"Разменял десятку": первый полет Су-57 состоялся 10 лет назад
Российский истребитель пятого поколения Су-57 отметил важный юбилей – десятилетие со дня первого полета. За это время ему много раз предрекали как фантастические успехи, так и оглушительные провалы, сравнивая с американскими программами F-22 и F-35. Но если взглянуть на ситуацию шире, то становится ясно – в сложившихся исторических обстоятельствах Россия сделала практически все возможное, чтобы закрепиться в немногочисленной лиге держав, обладающих технологиями пятого поколения.
Фото: Ruwings
Первый полет опытного образца самолета Т-50-1 (серийный номер 51001, бортовой номер "01 синий"), состоялся 29 января 2010 года и продолжался 45 минут. Взлет произвел летчик-испытатель ОКБ Сухого Герой России Сергей Богдан с аэродрома в Комсомольске-на-Амуре. Тогда таинственный самолет-невидимка назывался Т-50 или ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации.
После этого, в течение десяти лет в строй были введены десять летающих образцов, позволивших, вместе с тремя наземными стендами, максимально эффективно проводить испытания этой машины. В 2011 году ПАК ФА впервые преодолел звуковой барьер и с большим шумом дебютировал на авиасалоне МАКС, а в 2012-м начал испытания с новым радаром.
В 2014-м случилось первое ЧП – на взлетно-посадочной полосе в ЛИИ им. М.М. Громова у одного из опытных бортов загорелся двигатель. В кабине снова был Сергей Богдан. Это летное происшествие не привело к серьезным последствиям – летчик не пострадал, а истребитель сумели восстановить и продолжить на нем испытательные полеты.
Наполненным событиями стал 2017 год. В августе, на авиасалоне МАКС, главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ Герой России Виктор Бондарев впервые официально назвал серийное название ПАК ФА – Су-57.
А 5 декабря 2017 года состоялся первый полет Су-57 с двигателем второго этапа ("изделие 30"), созданным специально для нового истребителя. Устанавливать эти двигатели на серийные самолеты планируется в 2023-2025 годах. Пока опытные машины летают с "изделием 117" (АЛ-41Ф1С). Эта силовая установка производится для истребителей Су-35С.
В 2018 году пара новых российских самолетов была отправлена в Сирию. Впервые их заметили блогеры, быстро наводнив интернет фотографиями легко узнаваемых плоских силуэтов. В марте того же года министр обороны РФ Сергей Шойгу официально подтвердил эту информацию. Позднее стало известно, что Су-57 проходили в южной Республике "повторную апробацию". Подробности операции не раскрываются, но очевидно, что ПАК ФА тестировали свое вооружение и радиоэлектронные системы.
В 2018 году на выставке "Армия" был заключен контракт на передачу министерству обороны РФ двух первых самолетов. И все-таки ключевым для программы пятого поколения стал 2019 год, когда Минобороны РФ заключило с Объединенной авиастроительной корпорацией контракт уже на 76 новых истребителей со сроком исполнения до 2027 года включительно. Серийное производство развернут на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ, филиал ПАО "Компания "Сухой").
Первый серийный самолет торопились передать до нового 2020 года, но спешка обошлась очень дорого: утром 24 декабря 2019 года во время очередного испытательного полета тот самый первый испытательный борт Т-50-1 потерпел крушение. Эта катастрофа с потерей борта в полете стала первой в истории программы.
Причиной аварии стал, по неофициальной информации, отказ в комплексной системе управления самолета на высоте около 10 км. Стабилизаторы встали в противоположное положение и самолет вошел в неуправляемое вращение, в результате упав в 111 км севернее от заводского аэродрома Дземги. Заводской летчик-испытатель успешно катапультировался на высоте около 1,5 км, он не пострадал.
Нужно признать, что проект российского истребителя пятого поколения порой испытывал и международные трудности. В 2018 году Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), предполагающего создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Причиной сворачивания 11-летней программы ВВС Индии назвали непреодолимые расхождения в технологических и финансовых вопросах. Был разработан дизайн индийского истребителя, но далее проект FGFA не продвинулся из-за множества разногласий, возникших между сторонами.
По данным открытых источников, индийские военные считают, что создаваемый российский истребитель не отвечает заявленным требованиям скрытности. Также индийская сторона полагает, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам боевого самолета пятого поколения.
Тем не менее, программа Су-57, несмотря на запаздывание с новыми двигателями, развивается в своем темпе. Важно отметить, что возникла она не на пустом месте – появлению программы ПАК ФА в 2001 году предшествовала кропотливая работа советских и российских инженеров, длившаяся около 30 лет! Все дело в том, что над обликом истребителя пятого поколения начали трудиться по обе стороны океана еще в конце 1970-х годов.
Су-47 "Беркут" фото: Wikipedia
В России программа Су-57 зиждется на двух "столпах" – программе МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель, МиГ 1.44) и проекте С-32 (позднее С-37 или Су-47 "Беркут"). Оба самолета отличались крайне сложными аэродинамическими компоновками ("утка" у микояновцев и продольный триплан с крылом обратной стреловидности у суховцев) и революционными решениями в области радиоэлектроники и композитов.
Экспериментальный Миг-1.44 "Беркут" фото: Topwar
Однако развал Советского Союза предрешил судьбу обоих проектов. МиГ 1.44 впервые поднялся в воздух в 2000 году, но успел совершить всего два-три полета, а "Беркут", оторвавшийся от земли в сентябре 1997-го (как и американский "Раптор" F-22), летал до 2009 года, но потом уступил место Су-57.
От своих предшественников Су-57 унаследовал многие принципы и технологии. Так, около 70% его поверхности покрывают композитные материалы, снижающие радиолокационную заметность. Композиты были опробованы и на МиГ 1.44, и на Су-47, причем в те времена работа с крылом истребителя, выполненным из углепластика (как у "Беркута"), осложнялась отсутствием соответствующего опыта и технологий неразрушающего контроля. Инженеры попросту не знали, как будет вести себя такое крыло в тех или иных условиях полета, какие нагрузки оно выдержит, и как "отловить" в нем поры и микротрещины.
Внутренний отсек для вооружений, спрятанный в планере Су-57, также был впервые опробован на Су-47. Для МиГ 1.44 разрабатывалась новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования и новый радар. Если бы "начинка" этого самолета успела пойти в серию, возможно, сейчас облик российской истребительной и бомбардировочной авиации был бы несколько иным.
Многое Су-57 позаимствовал и у своего "собрата" Су-27 – одного из самых удачных тяжелых истребителей советских и российских Вооруженных сил. Однако его планер спроектирован с учетом новейших стелс-технологий и непременных требований к самолетам пятого поколения. По существу, этих требований три: малозаметность, сверхманевренность и сверхзвуковая крейсерская скорость. Всеми тремя качествами новый российский самолет обладает, а в полной ли мере – покажет время.
Комментарии отсутствуют
войти