодня отсутствует достойная замена самолёту Су-25, но работы по его модернизации в серию Су-25СМ вместе с капитальным ремонтом штурмовиков, позволили создать парк машин, эксплуатировать которые предполагается на протяжении 17-18 лет. За эти годы в России, скорее всего, будет создан ударный комплекс тактического вооружения нового типа.

Источник

Интересные факты

Впервые на самолете фронтовой авиации используется авиационная пушка с переменным темпом стрельбы.

Комментарии отсутствуют

Материалы по теме