Далеко не случайно Турция решила овладеть созданием ударных вертолетов. Ведь когда-нибудь перед армией этой страны встанет вопрос – какой ударный вертолет придется применять и, соответственно, кто его изготовит и какими характеристиками будет обладать новая машина.
Проанализировав множество вариантов предлагаемых импортных вертолетов, турецкие военные начали справедливо сомневаться в достоинствах американских воздушных машин и приняли решение приобрести другой современный вертолет. Но метод, посредством которого турки реализуют свой план, своеобразен.
С самого начала турецкий тендер в рамках программы АТАК (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters - вертолет огневой поддержки) планировался как широкомасштабное обновление своих военно-воздушных сил. Поэтому, логично заметить, что прагматичные турки, выжимавшие из участников тендера всё возможное, и в этот раз сделают точно также. Но случилось невероятное.
Итальянский вертолет A 129 Mangusta, усовершенствованный предприятиями турецкого ВПК и AgustaWestland, выиграл турецкий тендер. Эта машина как таковым ударным вертолетом не является и в соответствии с этим не может позиционироваться в качестве конкурента для других представленных в тендере образцов. Разрабатывался прародитель турецко-итальянского вертолета как легкая, разведывательная, многоцелевая воздушная машина, которая не предназначена для серьезных боев.
История этого вертолета начинается в 2007 году согласно указанной выше программы ATAK, впоследствии в 2008 году 22 июня вступило в силу соглашение на производство 50 вертолетов T-129 (является модернизированным вариантом вертолета А-129 "Мангуста"), общей стоимостью 3.2 млрд долларов. Соглашение так же включало опцион на дополнительное производство 41-го вертолета. Турецкая компания AESLAN поставляла авионику, целевое оборудование и вела работы по разработке всего программного обеспечения, в то время как AgustaWestland выступала в качестве субподрядчика для TAI (Тюркиш аэроспейс индастриз). Вертолеты предполагались в двух различных модификациях TUC-1 и TUC-2.
Основные требования к системам и предварительный проект были завершены к 2009 году, а первый прототип T-129 совершил свой полет 28 сентября 2009 года, но 19 марта 2010 года прототип разбился во время высотных испытаний недалеко от Вербании (Verbania) в Северной Италии. Причиной катастрофы послужила нехватка мощности для хвостового винта. Первый полет Турецкого прототипа был завершен на площадке TAI в Анкаре 17 августа 2001 года.
В ноябре 2010 года Турция заключила контракт на 150 млн евро на поставку 9 вертолетов T129, доведя общее количество вертолетов до 60 штук. В данный момент такие страны как Азербайджан, Иордания, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южная Корея, Объеденные Арабские Эмираты заинтересовались данным вертолетом.
22 апреля 2014 года компания TAI осуществила передачу первой партии вертолетов T-129A сухопутным войскам Турции.
Вертолет был сконструирован с учетом эксплуатации в жарких условиях, с применением технологий, которые снижают радиолокационную заметность. При его изготовлении использовались композитные материалы – их примерно 50% по сравнению с обычными авиационными материалами.
В носовой части вертолета установлена 20мм трех-ствольная пушка турельного типа. Опционально можно будет устанавливать 12.7 мм пулемет.
Еще одним нюансом этого вертолета стало применение составных пилонов для вооружения, представляющих собой съемные конструкции, которые подвешиваются к фюзеляжу и значительно снижают заметность воздушной машины для РЛС.
Вертолет имеет четыре точки подвеса вооружения, общей массой 1200 кг. На концах пилонов могут размещаться противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), ракеты класса "воздух-воздух" (АТАМ) 70мм (2,75 дюйма) и 70мм управляемые ракеты.
Так же на вертолете установлена система электронного противодействия, включая активные и пассивные системы радиоэлектронного подавления (РЭП) такие как защита от радиолокационного обнаружения, система предупреждения о ракетном нападении, система предупреждения о лазерном облучении, радиочастотный глушитель, система подавления в ИК диапазоне.
На Т-129 ATAK установлены два турбовальных газотурбинных двигателя LHTEC T800-4A. Двигатель Т800-4А является экспортным вариантом двигателя CTS800, с электронно-цифровой системой управления (FADEC) которая снижает нагрузку на пилота контролируя работу многих параметров двигателя в автоматическом режиме, мощность каждого двигателя составляет 1,014КВт, длинна 0,85м, диаметром 0,56м и весом около 154 кг.
С данными двигателями вертолет развивает максимальную крейсерскую скорость 269 км/ч, с дальностью полета 561 км в нормальном и 1000 км в перегоночном режиме. Практический потолок составляет 6096 метров, скорость набора высоты составляет 14 м/с, максимальный взлетный вес 5000 кг.
Вертолет выпускается в двух вариантах:
- первый T-129A EDH - вертолет огневой поддержки, эта версия оборудована 22мм пушкой Гатлинга и четырьмя пусковыми установками 70мм управляемых ракет. Было заказано 9 вертолетов этой модификации, 6 из которых были произведены и переданы Турецкой армии. T-129A будет модернизирован до версии T-129B.
- второй T-129B - многоцелевой вертолет который помимо средств огневой поддержки используемых в первом варианте будет оснащаться передовыми системами радиоэлектронной борьбы. Вертолет будет вооружен 20мм пушкой Гатлинга, а так же различными вариантами ракет таких как: 8 шт UMTAS (противотанковые ракеты), 12 шт Roketsan Cirit (управляемая ракета) и 2 AIM-92 Stinger (ракеты класса "воздух-воздух"). Всего будет произведен 51 вертолет в этой модификации.
Несмотря на технические возможности нового вертолета по мнению специалистов, мода на разнообразные инновационные (стелс) технологии и выживаемость «вне зоны контакта с техникой противника» - существенный просчет конструкторов вертолетов в Европе. До сих пор никто серьезно не занимался многоцелевым или малозаметным ударным вертолетом, которому не пришлось бы в бою на ближнем расстоянии столкнуться с машиной противника, влезть в самый разгар боя, подавляя врага огневой мощью.
Аналогичная ошибка была допущена и европейскими разработчиками вертолета Eurocopter Tiger, которые отдали бронирование и огромный боевой комплект на модернизацию в рамках малозаметности и стелс-технологий.
Значительной проблемой вертолета Т-129 - усовершенствованной копии A-129 является невысокий уровень защиты. Это объясняется тем, что многочисленные датчики, стелс-фюзеляжи и различные современные технологии в рамках РЭБ не могут обеспечить целостность машины во время боевых действий.
«Когда еще применялся Ка-50 в Чечне и Ми-24 в Афганистане в составе БУГ стало понятно, что не может быть и речи об однократном попадании в воздушную машину. Самый перспективный вертолет должен выдержать обстрел любым вооружением, при этом сохраняя нормальную функциональность, необходимую для планового выполнения боевых задач», - рассказал Виктор Кобец, специалист по бронезащите, авиационный инженер.
Экипаж современной ударной машины должен ворваться в разгар боевых действий, «обработать» нужный участок и не опасаться, что быстрый вход в зону непрекращающегося огня чем-то повредит машине. У турецко-итальянского вертолета такой возможности на текущий момент нет. По словам авиаспециалистов, боковые опциональные бронещитки и бронированный пол с маленькой долей вероятности помогут вертолету выдержат прямой огонь.
По словам производителя, конструктивные особенности воздушной машины обладают возможностью однократно выдерживать попадания осколков и 12,7 мм бронебойных пуль, но вместе с тем не приводятся никакие данные о том, что ждет вертолет после этого.
«Разработчики не уделяли повышенное внимание уровню бронирования. Основным для них было создать легкий и маневренный вертолет, оснащенный неплохим вооружением. Безусловно, странно со стороны наблюдать за воздушной машиной, которая не способна пережить кратковременного участия в бою, например, в том же Афганистане», - считает Андрей Сорокин, специалист в области БРЭО и систем управления, авиационный инженер.
Изучение результатов обстрела узлов, агрегатов, кабин других воздушных машин - российских Ми-28 и Ка-52, показали, что пилоты, находившиеся в них, оставались в живых и были способны завершить выполнение текущей боевой операции.
Для больших проблем временное решение
Турция в течение длительного времени успешно сотрудничала с военными в Израиле и приобретала новые разработки стран, входящих в НАТО, но в тоже время создать свой ударный высокоэффективный самолет у турецких военных пока не получалось.
Вся сложность даже не в том, что это требует значительных финансовых затрат, а в том, что во время встречи с хорошо оснащенным вертолетом противника, шансы выживания у турецкой воздушной машины Т-129 минимальны.
По мнению специалистов, такие технические проблемы не являются чем-то экстраординарным, просто не хватает опыта, который можно получить в реальных боевых условиях и присутствует неразумный выбор в пользу тех вертолетов, у которых подобного опыта тоже не было.
«Использование воздушных машин А-129 в Сомали в рамках поддержки миротворцев нельзя принимать за масштабные боевые действия, потому что никакого противодействия там практически не осуществляось. Всего лишь пара дыр от пуль 7,62 мм и несколько осколков в обшивке вертолета.
Это не является показателем надежности воздушной машины. А вот что касается Чечни, Афганистана или Сирии, то здесь как раз можно сделать определенные выводы», - замечают специалисты.
Эксперты помимо этого отмечают, что турецко-итальянский проект, который обернулся заключением контракта на 60 многоцелевых воздушных машин Т-129 можно расценивать в качестве промежуточного проекта самих турецких военно-воздушных сил.
Даже притом, что ВПК Турции смог наладить производство специализированных оптико-прицельных комплексов и противотанковых ракет к этой воздушной машине, нормальной защите Т-129 так и не научили. Если произойдет серьезный бой, то вертолет практически гарантированно получит значительные повреждения и выйдет из строя.
Турецкие печатные издания не раз отмечали, что нововведения Т-129 несущественно отличаются от предшественников – АН-1 Cobra и, соответственно, использование их в рамках реальных боевых действий на этом вертолете невозможно.
Ряд многолетних проблем, связанных с Т-129 указывают на то, что Турция очень хочет вырваться из «плена» американских технологий 30-й давности и начать, наконец, создавать свои эффективные боевые вертолеты. Но осуществить это, по мнению специалистов, в ближайшем будущем у них вряд ли получится.
Использованные материалы:
6 комментариев
войтиТакое возможно, но скорее это случайность и единичный случай.
Такие упражнения кто-нибудь выполнял? Хотя бы в Торжке?
От нас несколько человек ездили в Торжок за такими допусками.
Рассчитывать на воздушный бой между вертолетами это глупо. Такое возможно, но скорее это случайность и единичный случай. Для ударных вертолетов свойственны задачи по уничтожению наземных целей и малоскоростных беспилотников.
Мат часть )