новости Россия отмечает 131 год со дня рождения Андрея Туполева

Россия отмечает 131 год со дня рождения Андрея Туполева

10 Ноября 2019
122

Со дня рождения одного из величайших авиаконструкторов XXвека Андрея Туполева прошел 131 год. Накануне памятной даты международному аэропорту Внуково присвоили его имя. Под руководством Андрея Туполева было спроектировано более 200 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено около 280 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Современная Дальняя авиация России, воздушный столп ядерной триады нашей страны – это детище конструкторского бюро Туполева. 

Андрей Николаевич родился 10 ноября 1888 году в сельце Пустомазово Тверской области. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище. В 1916-1918 годах Андрей Туполев работал в первом в России авиационном расчетном бюро, вместе с Николаем Жуковским формировал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). 

Туполев начал свою конструкторскую деятельность с создания аэросаней и глиссеров для конструктивного освоения нового металла – кольчугалюминия (дюраля). В октябре 1922 года по предложению Госпромцветмета при ЦАГИ организовали Комиссию по постройке цельнометаллических самолетов. Председателем Комиссии был назначен Андрей Туполев, отвечавший за общее руководство работами. Это событие можно считать отправной точкой отсчета истории будущего всемирно известного ОКБ. 

В 1920-30-е годы под руководством Андрея Николаевича были созданы прорывные машины как военного, так и гражданского назначения. До 1936 года под его руководством были разработаны восемь торпедных катеров и пятьдесят самолетов, в том числе стратегические АНТ-4, АНТ-6, АНТ-42; пассажирские АНТ-9, АНТ-20 "Максим Горький"; рекордные АНТ-25, АНТ-37 и фронтовой бомбардировщик АНТ-40 (СБ). 

В 1936 году Туполев был назначен главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности. На этом посту он руководил формированием стратегического направления развития авиации, науки и техники. 

21 октября 1937 года конструктор был арестован по ложному обвинению во вредительстве и шпионаже и приговорен к 15 годам лишения свободы. Находясь в заключении, Туполев работал в специальном ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), которое состояло из авиаконструкторов, также как и он, попавших в круговорот тотальных репрессий.

С началом войны, 21 июля 1941 года, Туполев был досрочно освобожден из заключения и вскоре вместе с коллективами КБ и ЦКБ-29 был эвакуирован в Омск, где работал над самолетом "103" (Ту-2), признанным лучшим фронтовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны. 

На фронтах войны были задействованы 11 типов самолетов и торпедных катеров А.Н. Туполева. В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где была развернута главная база одноименного ОКБ.

В тяжелое послевоенное время разработка стратегического бомбардировщика, способного нести атомную бомбу, была доверена туполевскому ОКБ. Проект самолета, получившего обозначение Ту-4, был успешно реализован и стал платформой для многочисленных модификаций, вставших на вооружение отечественных ВВС на долгие годы. 

Под руководством Туполева был разработан и внедрен целый ряд высококлассных бомбардировщиков "Ту". Созданием серии модификаций самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-22М и работой по первым вариантам Ту-160 он заложил основу современной отечественной Дальней авиации. 

Помимо работ по военной тематике Андрей Туполев внес колоссальный вклад в развитие гражданской авиации, снабдив отечественные и международные авиалинии массовыми и надежными самолетами Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144 и Ту-154. Под руководством А.Н. Туполева начинались поиски возможностей для создания новых типов магистральных пассажирских самолетов, которые привели к появлению современных машин Ту-204/214 и Ту-334. Самолеты туполевского ОКБ обеспечили до 75% рейсов советской и российской гражданской авиации. 

Андрей Николаевич не оставил мемуаров. Но как минимум две его фразы быстро стали крылатыми: "Я не пишу, а делаю" и "Летают только красивые самолеты".

Источник

вернуться назад

Комментарии отсутствуют